Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<_>
при участии в режиме видеоконференцсвязи представителя ИП Губернаторовой А.Н. <_> (доверенность от 01.09.19), в отсутствие представителей Государственного казенного учреждения "Хозяйственно-транспортный комплекс Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия" надлежащим образом уведомленном о месте и времени рассмотрения обращения,
рассмотрев обращение Государственного казенного учреждения "Хозяйственно-транспортный комплекс Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия" (далее - Заказчик) (вх. N 6981 от 27.10.2021) о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП Губернаторовой А.Н. (далее - в т.ч. Поставщик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на поставку светильников, номер извещения - 0102200001621002196, и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104, а также проведения внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
УСТАНОВИЛА:
В адрес Бурятского УФАС России поступило обращение Государственного казенного учреждения "Хозяйственно-транспортный комплекс Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП Губернаторовой А.Н. в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта. Заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта 01.10.2021, в связи с тем, что подрядчиком не исполнялись контрактные обязательства, что привело к нарушению пункта 1.1 (Поставщик обязуется поставить светильники (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом) и иные условия Контракта.
Срок поставки: с момента заключения контракта по 31 августа 2021 года, цена контракта составляет 344573,02 рублей. Согласно обращению Заказчика, Поставщик к исполнению обязательств по контракту на момент его расторжения не приступил.
Губернаторова А.Н. представила письменные пояснения, согласно которым считает, что документация об Аукционе была составлена с нарушениями. Так, согласно извещению, объектом закупки является поставка светильников, как и предметом контракта.
Кроме того, разделом 4 проекта Контракта установлены обязанности поставщика:
4.1.1. поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и Техническим заданием;
4.1.2. обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом;
4.1.3. обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом;
4.1.4. в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения направить его Заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Заказчика, указанному в Контракте, а также телеграммой либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение Поставщиком подтверждения о его вручении Заказчику;
4.1.5. предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
Техническим заданием также определено описание объекта закупки - Светильник светодиодный подвесной, а также утверждены функциональные технические и качественные характеристики объекта закупки.
При этом пунктом 3 раздела 1 Технического задания в параметры поставки включены работы, обозначенные в прочих условиях, которые должны быть выполнены подрядчиком - "В сумму поставки включена стоимость работ по демонтажу старых, монтажу и подключению новых светильников, включая крепежные и расходные материалы".
Приложением N 3 к документации приведено обоснование начальной максимальной цены контракта. Исходя из приведенного расчета начальная максимальная цена контракта определена исключительно для товара - светильник светодиодный внутреннего освещения.
Таким образом участвуя в Аукционе, ИП Губернаторова А.Н. полагала, что предметом закупки является исключительно поставка светильников.
Вместе с тем, ИП Губернаторова А.Н. отмечает, что заказчиком не соблюдены положения типового контракта, согласно которому пункт 4.1.4 устанавливается в случае необходимости осуществления монтажа и наладки товара.
Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев представленные документы, установила следующее.
17.06.2021 в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона, номер извещения - 0102200001621002196. Начальная (максимальная) цена контракта - 883 129,96 рублей.
12.07.2021 между Государственным казенным учреждением "Хозяйственно-транспортный комплекс Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия" и Индивидуальным предпринимателем Губернаторовой Аллы Николаевны заключен муниципальный контракт по результатам проведенного электронного аукциона на поставку светильников, N 0102200001621002196 на сумму 344 573,02 рублей.
Согласно пункту 3.1 контракта, Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Хахалова, 8в. Срок поставки: с момента заключения контракта по 31 августа 2021 года. Дополнительные соглашения об изменении сроков исполнения обязательств, их стоимости и объёма стороны не заключали.
Согласно пунктам 4.1.1 - 4.1.5 Контракта, Поставщик обязан:
4.1.1. поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и Техническим заданием;
4.1.2. обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом;
4.1.3. обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом;
4.1.4. в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения направить его Заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Заказчика, указанному в Контракте, а также телеграммой либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение Поставщиком подтверждения о его вручении Заказчику;
4.1.5. предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
В приложении N 1 к Контракту - Техническое задание, вместе с описанием объекта закупки установлены прочие условия, согласно которым в сумму поставки включена стоимость работ по демонтажу старых, монтажу и подключению новых светильников, включая крепежные и расходные материалы.
В связи с вышеизложенным, Поставщик указывал, что полагал о необходимости исключительно поставки светильников.
По состоянию на 30.09.21 Поставщиком обязательства по контракту не исполнены.
01.10.2021 Заказчиком на основании пункта 11.2 контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частями 12, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта было получено Поставщиком заказным письмом с уведомлением 14.10.2021.
Порядок одностороннего отказа от исполнения контракта Заказчиком соблюден. С учетом изложенного, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 25.10.2021.
На основании доводов, изложенных в письменных пояснениях ИП Губернаторовой А.Н., в рамках внеплановой проверки установлено следующее.
Частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Р", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" утверждены Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 14 Правил, утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15 - 17 настоящих Правил, за исключением закупок, указанных в пункте 18 настоящих Правил, в следующих случаях:
а) подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;
б) подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;
в) заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктом 16 Правил условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:
а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).
Таким образом, установлено, что применение типового контракта является обязательным при наличии условий для его применения.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей:
а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке;
б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.
Согласно пункту 12 Правил изменения в утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов вносятся посредством принятия нормативного правового акта в порядке, установленном для разработки, утверждения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок типовых контрактов, типовых условий контрактов, в соответствии с пунктами 2 - 11 Правил.
Таким образом, заказчик обязан применять типовой контракт, типовые условия контракта, которые размещены в библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов, и при этом не вправе самостоятельно вносить изменения в типовой контракт, типовые условия контракта, за исключением их переменных частей.
Позиция о том, что Заказчик самостоятельно не вправе вносить изменения в утвержденный Типовой контракт, за исключением случая изменения переменной части Типового контракта, изложена также в письме Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2020 N 24-05-06/65908.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка светильников (Светильник светодиодный внутреннего освещения), при этом ОКПД2, указанный в Извещении о проведении Аукциона, содержится в приложении N 6 к приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 1152, которым утвержден в том числе Типовой контракт на поставку оборудования электрического осветительного (далее - Типовой контракт).
Пунктом 4.1 раздела IV. Взаимодействие Сторон Типового контракта установлены обязанности поставщика.
Пункт 4.1.4 - "Поставщик обязан осуществить монтаж и наладку Товара в соответствии со спецификацией" устанавливается Заказчиком при необходимости в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вопреки положениям Типового контракта, Заказчик в данном случае пункт 4.1.4 в Контракте не установил.
Таким образом, действия Заказчика привели к нарушению требований части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе. Комиссия Бурятского УФАС приходит к выводу, что допущенное нарушение могло привести к неверному толкованию Подрядчиком своих обязанностей.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном неисполнении заключенного контракта.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом неисполнения контракта, должно быть установлено, что участник закупки не исполнил заключенный контракт немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Комиссия Бурятское УФАС России, изучив представленные документы сторон, пришла к выводу, что в действиях ИП Губернаторовой А.Н. отсутствует недобросовестное поведение, выраженное в умышленном неисполнении условий заключенного контракта.
Принимая во внимание вышеуказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ИП Губернаторовой А.Н. в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается намерение в неисполнении заключенного контракта.
Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и подпунктом "в" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1) Сведения об Индивидуальном предпринимателе Губернаторовой Алле Николаевне (ИНН 550303715324), адрес места нахождения: 644122, г. Омск, ул. 5 Армии, д. 2, кв. 82, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2) Признать Заказчика нарушившим требования части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3) Передать материалы дела должностному лицу Бурятского УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
председатель Комиссии: |
|
члены Комиссии: |
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 9 ноября 2021 г. N 003/06/104-1022/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.11.2021