Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 92 в составе: <__> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми Республиканский перинатальный центр" (далее - ГБУЗ РК "КРПЦ") от 26.10.2021 N 01-07/2360 (вх. от 26.10.2021 N 4673) о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Медицинская компания "Надежда" (далее - ООО "МК "Надежда") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N ЭА-150, заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка электродов для нужд ГБУЗ РК "Коми Республиканский перинатальный центр", извещение N 0307200016621000109 (далее - закупка, электронный аукцион, договор, обращение),
в отсутствие сторон,
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
ГБУЗ РК "КРПЦ", ООО "МК "Надежда" надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.
ГБУЗ РК "КРПЦ" письмом от 09.11.2021 N б/н (вх. от 09.11.2021 N 5594-э.) ходатайствовало рассмотреть обращение о внесении сведений об ООО "МК "Надежда" в реестр недобросовестных поставщиков без участия представителя ГБУЗ РК "КРПЦ".
Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) пришла к нижеследующим выводам.
1. В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок
2. Заказчиком закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона, явилось ГБУЗ РК "КРПЦ".
Объект закупки - Поставка электродов для нужд ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр"
Начальная (максимальная) цена контракта 436 674,00 руб.
Источник финансирования закупки:
- средства бюджетного учреждения: за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС, официальный сайт) 12.08.2021.
В соответствии с частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов N 0307200016621000109-3 от 27.08.2021 контракт заключается с участником электронного аукциона - ООО "МК "Надежда", который предложил наиболее низкую цену контракта - 334 055,61 и заявка на участие в электронном аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
На основании протокола подведения итогов заключен контракт от 08.09.2021 N ЭА-150.
По пунктам 1.1, 1.3 раздела 1 контракта: "В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку электродов (код ОКПД 2 - 26.60.12.140) (далее - Товар) для нужд ГБУЗ РК "Коми Республиканский перинатальный центр" в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке Товара (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар и надлежащим образом осуществленные Услуги.
Поставка Товара осуществляется Поставщиком с разгрузкой с транспортного средства по адресу: ГБУЗ РК "Коми Республиканский перинатальный центр", 167981, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 114/4 (далее - Место доставки). Оказание Услуг осуществляется Поставщиком в Место доставки".
По пункту 2.2 раздела 2 контракта: "Цена контракта составляет 334 055,61 (триста тридцать четыре тысячи пятьдесят пять) рублей 61 коп, НДС не облагается на основании ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации".
По пункту 5.1 - 5.3 раздела 5 контракта: "Поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в течение 10 дней с даты заключения Контракта Сторонами", т.е не позднее 20.09.2021.
По подпунктам 3.4.1 - 3.4.7 пункта 3.4 раздела 3 контракта заказчик имеет право:
"Требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом;
Запрашивать у Поставщика информацию об исполнении им обязательств по Контракту;
Проверять в любое время ход исполнения Поставщиком обязательств по Контракту;
Осуществлять контроль соответствия качества поставляемого Товара и качества оказанных Услуг, сроков поставки Товара и оказания Услуг требованиям Контракта;
Требовать от Поставщика устранения недостатков, допущенных при исполнении Контракта;
Отказаться от приемки некачественного Товара и ненадлежащим образом оказанных Услуг и потребовать безвозмездного устранения недостатков;
Привлекать экспертов для проверки соответствия исполнения Поставщиком обязательств по Контракту требованиям, установленным Контрактом".
По подпунктам 3.2.1, 3.2.3 пункта 3.3 раздела 3 контракта поставщик имеет право:
"Требовать от Заказчика предоставления имеющейся у него информации, необходимой для исполнения обязательств по Контракту;
Требовать от Заказчика своевременной оплаты поставленного Товара и оказанных Услуг в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом".
В соответствии с подпунктами 3.1.1 - 3.1.7 поставщик обязан:
"Поставить Товар в строгом соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки;
Оказать услуги в строгом соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки;
Обеспечить соответствие поставляемого Товара и оказываемых Услуг требованиям качества, безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Представлять по требованию Заказчика информацию и документы, относящиеся к предмету Контракта для проверки исполнения Поставщиком обязательств по Контракту;
Незамедлительно информировать Заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта;
Своими силами и за свой счет устранять допущенные недостатки при поставке Товара и оказании Услуг;
Выполнять свои обязательства, предусмотренные положениями Контракта".
В соответствии с подпунктами 3.3.1 - 3.3.3 пункта 3.3 раздела 3 контракта заказчик обязан:
"Предоставлять Поставщику всю имеющуюся у него информацию и документы, относящиеся к предмету Контракта и необходимые для исполнения Поставщиком обязательств по Контракту;
Своевременно принять и оплатить поставленный Товар и надлежащим образом оказанные услуги;
Выполнять свои обязательства, предусмотренные иными положениями Контракта".
По пункту 11.1 раздела 11 контракта: "Контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до 30 декабря 2021 года, а в части оплаты и гарантийных обязательств - до полного исполнения обязательств Сторонами".
По пунктам 11.4, 11.5, 11.7 раздела 11 контракта: "Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством;
Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе;
Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Поставщика".
3. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В частях 12 - 14, 16 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
16.09.2021 ГБУЗ РК "КРПЦ" направило на электронную почту ООО "МК "Надежда" письмо о напоминании своевременной поставки.
23.09.2021 ГБУЗ РК "КРПЦ" ООО "МК "Надежда" было направлено требование за исх. N 01-07/2052, в котором заказчик сообщает, что по состоянию на 23.09.2021 года Товар не поставлен. Уважительных причин невыполнения обязательств Поставщиком не представлено. Поставщику дважды направлялись письма по поставке Товара, но ответа от Поставщика не последовало.
По письменным пояснениям ГБУЗ РК "КРПЦ", направленным в Коми УФАС письмом от 28.10.2021 N01-07/2387 (вх. от 29.10.2021 N 4741) обязательства по контракту не исполнены. Товар в указанный срок Поставщиком не поставлен в адрес Заказчика, ответов на требование, писем, комментариев Заказчиком получено не было.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов
3.1. Решение заказчика от 28.09.2021 об одностороннем отказе от исполнения контракта от 08.09.2021 N ЭА-150 направлено поставщику почтой 30.09.2021, согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором получено ООО "МК "Надежда" 12.10.2021, направлено по электронной почте 29.09.2021, 29.09.2021 размещено в ЕИС.
Решение об одностороннем отказе от 28.09.2021 вступило в силу 23.10.2021.
В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта Подрядчиком не устранены нарушения, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Включение в такой реестр возможно в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
При участии в электронном аукционе ООО "МК "Надежда" должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при отказе от исполнения взятых на себя обязательств по заключению договора.
Пунктом 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Оснований для отказа во включении о поставщике в РНП, установленных пунктом 15 Правил не усматривается.
По мнению Комиссии Коми УФАС России, ООО "МК "Надежда" допущено виновное недобросовестное поведение, за которое предусмотрена ответственность в виде включения информации о данном индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
1. Включить представленную ГБУЗ РК "КРПЦ" информацию в отношении общества с ограниченной ответственностью "МК "Надежда" (место нахождения:620088, Свердловская область, город Екатеринбург, пер. Дружбы, д. 4, кв. 38; ИНН: 6686034298; директор: <__>, ИНН: <__>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно приложению к решению в связи односторонним отказом заказчика от исполнения договора по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона "Поставка электродов для нужд ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр"", извещение 0307200016621000109, сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "МК "Надежда" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ГБУЗ РК "КРПЦ" нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <__>
Члены комиссии <__>
<__>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 9 ноября 2021 г. N РНП-11-191
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2021