Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение администрация муниципального образования Узловский район (далее - Заказчик, Администрация) (вх. N 6328 от 27.10.2021) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Горизонт" (далее - Общество, ООО "Горизонт", Подрядчик) (ИНН 9723047889; ул. Гурьянова, д. 30, эт.1, пом. II, ком. 4, г. Москва, 109388) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 25.08.2020 N 178 на выполнение работ по устройству детской площадки по адресу: г.Узловая ул.Горняцкая, д.18 в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда" (закупка N 0366200035620004247, реестровый номер контракта 3711700685720000086) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- - представителя Заказчика на основании доверенности;
- - представителя Общества на основании доверенности,
УСТАНОВИЛА:
27.11.2021 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО "Горизонт" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по устройству детской площадки по адресу: г.Узловая ул.Горняцкая, д.18 в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда" (закупка N 0366200035620004247) (далее - Электронный аукцион), в связи с существенным нарушением Обществом условий Контракта.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация об электронном аукционе на выполнение работ по устройству детской площадки по адресу: г. Узловая ул. Горняцкая, д.18 в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда" (закупка N 0366200035620004247) (далее - извещение и документация об электронном аукционе) размещены 27.07.2020 в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 813 668,35 рублей.
25.08.2020 по итогам Электронного аукциона между Заказчиком и ООО "ГОРИЗОНТ" заключен Контракт на сумму 598 045,80 рублей.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Контракта Подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по устройству детской площадки по адресу: г. Узловая, ул. Горняцкая, д. 18 в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда".
Выполнение работ осуществляется в соответствии с Перечнем объектов (Приложение N 1), Техническим заданием (Приложение N 2) и сметной документацией (Приложение N 3), являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта.
В соответствии с пунктом 4.1 Контракта сроки выполнения работ: в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня, следующего после даты заключения контракта в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 8 к Контракту).
Разделом 5 Контракта определен следующий порядок сдачи-приемки работ.
5.1. По окончанию работ Подрядчик предоставляет Заказчику акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 проверенные организацией осуществляющей строительный контроль, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, счет на оплату, фотоматериалы по объекту (по каждому виду работ) до и после выполнения работ, общий журнал работ, акты на скрытые работы, исполнительные схемы (чертежи), паспорта и сертификаты на материалы и оборудование (при наличии), протокола испытания контрольных образцов бетона, заключение лаборатории по качеству уплотнения основания, а также иную исполнительную документацию по запросу Заказчика.
Сдача работ Подрядчиком и их приемка Заказчиком осуществляется в течение 30 рабочих дней после предоставления Подрядчиком полного пакета документов, в соответствии с пунктом 5.1. настоящего контракта.
5.2. Приемка фактически выполненных работ производится Заказчиком после выполнения Подрядчиком, предусмотренных контрактом работ в следующем порядке:
5.2.1. Проверка выполненных скрытых работ производится в процессе выполнения работ. Акт о приемке скрытых работ должен быть подписан Заказчиком в течение 3 (трех) рабочих дней с момента предъявления выполненных скрытых работ Подрядчиком Заказчику.
5.2.2. Подрядчик письменно уведомляет Заказчика о готовности к сдаче-приемке выполненных работ;
5.2.3. Подрядчик за 5 (пять) рабочих дней до приемки выполненных работ предоставляет Заказчику акты на скрытые работы и другие технические документы, предусмотренные Техническим заданием (Приложение N 2), а также дает письменное подтверждение, что исполнительная документация полностью соответствует фактически выполненным работам. Документы предоставляются в печатном виде, а в случае необходимости в электронном виде. Подрядчик обязуется нести все расходы, связанные с получением сертификатов на материалы, изделия, необходимые для выполнения работ и эксплуатации объекта. Исполнительная документация должна быть проверенна организацией осуществляющей строительный контроль.
5.2.4. Заказчик проверяет соответствие фактически выполненных работ акту приемки выполненных работ (форма КС-2), техническому заданию (Приложение N 2), сметной документации (Приложение N 3), соответствие используемых Подрядчиком материалов материалам, указанным в сметной документации и в техническом задании, качество выполненных работ.
5.3. При обнаружении в ходе приемки выполненных работ отступлений, ухудшающих результат выполненных работ, или иных недостатков выполненных работ сторонами составляется мотивированный отказ (Приложение N 7), в котором фиксируется перечень дефектов (недоделок) и сроки их устранения Подрядчиком. Подрядчик обязан устранить все обнаруженные недостатки своими силами и за свой счет в срок установленный Заказчиком.
Акт о приемке выполненных работ (форма КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) , акт сдачи-приемки выполненных работ по контракту подписываются после устранения подрядчиком всех выявленных при приемке недостатков.
5.4. Приемка результатов работ, выполненных Подрядчиком в полном объеме, осуществляется комиссионно.
Состав комиссии для осуществления приемки результатов работ определяется распоряжением администрации.
Окончательно работы считаются принятыми после подписания Заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ (Приложение N 4). Заказчик подписывает акт сдачи-приемки выполненных работ (Приложение N 4) только после полного устранения Подрядчиком выявленных недостатков.
5.5. При приемке выполненных работ Заказчик обязан провести экспертизу для проверки выполненных Подрядчиком работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
Результаты экспертизы, проведенной с привлечением экспертов, экспертных организаций оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.
Проведение экспертизы с привлечением экспертов, экспертных организаций проводить с привлечением представителя Подрядчика.
5.6. В случае установления по результатам экспертизы факта ненадлежащего качества выполненных работ, Подрядчик обязан компенсировать Заказчику все возникшие в связи с проведением экспертизы расходы, по предъявлении Заказчиком письменного требования и копии соответствующего заключения, других документов, подтверждающих затраты Заказчика.
Из имеющихся в материалах дела пояснений и документов, представленных Обществом и Заказчиком (далее - стороны), установлены следующие обстоятельства.
19.11.2020 комиссией по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области рассмотрено обращение Заказчика исх. N 15-28/2720 от 11.11.2020 (вх. N 7026/1 от 12.11.2020) о размещении информации об ООО "Горизонт" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта (дело N 071/06/104-1067/2020).
В результате рассмотрения дела N 071/06/104-1067/2020 было вынесено решение не включать в реестр недобросовестных поставщиков информацию, представленную Заказчиком в отношении Подрядчика ввиду того, что комиссия по контролю закупок Тульского УФАС России не смогла прийти к однозначному выводу о наличии достаточных оснований для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 24.09.2020.
При этом, Общество обратилось в Арбитражный суд Тульской области (дело N А68-9773/2020) с исковым заявлением к Администрации о признании незаконным решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 24.09.2020.
В результате рассмотрения указанного искового заявления Арбитражный суд Тульской области решил признать незаконным решение Администрации об одностороннем отказе от исполнения контракта от 24.09.2020 (дата объявления резолютивной части решения: 04.03.2021; дата изготовления решения в полном объеме: 12.03.2021).
Не согласившись с решением Арбитражного суда Тульской области, Заказчик подал апелляционную жалобу в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в результате рассмотрения которой суд постановил решение Арбитражного суда Тульской области от 12.03.2021 по делу N А68-9773/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения (дата объявления резолютивной части решения: 17.05.2021; дата изготовления решения в полном объеме: 17.05.2021).
15.07.2021 Заказчик направил Подрядчику письмо исх. N 15-28/1558, в котором просит последнего, ссылаясь на пункт 5 приложения N 2 "Техническое задание" к Контракту, обеспечить присутствие представителя Общества для проведения совместного обследования объекта (с указанием даты, времени и места выезда на объект - "30.07.2021 в 10:00 от здания Администрации").
30.07.2021 в назначенное время Подрядчик не прибыл на место проведения совместного обследования объекта.
04.08.2021 Заказчик направил Подрядчику претензию (письмо исх. N 15-28/1738) с указанием суммы штрафа за неявку на совместное обследование объекта, а также назначил новую дату совместного обследования 10.08.2021 в 10:00 (с указанием места сбора - "в Администрации, расположенной по адресу: Тульская область, г. Узловая, пл. Ленина, д. 1, каб. N 22").
При этом Заказчик предупредил Подрядчика, что, в случае повторного уклонения от проведения совместного обследования, будет вынужден принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
04.08.2021 Подрядчик направил Заказчику письмо исх. N 112, в котором не согласился с выставленным штрафом за неявку на совместное обследование объекта, а также сообщил, что, так как срок исполнения Контракта истек 30.10.2020, необходимо перезаключить контракт с указанием нового срока выполнения работ, объема работ и других условий.
06.08.2021 Заказчик направил Подрядчику ответ (письмо исх. N 15-18/5497), в котором отказался перезаключить Контракт, а также указал следующее:
"Согласно части 1, 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Согласно абзацу 2 пункта 12.1 Контракта окончание срока действия Контракта не влечет прекращение обязательств сторон по Контракту.
Таким образом, по общему правилу, договор действует до момента окончания исполнения сторонами обязательств, определенного в нем (часть 3 статьи 425 ГК РФ). Из этого следует, что с истечением срока действия договора не исполненные сторонами обязательства сохраняются, если в законе или договоре не предусмотрено обратное, обязательства прекращает их надлежащее исполнение ( статья 408 ГК РФ).
Кроме того, окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение (часть 4 статьи 425 ГК РФ).
В соответствии с п. 1.1, 1.2 Контракта Подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы по устройству детской площадки по адресу: г. Узловая, ул. Горняцкая, д. 18, а администрация муниципального образования Узловский район обязалась принять и оплатить работы.
Выполнение работ осуществляется в соответствии с Перечнем объектов (Приложение N 1), Техническим заданием (Приложение N 2) и сметной документацией (Приложение N 3), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
При этом на данный момент обязательства по Контракту сторонами не исполнены, в соответствии со статьей 425 ГК РФ, пунктом 12.1 Контракта муниципальный контракт является действующим до момента окончания исполнения сторонами обязательств и будет считаться исполненным только после выполнения своих обязательств сторонами".
Также в указанной претензии Заказчик повторно уведомил Подрядчика о вызове его представителей на совместное обследование объекта во исполнение сторонами требований, предусмотренных пунктом 5 приложения N 2 "Техническое задание" к Контракту.
09.08.2021 Подрядчик направил Заказчику письмо исх. N 116, в котором в очередной раз не согласился с выставленным штрафом за неявку на совместное обследование объекта, а также сообщил, что, так как срок исполнения Контракта истек, необходимо установить новые сроки выполнения работ.
10.08.2021 прошло совместное обследование объекта, в ходе которого составлен акт, в том числе следующего содержания:
"В результате обследования установлено следующее:
ООО "Горизонт" совместно с представителем Администрации указано место для установки детской площади по адресу: г. Узловая, ул. Горняцкая, д. 18 площадью 646 м2.
Выводы комиссии:
Обследование состоялось с представителем ООО "Горизонт". Настоящий акт является надлежащим уведомлением ООО "Горизонт" о необходимости приступить к устройству детских площадок в срок 1 день со дня подписания настоящего акта; претензий от представителя Подрядчика по обследуемому объекту не поступало".
При этом, указанный акт содержит информацию о том, что представитель Подрядчика от подписания и получения данного акта отказался на месте.
10.08.2021 указанный акт, в связи с отказом от его получения представителем Общества, направлен Заказчиком в адрес Подрядчика сопроводительным письмом исх. N 15-28/1799.
10.08.2021 Подрядчик направил Заказчику письмо исх. N 118, в котором просит Администрацию установить сроки выполнения работ, так как, по его мнению, Заказчик в акте совместного обследования от 10.08.2021 указал срок выполнения работ 1 день с момента подписания такого акта.
Однако Комиссией установлено, что такой вывод Подрядчика является ошибочным - акт совместного обследования от 10.08.2021 содержит лишь информацию о необходимости приступить к выполнению работ Обществу в течение 1 дня с момента подписания такого акта.
10.08.2021 Заказчик направил Подрядчику письмо исх. N 15-18/5597, в котором установил срок выполнения работ до 16.08.2021, а также сообщил о невозможности изменения сроков выполнения работ, как существенных условий Контракта.
12.08.2021 Подрядчик направил Заказчику ответ на претензию (письмо исх. N 120), в котором указал о своем несогласии с устанавливаемыми Заказчиком срокам на выполнение работ.
Необходимо отметить, что указанное выше письмо Общества (исх. N 120) содержит информацию, косвенно подтверждающую тот факт, что Подрядчик все же получил уведомление (письмо Заказчика исх. N 15-28/1558 от 15.07.2021) о назначенных дате, времени и месте проведения совместного обследования объекта ("Впервые Заказчик согласился на составление акта совместного осмотра объекта в июле 2021 года, когда срок выполнения работ по контракту истёк, срок по контракту также закончился").
Таким образом, Подрядчику стало известно о намерениях Заказчика продолжить исполнение Контракта уже в июле 2021 года.
При этом Подрядчик не выражал прямого отказа от выполнения работ по Контракту.
11.08.2021 Заказчик повторно направил Подрядчику уведомление о необходимости в срок до 16.08.2021 выполнить работы, предусмотренные Контрактом, и представить результаты работы, а также сообщил о невозможности продления сроков, предусмотренных Контрактом.
16.08.2021 Заказчиком составлен акт комиссионного обследования, в котором установлено, что Подрядчик на текущую дату к работам не приступил.
18.08.2021 Заказчик направил Подрядчику акт от 16.08.2021 сопроводительным письмом исх. N 15-18/5690, в котором также продлил сроки выполнения работ до 23.08.2021.
24.08.2021 Заказчиком составлен акт комиссионного обследования, в котором установлено, что Подрядчик на текущую дату работу не выполнил.
24.08.2021 Заказчик направил Подрядчику акт от 24.08.2021 сопроводительным письмом исх. N 15-28/1931, в котором продлил сроки выполнения работ до 09.09.2021, а также разъяснил, что на основании статьи 715 ГК РФ, части 9 статьи 95, части 2 статьи 104 Закона, пункта 12.2 Контракта Администрацией может быть принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, с возможностью последующего включения информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
26.08.2021 Подрядчик направил Заказчику письмо исх. N 121, в котором повторно просит Администрацию согласовать новые сроки выполнения работ, и указывает, что, по его мнению, сроки выполнения работ не могут быть менее 30 календарных дней.
09.09.2021 Заказчиком составлен акт комиссионного обследования, в котором установлено, что Подрядчик на текущую дату работу по Контракту не выполнил.
Согласно части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.2 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
1) задержка Подрядчиком начала производства работ более чем на 10 дней по причинам, не зависящим от Заказчика;
2) систематические нарушения Подрядчиком условий Контракта, ведущие к снижению качества работ в соответствии с пунктом 6.1.14 настоящего Контракта;
3) применение к Подрядчику актов и решений государственных органов в рамках действующего законодательства, лишающих Подрядчика права на производство работ;
4) неоднократное (два и более раз) невыполнение этапов работ;
5) несоблюдения Подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку окончания работ более чем на 15 дней;
6) отступления Подрядчика в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
7) существенного нарушения Подрядчиком требований к качеству оборудования, материалов, используемых при выполнении работ, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
8) если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика.
В связи с тем, что Подрядчик не выполнил работы по Контракту, при этом не приступив к их исполнению, Заказчиком на основании статьи 715 ГК РФ, части 9 статьи 95 Закона, пункта 12.2 Контракта 10.09.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта исх. N 15-28/2136 (далее - Решение).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Комиссией установлено, что 14.09.2021 информация о принятом Заказчиком Решении размещена в единой информационной системе.
10.09.2021 Заказчик направил Решение Подрядчику по почте заказным письмом (почтовый идентификатор 30160046052805), а также по адресу электронной почты, согласованной сторонами Контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Комиссией установлено, что в срок, установленный вышеуказанными нормами статьи 95 Закона, нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Горизонт" устранены не были, вследствие чего Заказчик посчитал такое Решение вступившим в законную силу и Контракт расторгнутым, в связи с чем, направил в Тульское УФАС России соответствующее обращение.
Из письменных пояснений Общества и устных пояснений его представителя следует, что Общество считает Решение о расторжении Контракта незаконным по следующим обстоятельствам.
24.09.2020 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое было обжаловано Обществом в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Тульской области указанное решение Заказчика признано незаконным.
Контрактом предусмотрен срок выполнения работ - в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня следующего после даты заключения Контракта (в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 8 к Контракту), т.е. до 25 сентября 2020 года.
Срок действия Контракта - со дня, следующего за датой заключения Контракта, по 30.10.2020 (включительно).
Общество не приступило к выполнению работ в данный срок по причине отказа Заказчика от составления акта о совместном обследовании объекта. Подрядчику не было предоставлено место для установки детского игрового оборудования.
Заказчиком в 2021 году неоднократно устанавливались кратчайший сроки выполнения работ, отличные от предусмотренных Контрактом, которые с точки зрения Общества, являются необоснованными и незаконными.
Заказчик, в свою очередь, отказывался согласовывать Обществу сроки выполнения работ, предусмотренные Контрактом, в связи с чем Подрядчик не имел возможности осуществить поставку МАФ.
Как указывает Общество, ООО "Горизонт" готово произвести установку игровых комплексов, в соответствии с техническим заданием, в сроки согласованные сторонами.
В связи с чем Общество приходит к выводу, что обстоятельства, подтверждающие намеренное ненадлежащее неисполнение ООО "Горизонт" положений Контракта, материалами дела не подтверждаются. Также в материалах дела отсутствуют документы, позволяющие сделать однозначный вывод о целенаправленном намерении Общества на срыв обязательств по Контракту. Таким образом, отсутствуют правовые основания для включения сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (статья 758 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
При этом пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
Как было отражено выше, ранее (19.11.2020) Тульским УФАС Росси было рассмотрено обращение Заказчика исх. N 15-28/2720 от 11.11.2020 (вх. N 7026/1 от 12.11.2020) о размещении информации об ООО "Горизонт" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
Согласно пункту 5 Технического задания (приложение N2 к Контракту) производство работ может быть начато только после совместного обследования объекта Подрядчиком и Заказчиком на предмет уточнения общих производственных вопросов, включая схемы работ.
Обществом в адрес Заказчика неоднократно направлялись письма с требованием о проведения совместного обследования объекта на предмет уточнения схемы работ и этапов их производства и составления соответствующего акта по результатам такого обследования.
В ходе рассмотрения указанного дела Управлением было установлено, что 24.09.2020 Общество приостановило выполнение работ по Контракту в связи с уклонением Заказчика от проведения совместного обследования объекта на предмет уточнения схемы работ и этапов их производства и составления соответствующего акта по результатам такого обследования, без которого невозможно приступить к непосредственному выполнению работ.
Таким образом, причиной невозможности Подрядчика приступить к работам по Контракту в сроки, предусмотренные таким Контрактом, явился именно отказ Заказчика от проведения совместного обследования объекта.
Общество, полагая, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта носит незаконный и необоснованный характер, обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковыми заявлением о признании незаконным Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта (дело N А68-9773/2020).
При этом Арбитражным судом Тульской области в ходе рассмотрения дела NА68-9773/2020 были установлены следующие фактические обстоятельства.
Из условий Контракта и пояснения сторон, данных в ходе судебного разбирательства, Судом установлено, что при совместном осмотре объекта Заказчик обязан был указать места установки оборудования детской игровой площадки, следовательно, без согласования мест установки оборудования Подрядчик не имел возможности приступить к выполнению работ. Однако, после заключения контракта, Заказчик не организовал проведение совместного с Подрядчиком обследования объекта, а на неоднократные обращения Подрядчика о проведении совместного осмотра объекта сообщал о невозможности обследования, ссылаясь не непредставление Подрядчиком заверенных копии документов на оборудование для детских игровых площадок, подтверждающие качество и безопасность товара.
При этом Суд признал несостоятельным довод Администрации о том, что она имела право отказаться от проведения совместное обследование объекта по причине непредставления подрядчиком документов на оборудование, в том числе паспортов и сертификатов, подтверждающие качество и безопасность товара.
В связи с чем, Арбитражный Суд Тульской области пришел к выводу, что причиной неисполнения Подрядчиком обязательств по Контракту в сроки и объеме, согласованные сторонами, являются действия Заказчика, который необоснованно уклонился от совместного обследования объекта для определения схемы установки оборудования детской игровой площадки.
На основании изложенного, Суд признал недоказанным факт ненадлежащего выполнения Обществом обязательств в установленные Контрактом сроки, являющийся основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта со стороны Заказчика по основаниям положений пункта 2 статьи 715 ГК РФ, а действия Заказчика по одностороннему отказу от исполнения Контракта - незаконными.
Решение Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-9773/2020 от 12.03.2021 оставлено без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2021 по делу N А68-9773/2020.
Стоит отметить, что в решении Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-9773/2020 от 12.03.2021 не конкретизирован порядок взаимоотношений, взаимодействия сторон Контракта после принятия такого решения Судом, равно как Судом не предписан определенный порядок и способ исполнения решения арбитражного суда.
В тоже время, из материалов рассматриваемого дела следует, что 15.07.2021 Заказчик в инициативном порядке направил Подрядчику письмо исх. N 15-28/1558, в котором просит последнего, ссылаясь на пункт 5 приложения N 2 "Техническое задание" к Контракту, обеспечить присутствие представителя Общества для проведения совместного обследования объекта, назначенного на 30.07.2021.
С учетом неявки представителей Общества 30.07.2021 на совместное обследования объекта, Заказчик 04.08.2021 повторно известил Общество о своей готовности произвести совместное обследование объекта и назначил новую дату его проведения - 10.08.2021.
Указанное свидетельствует о заинтересованности Заказчика в получении результата работ по Контракту и устранению причин, по которым Подрядчик 24.09.2020 приостановил выполнение работ по Контракту, и препятствий для надлежащего исполнения Обществом условий Контракта.
Стоит отметить, что 10.08.2021 совместное обследование объекта состоялось с участием представителя Общества, который, по неустановленным причинам от подписания акта совместного обследования объекта и его получения отказался.
При этом, как было указано выше, в акте совместного обследования от 10.08.2021 отсутствует указание на то, что работы по Контракту должны быть выполнены в течение одного дня с момента подписания акта.
Напротив, последующая переписка сторон Контракта свидетельствует о том, что Заказчиком неоднократно продлялся срок выполнения работ по Контракту, который с момента совместного обследования объекта (10.08.2021) до даты принятия Решения (10.09.2021) составил 30 календарных дней, что в полной мере соотносится с условиями Контракта.
Однако, указывая на неосновательные требования Заказчика к срокам выполнения работ по Контракту, Общество в принципе не приступило к выполнению своих обязательств по Контракту.
Комиссия считает необходимым отметить, что, учитывая осведомленность Подрядчика о необходимости выполнения работ еще с июля 2021 года (косвенные подтверждения имеются в письмах Общества от 12.08.2021 исх. N 120, от 26.08.2021 исх. N121), у последнего было достаточно времени на исполнение условий Контракта до принятия Решения 10.09.2021 (более 30 календарных дней).
Более того, по состоянию на 26.10.2021 Подрядчиком работы по устройству детской площадки не были выполнены - игровое оборудование не было установлено, в связи с чем Решение вступило в силу.
При таких обстоятельствах, Комиссия не может признать уважительной причиной неисполнения Контракта Подрядчиком, ввиду отказа Заказчика в согласовании новых сроков выполнения работ по Контракту.
Необходимо отметить, что Подрядчик даже не приступил к выполнению своих обязательств, предусмотренных Контрактом.
При этом, как уже отмечалось выше, Заказчиком были устранены причины и обстоятельства, приведшие к невозможности Общества исполнить надлежащим образом условия Контракта в 2020 году.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком Решения.
Ввиду данного факта Комиссия приходит к выводу о том, что Решение не противоречит Закону и является обоснованным.
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Анализ представленных в материалы дела доказательств и сведений позволил Комиссии прийти к следующим выводам.
Как было отражено выше, ООО "Горизонт" не приступило к выполнению работ в установленные Заказчиком сроки.
Согласно пунктам 1-3 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Доказательств возникновения у Общества вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.
Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе не допущено.
2. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения Обществом условий Контракта.
3. Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.
В рассматриваемом случае недобросовестность Общества выразилась в непредусмотрительном, ненадлежащем (при отсутствии объективных препятствий) исполнении своих обязанностей, возникающих из требований Закона к процедуре исполнения Контракта.
ООО "Горизонт" не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения Контракта, и включение информации об ООО "Горизонт" в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Своими действиями Общество не обеспечило соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта, в свою очередь, влечет наложение на Общество санкции за недобросовестное исполнение Контракта.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 N ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение Индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами Закона информация об ООО "Горизонт" подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года информацию об обществе с ограниченной ответственностью "Горизонт" (ИНН 9723047889; ул. Гурьянова, д. 30, эт.1, пом. II, ком. 4, г. Москва, 109388); генеральный директор (учредитель (участник)) Вяльшина Надежда Рашитовна, ИНН 772971984907) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 25.08.2020 N 178 на выполнение работ по устройству детской площадки по адресу: г.Узловая ул.Горняцкая, д.18 в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда" (закупка N 0366200035620004247, реестровый номер контракта 3711700685720000086).
2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "Горизонт" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 11 статьи 104 Закона.
Приложение N 1
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
27.10.2021 |
01.11.2021 |
27.10.2021 |
0 |
27.10.2021 |
10.11.2021 |
09.11.2021 |
0 |
15.11.2021 |
12.11.2021 |
0 |
0 |
*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 9 ноября 2021 г. N 071/06/104-1069/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.11.2021