Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Члена Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей: РАНХиГС, ООО "ТЕЛЕМАТИКА",
рассмотрев жалобу ООО "ТЕЛЕМАТИКА" (далее - Заявитель) на действия РАНХиГС (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на модернизацию и поставку дополнительного оборудования для систем видеонаблюдения в корпусах федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (Закупка N 0373100037621000099) (далее -
Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее-Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NЕИ/66081/21 от 27.10.2021.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно выбран код ОКПД2 26.40.33.190 "Аппаратура записи и воспроизведения изображения прочая" для закупаемых товаров по п. "Видеосервер SecurOS-IVS-NVR-Astra-V0.RNKRVHG-60/650-42000R6HS-W", поскольку, по мнению Заявителя, верным кодом является ОКПД2 26.20.14.000 "Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных", что, в свою очередь, повлекло неправомерное неустановление Заказчиком запрета товаров в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федарации от 30.04.2020 г N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N616), поскольку код ОКПД2 26.20.14.000 "Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных" включен в перечень товаров, установленный данным постановлением.
Комиссией Управления установлено, что согласно положениям аукционной документации запретов в соответствии с Постановлением N616 не применяются.
Согласно ч.1 ст.14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно п.1 Постановления N616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению к постановлению N616 (далее - Перечень).
Согласно п.6 постановления N616 в целях реализации настоящего постановления:
а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции);
б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийской промышленной продукции).
Ч.10 постановления N616 установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя пояснено, что видеосервер, как вычислительное оборудование, предназначен, в первую очередь для обеспечения и обработки видеозаписей, соответственно по своему функциональному и целевому назначению представляет собой систему обработки данных, а не оборудование для записи и воспроизведения изображения, как указано Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона. Ввиду чего Заказчику надлежало установить запрет в соответствии с положением Постановления N616, поскольку закупаемый заказчиком сервер соответствует коду ОКПД2 26.20.14.000 "Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных".
Кроме того, в составе жалобы Заявитель указывает, что требования к необходимым товарам установлены Заказчиком в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, которым утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ), поскольку в технической части аукционной документации к поставляемым товарам предъявлены дополнительные требования, не описанные КТРУ.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, из п.5 Правил использования КТРУ однозначно следует, что Заказчик не вправе указывать дополнительную информацию о товаре в случае, если Заказчиком установлены ограничения, предусмотренные постановлением N878.
В составе жалобы Заявителем указано, что Заказчиком приобретается в том числе, следующее оборудование:
Видеокамеры - код ОКПД 26.40.33 (Видеокамеры для записи и прочая аппаратура для записи или воспроизведения изображения);
Коммутаторы - код ОКПД 26.30.11.190 (Аппаратура коммуникационная передающая с приемными устройствами прочая, не включенная в другие группировки);
Микрофоны - код ОКПД 26.40.4 (Микрофоны, громкоговорители, приемная аппаратура для радиотелефонной или радиотелеграфной связи);
ИБП - код ОКПД 26.20.40.110 (Устройства и блоки питания вычислительных машин).
При этом вышеуказанные товары входят в Перечень товаров радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N878.
Комиссией Управления также установлено, что п.ИУЗ 4.5. Информационной карты аукционной документации установлены ограничения допуска в соответствии с положениями Постановления N878.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, Заказчик самостоятельно определяет объект закупки и устанавливает в документации показатели товара, исходя из своих потребностей с целью использования его в своей работе с максимальной эффективностью, при этом объектом закупки является модернизация и поставка дополнительного оборудования для систем видеонаблюдения, ввиду чего Заказчиком использован код ОКПД2 26.40.33.190.
При этом Заказчиком отмечено, что для вышеуказанного кода ОКПД2 в КТРУ отсутствует описание товара, ввиду чего Заказчик руководствовался ст.33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, представитель Заказчика указал, что закупаемый комплекс дополнительного оборудования для систем видеонаблюдения Заказчика, представляет собой набор технологически и функционально связанного оборудования, предназначенного для совместной работы, ввиду чего для всех закупаемых товаров использован единой код ОКПД2.
При этом Комиссия Управления отмечает, что из положений технической части аукционной документации, однозначным образом не следует, что закупаемое оборудование является комплексным и не может закупаться по различным кодам ОКПД2. Кроме того, использование такого оборудования для модернизации единого комплекса также не свидетельствует о целостности оборудования и невозможности поставки и установки отдельными партиями.
Доказательств обратного представителем Заказчика не представлено.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33, ч.6 ст.23, п.10 ст.42, ч.1 ст.64, ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе ввиду не установления в аукционной документации запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N616, а также описания объекта закупки не в соответствии с положениями КТРУ с учетом установленного Постановления N878, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявителем также обжалуется неправомерное требование о представлении товаров конкретных производителей, что существенно ограничивает количество участников закупки и не позволяет представить эквивалентную по своим функциональным назначениям продукцию.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком приобретается следующая продукция: "Видеокамера Axis Р3247-LV", "Микрофон AXIS TP3901 Microphone Kit", "Видеокамера Axis P1375-E", "Видеосервер SecurOS-IVS-NVR-Astra-V0.RNKRVHG-60/650-42000R6HS-W", "Коммутатор доступа Eltex MES2324P", "Коммутатор агрегации Eltex MES3316F", "Источник бесперебойного питания СИПБ1КА.10-11 двойного преобразования с встроенными аккумуляторами".
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что в распоряжении РАНХиГС используется более 1500 камер Axis, при этом инженерная инфраструктура представляет собой большое количество иных систем инженерного обеспечения, работающих на оборудовании различных производителей, в том числе Eltex, "Связь инжиниринг", ввиду чего Заказчиком предъявлено требование о представлении товаров конкретных производителей.
При этом Заказчиком представлено письмо производителя системы ISS от 11.10.2021 N111021/4730, согласно которому Заказчику надлежит использовать для модернизации исключительно оборудование производителей Axis, Eltex, "Связь инжиниринг".
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в аукционной документации, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей и уникальными товарами единственного производителя.
Комиссия Управления также отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в документации, Заказчику необходимо определить каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
При этом Заказчику требуется обладать документальным подтверждением обоснования потребности, но не руководствоваться предположениями.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании аукционной документации, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В составе жалобы Заявителем указано на наличие противоречий между объектом закупки и условиями проекта контракта, ввиду отсутствия в проекте государственного контракта описания приемки предусмотренных предметом закупки работ по модернизации.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что, в соответствии с п.1.1 аукционной документации, модернизация является целью закупки на поставку дополнительного оборудования для систем видеонаблюдения, которая включает в себя поставку, установку и наладку оборудования системы. Данные действия отражены в том числе в пп. 3.6, 4.1.4 проекта контракта и указывают на обязательства поставщика по монтажу и наладке товара с оформлением исполнения обязательств поставщика актом приема-передачи товара и иными документами.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении положений Закона о контрактной системы при формировании условий проекта государственного контракта, а также свидетельствующих о разночтениях с объектом данной закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ТЕЛЕМАТИКА" на действия РАНХиГС обоснованной в части неправомерного описания объекта закупки, неустановления запрета в соответствии с Постановление N616.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.6 ст.23, п.10 ст.42, ч.1 ст.64, ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Миронова
Члены Комиссии Н.А. Узкий
Е.О. Сгибнев
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 ноября 2021 г. N 077/06/106-19334/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.11.2021