Резолютивная часть решения оглашена 28 октября 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено 09 ноября 2021 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Габсатаровой Е.В. |
|
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Сарсенбаевой Е.Н. |
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Функционального органа администрации Усть-Катавского городского округа "Управление инфраструктуры и строительства" (далее - ФОА У-КГО "УИИС", заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Менеджмент сити", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО "Менеджмент сити") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Крытый хоккейный корт с искусственным льдом в каркасно-тентовом варианте с административным зданием, расположенным по адресу: улица Автодорожная между МКР-5 и МКР-6, г. Усть-Катав, Челябинской области" (извещение N 0169300007521000109) (далее - аукцион, закупка), при участии посредством видеоконференц-связи представителя ФОА У-КГО "УИИС" Шлемовой С.В., действующего на основании доверенности от 14.05.2021; в присутствии представителя ООО "Менеджмент сити" Егориной И.В., действующего на основании доверенности от 27.10.2021 N 1; представителя ООО "Менеджмент сити" Демина А.А., действующего на основании доверенности от 27.10.2021 N 2; представителя ООО "Менеджмент сити" Косинова В.Г., действующего на основании доверенности от 27.10.2021 N 3,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО "Менеджмент сити", директоре и участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно представленным документам 15.09.2021 Администрация Усть-Катавского городского округа (далее - уполномоченный орган) объявила о проведении электронного аукциона путем размещения в Единой информационной системе в сфере закупок https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) извещения о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 293 241 545 рублей 16 копеек.
Обеспечение исполнения контракта - 43 986 231 рубль 77 копеек.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N0169300007521000109-1 от 28.09.2021 заявка ООО "Менеджмент сити" признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Проект контракта направлен победителю аукциона посредством ЕИС - 04.10.2021.
Регламентированный срок подписания проекта контракта - 11.10.2021.
Победитель аукциона 11.10.2021 в сроки, установленные Законом о контрактной системе, разместил на электронной площадке протокол разногласий в части НДС.
Заказчик рассмотрел полученный протокол разногласий и разместил 14.10.2021 в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС доработанный проект контракта.
Срок подписания проекта контракта со стороны победителя аукциона с учетом протокола разногласий - 19.10.2021.
Как следует из сведений, представленных в материалы дела, победитель аукциона в срок, установленный Законом о контрактной системе, разместил на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Однако победитель аукциона в качестве документа, подтверждающего обеспечение исполнения контракта, приложил на электронной площадке документ, подтверждающей предоставления обеспечения заявки.
Заказчик, установив факт непредставления обществом обеспечения исполнения контракта в форме и размере, установленном в аукционной документации, признал победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта и направил обращение о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в антимонопольный орган.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность участника закупки в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта подписать проект контракта и предоставить обеспечение исполнения контракта посредством размещения указанных документов на электронной площадке либо разместить протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе. В случае если при проведении электронного аукциона цена контракта снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, то победитель аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, участник закупки на стадии подписания проекта контракта должен разместить на электронной площадке подписанный проект контракта, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта либо разместить протокол разногласий, отвечающий требованиям части 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Из документов, представленных заказчиком, следует, что доработанный проект контракта направлен победителю аукциона посредством электронного документооборота - 14.10.2021, что подтверждается информацией, размещенной в ЕИС.
Регламентированный срок подписания доработанного проекта контракта со стороны победителя аукциона - 19.10.2021.
Как следует из сведений, представленных в материалы дела, победитель аукциона в срок, установленный Законом о контрактной системе для заключения контракта, разместил на электронной площадке подписанный проект контракта, однако победителем аукциона одновременно с подписанным проектом контракта не представлено обеспечение исполнения контракта, что подтверждается сведениями, имеющимися в материалах дела.
Таким образом, победитель аукциона при заключении контракта не исполнил требования, предусмотренные частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, согласно которым победитель аукциона помимо подписанного проекта контракта обязан предоставить обеспечение исполнения контракта.
Факт уклонения победителя аукциона от заключения контракта зафиксирован заказчиком в Протоколе признания участника уклонившимся от заключения контракта N ППУ1 для закупки N0169300007521000109 от 22.10.2021, который размещен в ЕИС 22.10.2021.
Сведения о признании участника уклонившимся от заключения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган - 25.10.2021.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя или он не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, законодательство о контрактной системе содержит императивное правило, в соответствии с которым уклонение выражается не только в не размещении на электронной площадке подписанного проекта контракта, но и в непредставлении обеспечения исполнения контракта, что в свою очередь является основанием для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Как следует из пояснений представителя ООО "Менеджмент сити", победитель аукциона не имел намерения уклоняться от заключения контракта. Так, общество в сроки установленные законом для подписания проекта контракта обратилось в ряд кредитных организаций для оформления банковской гарантии для исполнения обязанности по предоставлению обеспечения исполнения контракта, однако заявки на оформление и выдачу банковской гарантии кредитными организациями были отклонены, что подтверждается сведениями, представленными в материалы дела.
Также, из пояснений представителей общества следует, что общество планировала получить банковскую гарантию от Банка ВТБ, факт обращения в указанный банк подтверждается перепиской, представленной в материалы дела.
Однако чтобы получить банковскую гарантию на сумму 43 986 231 рубль 77 копеек банк потребовал от общества исполнение определенных действий.
Так, например, общество в целях исполнения требований банка подготовило имущество для передачи в залог, однако в связи с тем, что оценка имущества требовала дополнительного время, представитель банка ВТБ сообщил обществу о том, что в срок, установленный для заключения контракта, банк ВТБ не сможет выдать обществу банковскую гарантию на требуемую сумму, в связи с чем, обществом принято решение разместить на электронной площадке только подписанный проект контракта.
Факт подготовки имущества для передачи в залог, подтверждается сведениями, представленными в материалы дела.
По факту непредставления денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, представители общество указали о том, что у общества не было в наличии денежных средств в размере обеспечения исполнения контракта.
Часть 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" для признания обстоятельства непреодолимой силой (в силу п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации) необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
При этом к обстоятельствам непреодолимой силы и чрезвычайности не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, по мнению Комиссии Челябинского УФАС России, отсутствие у общества необходимых денежных средств не обладают свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости, следовательно, указанное обстоятельство является риском предпринимательской деятельности, а указанные риски, по сути, возложены на стороны.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь тяжкий экономический характер.
Как следует из подпункта "б" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" антимонопольный орган принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
На заседании Комиссии установлено, что ООО "Менеджмент сити" совершены действия, направленные на заключение контракта. Так, победитель аукциона разместил на электронной площадке подписанный контракта и совершал, действия, направленные на получения банковской гарантии для предоставления обеспечения исполнения контракта, что подтверждается сведениями, имеющимися в материалах дела, в связи с чем, Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО "Менеджмент сити", директоре и участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так как указанные действия, свидетельствуют о намерении заключить контракт.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Функциональным органам администрации Усть-Катавского городского округа "Управление инфраструктуры и строительства", в отношении ООО "Менеджмент сити" (ИНН 7447155159), его участников, членов коллегиального органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Крытый хоккейный корт с искусственным льдом в каркасно-тентовом варианте с административным зданием, расположенным по адресу: улица Автодорожная между МКР-5 и МКР-6, г. Усть-Катав, Челябинской области" (извещение N 0169300007521000109), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Габсатарова
Е.Н. Сарсенбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10 ноября 2021 г. N 074/06/104-3095/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2021