Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "РиК" (далее - Заявитель) на действия Управления ЖКХ администрации МО город-курорт Анапа при проведении управлением закупок администрации МО город-курорт Анапа открытого конкурса: "Услуги, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетического ресурса при эксплуатации системы наружного освещения в городе Анапе" (извещение N 0318300537421000541) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что документация открытого конкурса составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. Установленный Заказчиком порядок оценки по показателям нестоимостного критерия не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта. Заказчиком при формировании конкурсной документации не установлен запрет, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановлением N616). Заказчиком не определен объект закупки. Проект контракта предусматривает изменение существенных условий контракта, противоречащее положениям ст. 95 и ст. 108 Закона о контрактной системе.
Представители уполномоченного органа, Заказчика с доводами жалобы не согласился. На рассмотрение уполномоченным органом, Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, согласно которым конкурсная документация составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - управлением закупок администрации МО город-курорт Анапа проводился открытый конкурс: "Услуги, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетического ресурса при эксплуатации системы наружного освещения в городе Анапе" (извещение N 0318300537421000541). Заказчик - Управления ЖКХ администрации МО город-курорт Анапа.
Начальная (максимальная) цена контракта - 78 613 773,00 руб.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе указано, что Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно п. 6) ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно: документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Подпунктом б пункта 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Согласно Конкурсной документации критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий) содержит следующие показатели:
2.1 Опыт по оказанию услуг (выполнению работ) сопоставимого характера и объема.
Величина значимости показателя составляет 80%,
коэффициент значимости - 0,8
Наличие у Участника Конкурса опыта по оказанию услуг (выполнению работ) сопоставимого характера и объема, выраженного в общем количестве заключенных энергосервисных контрактов (договоров), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии и договоров (контрактов) связанных с поставкой и монтажом осветительного оборудования.
Характеристики показателя:
1) К учету принимаются энергосервисные контракты, которые должны соответствовать одновременно следующим показателям:
- Контракт должен быть заключен в рамках закупок в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
- Предметом контракта (договора) является оказание услуг (выполнение работ), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии;
- Контракт (договор) должен быть не расторгнут на день окончания срока подачи заявок (за исключением подписанного двухстороннего соглашения о досрочном исполнении контракта).
- Контракт (договор) должен быть исполнен в части выполнения и сдачи заказчику мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, что подтверждается предоставлением скан-копий подписанных двухсторонних актов сдачи-приемки оказанных услуг, либо актами ввода в эксплуатацию;
2) К учету принимаются договоры (контракты), связанные с поставкой и монтажом осветительного оборудования, которые должны соответствовать одновременно следующим показателям:
- Контракт должен быть заключен в рамках закупок в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
- Контракт (договор) должен содержать поставку осветительного энергоэффективного оборудования и монтаж в объеме, указанном в контракте (договоре);
- Контракт (договор) не должен быть расторгнут на день подачи заявок (за исключением подписанного двухстороннего соглашения о досрочном исполнении контракта).
Контракт (договор) должен быть исполнен в части поставки и монтажа сопоставимого осветительного оборудования, что подтверждается предоставлением скан-копий, подписанных в двустороннем порядке закрывающих актов/документов в составе контракта. Состав указанных документов должен четко содержать позиции поставки осветительного оборудования и монтаж указанного оборудования в объеме, указанном в контракте (договоре).
Из приведенных выше Критериев оценки по показателю "Опыт по оказанию услуг (выполнению работ) сопоставимого характера и объема" следует, что опыт по успешному выполнению работ и оказанию услуг сопоставимого объема Заказчиком будут учитываться контракты, заключенные с государственными или муниципальными заказчиками.
Из Письма Минэкономразвития России от 23.11.2015 N Д28и-3507 "О сведениях и документах, подтверждающих квалификацию участника закупки" следует, что сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона о контрактной системе не регламентированы. Учитывая изложенное, в случае установления данного показателя заказчик вправе оценивать опыт участника закупки сопоставимого характера и объема как по государственным и муниципальным контрактам, так и по гражданско-правовым договорам, в том числе которые заключались в процессе обычной хозяйственной деятельности. При этом следует отметить, что контракты, договоры, которые подтверждают опыт участника закупки, должны быть исполнены самим участником закупки, а не субподрядчиком.
В этой связи следует учитывать, что сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона о контрактной системе не регламентированы. Более того, требования Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 не содержат права заказчика ограничивать виды контрактов (договоров), которыми участник закупки может подтвердить опыт, квалификацию.
Таким образом, Заказчик вправе оценивать квалификацию (опыт) участника закупки сопоставимого характера и объема по постановлению Правительства РФ N 1085 как по государственным и муниципальным контрактам, так и по гражданско-правовым договорам, в том числе, которые заключались в процессе обычной хозяйственной деятельности, а также контрактов, заключенных в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (что подтверждается определением Верховного Суда по делу N А59-3392/2015).
Ни объем, ни характер работ не зависят от того, в чьих интересах они выполняются - публичных или частных. А подобный критерий дает преимущество тем хозяйствующим субъектам, которые имеют опыт выполнения указанных работ для государственных нужд (по сравнению с теми хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют).
Данная позиция подтверждается решением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.04.2018 г. по делу N А32-42845/2017 и определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2016 г. N 303-КГ16-12778.
2.2 Наличие финансовых ресурсов - размер уставного капитала
Величина значимости показателя составляет 20% коэффициент значимости - 0,2
Показатель "Наличие финансовых ресурсов - размер уставного капитала" определяется в рублях на основании представленной в составе заявки выписки из единого государственного реестра юридических лиц или бухгалтерскому балансу.
По показателю "Наличие финансовых ресурсов - размер уставного капитала" оценивается размер уставного капитала предприятия на текущую дату по бухгалтерскому балансу или выписке из ЕГРЮЛ/ЕГРИП с ЭЦП, которые получены не ранее чем за две недели до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса.
Лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя) - уставный капитал, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), рассчитывается в соответствии с установленной шкалой на основании п. 29 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085:
Для оценки заявок (предложений) по данному критерию используется 100-балльная шкала:
- 0 баллов присваивается участнику, не предоставившему сведения об о размере уставного капитала.
- 20 баллов присваивается участнику, предоставившему сведения о размере уставного капитала от суммы более 1 руб. до 2,5 миллионов рублей, включительно.
- 40 баллов присваивается участнику, предоставившему сведения о размере уставного капитала от суммы более 2,5 миллионов рублей до 5 миллионов рублей, включительно.
- 60 баллов присваивается участнику, предоставившему сведения о размере уставного капитала от суммы более 5 миллионов рублей до 7,5 миллионов рублей, включительно.
- 80 баллов присваивается участнику, предоставившему сведения о размере уставного капитала от суммы более 7,5 миллионов рублей до 10 миллионов рублей.
- 100 баллов присваивается участнику, предоставившему сведения о размере уставного капитала от суммы более 10 миллионов рублей.
Установленный Заказчиком показатель оценки заявки участника по не стоимостному критерию - "Наличие финансовых ресурсов - размер уставного капитала" носит необъективный характер.
Закон о контрактной системе не содержит каких-либо ограничений или преференций на возможность участия в конкурсе только юридических или физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, быть участником конкурса может любое юридическое и/или физическое лицо, в том числе любой индивидуальный предприниматель.
Вместе с тем, из смысла действующего законодательства следует, что уставный капитал - это сумма, необходимая для начала совместной предпринимательской деятельности учредителей, создаваемая за счет их взносов. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества организации, гарантирующий интереса его кредиторов, и не может быть меньше законодательно установленной суммы.
Такие лица, например, как индивидуальные предприниматели и государственные предприятия не имеют уставного капитала.
Следовательно, оценка их заявок на участие в конкурсе может носить дискриминационный характер, то есть, поданные заявки такими участниками не будут оценены по данному критерию.
Кроме того, сам по себе размер уставного капитала участника не свидетельствует о наличии у участника достаточного опыта и квалификации для выполнения энергосберегающих мероприятий, и не может свидетельствовать о своевременности выполнения энеросервисных обязательств в ходе исполнения энергосервисного контракта.
Таким образом, установленный Заказчиком порядок опенки заявок по показателям Критерия не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают п. 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Из письма Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) "По вопросу применения законодательства о контрактной системе в части осуществления закупок на проведение энергоэффективных мероприятий" следует, что
"II. Установление в порядке оценки заявок документации о закупке критерия "Квалификация участников закупки".
Согласно п. 4) ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, в случае проведения открытого конкурса в электронной форме, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерий "Квалификация участников закупки" (далее - "Квалификация участников закупки").
Подпунктом "б" пункта 27 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" могут быть, в том числе следующие показатели: "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - "Опыт участника закупки"), "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" (далее - "МТР") и "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" (далее - "Трудовые ресурсы").
Таким образом, ФАС России отмечает, что в случае установления в порядке оценки заявок документации о закупке показателя "Опыт участника закупки" критерия "Квалификация участников закупки", для целей оценки и присвоения баллов в документации о закупке необходимо устанавливать следующие показатели, а именно: наличие опыта реализации энергосервисных контрактов и контрактов, связанных с поставкой и монтажом осветительного оборудования, которое поставлялось и монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисных контрактов. При этом величина значимости таких показателей должна быть одинаковой".
В силу ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с ч. 1 ст. 108 Закона о контрактной системе в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).
Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (п. 10) ст. 42 Закона о контрактной системе).
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Частью 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
В соответствии с частью 8 Постановления N616 настоящее постановление вступает в силу с даты его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной порядок вступления в силу, и не применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок, приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу настоящего постановления, в том числе к контрактам, информация о которых включена в реестр контрактов, заключенных заказчиками, до дня вступления в силу настоящего постановления.
Постановление вступило в силу с 1 мая 2020 г. и является обязательным для применения Заказчиком.
В соответствии с частью 4 Постановления N 616 запреты, установленные пунктами 1 и 2 настоящего постановления, распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом аренды и (или) лизинга.
Приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 в Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд продукция с кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) включена группировка "27.40.39 Светильники и осветительные устройства прочие, не включенные в другие группировки" (п. 25(7)).
Как можно предположить из Приложения N I к Техническому заданию в составе Конкурсной документации, в составе энергосберегающих мероприятий Заказчиком закупается осветительное устройство, поскольку Заказчик в состав сведений об объекте энергосервиса включил сведения о светильниках системы уличного освещения.
В этом случае, на закупаемое осветительное оборудование Заказчик должен распространить запрет, предусмотренный постановлением N 616.
Согласно п. 6 Постановления N 616 в целях реализации настоящего постановления:
а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), либо в едином реестре российской радиоэлектронной продукции; (пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 28.08.2021 N 1432)
б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийской промышленной продукции).
Пунктом 10 Постановления N 616 предусмотрено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции либо в случае закупки товаров, указанных в пунктах 25(1) - 25(7) перечня, представляет декларацию о включении поставляемой продукции в единый реестр российской радиоэлектронной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
Конкурсная документация содержит Раздел Информационная карта, где Заказчиком установлено:
9 |
Ограничения участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Не установлены |
26 |
Условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, установленные в соответствии со статьей 14 N 44-ФЗ |
Не установлены |
Таким образом, Заказчиком соответствующий запрет на допуск товаров иностранного происхождения не предусмотрен, требования к составу документов, предоставляемых участником закупки в составе второй части заявки, не установлены, что нарушает п. 10) ст. 42, ст. 14 Закона о контрактной системе, п.4, п.6 Постановления N 616.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 1 Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 18 августа 2010 г. N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)"., обязательным для энергосервисного контракта является наличие перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель энергосервисного договора (контракта) (далее соответственно - контракт, исполнитель, перечень мероприятий), с подробным техническим описанием каждого мероприятия и сроками их выполнения, сформированного заказчиком, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - заказчик), включенного в конкурсную документацию, документацию об аукционе, документацию об открытом аукционе в электронной форме или в извещение о проведении запроса котировок.
Конкурсная документация содержит Раздел 2 "Описание объекта закупки", где в Техническом задании Заказчиком установлены требования к оборудованию, установленному в рамках реализации Перечня ЭЭМ:
"2.1. Оборудование, устанавливаемое в рамках реализации мероприятий, направленных энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов, должно соответствовать действующему законодательству и условиям Контракта.
2.2. Монтаж оборудования должен соответствовать Правилам техники безопасности при электромонтажных и наладочных работах, ПУЭ, Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок.
2.3 Смонтированное энергоэффективное оборудование должно обеспечивать соблюдение требований СП 52.13330.2016 на объекте Заказчика.
2.4 Оборудование должно быть сертифицировано в Российской Федерации".
Однако, ни состав мероприятий, на график их выполнения, ни типы и виды оборудования которое следует установить на объекте энергосервиса в документации не указано. Отсутствует количество оборудования, которое следует установить.
Из приложения N 1 к Техническому заданию и приложения N 13 к проекту контракта следует, что Заказчик, намерен заменить имеющиеся светильники уличного освещения, но на какие именно и сколько, Заказчик не установил.
Конкурсной документацией не установлены требования к техническим характеристикам оборудования, которое должно быть установлено на объекте энергосервиса и обеспечить получение экономии элктроэнергии.
Таким образом, в нарушение пункта 1 Постановления 636 Заказчик не сформировал достаточный для оценки объема работ перечень мероприятий и не обосновал невозможность формирования такого перечня самостоятельно. Отсутствие в Проекте контракта надлежаще сформированного перечня вышеуказанных мероприятий не дает возможности в полной мере участнику закупки оценить объем работ.
Конкурсная документация содержит Раздел 7 "Проект контракта", где Заказчиком установлено:
"п.3.1.2 Оказать услуги по реализации перечня ЭЭМ в течение 90 дней с даты заключения контракта. В пределах срока выполнения Контракта, установленного абз. 2 п. 2.3 Контракта, Исполнитель по своему усмотрению вправе вносить дополнения в Перечень ЭЭМ путем подписания Дополнения к утвержденному ранее Перечню ЭЭМ (далее - Дополнения), при этом сроки реализации перечня ЭЭМ, указанные в настоящем пункте на распространяются на соответствующие Дополнения, а реализовываются в отдельно согласованные Сторонами сроки.
п.12.1 Настоящий Контракт вступает в силу с даты его заключения и действует в течение 7 (Семь) лет с момента реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (даты подписания Акта об оказании услуг по реализации мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности), а в части взаиморасчетов до полного исполнения сторонами своих обязательств".
Таким образом, из указанных положений контракта следует, что в течение 7 лет (т.е., в пределах выполнения контракта) Исполнителю предоставляется право вносить изменение в существенные условия контракта, составляющие перечень ЭЭМ, а также изменять их сроки.
В силу пп.б) п. 1) ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующем случае: если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
В соответствии с п.4.1 "Проекта контракта" цена настоящего Контракта подлежит изменению в соответствии со Статьей 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Условие противоречит сути энергосервисного контракта, изложенной в ст. 108 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 13 статьи 108 Закона о контрактной системе энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде:
1) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 1 части 3 настоящей статьи;
2) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи;
3) процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи.
В силу ч. 14 ст. 108 Закона о контрактной системе при заключении энергосервисного контракта в нем указывается экономия в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов по каждому виду таких ресурсов, рассчитываемая из фиксированного размера экономии в денежном выражении (в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи) или предложенной участником закупки (в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи) экономии в денежном выражении указанных расходов, а также стоимости единицы каждого товара, каждой работы или каждой услуги, указанных в конкурсной документации, документации об электронном аукционе, извещении о проведении запроса котировок.
Согласно ч. 15 ст. 108 Закона о контрактной системе при заключении энергосервисного контракта в этом контракте также указывается в случае, предусмотренном пунктами 1 и 3 части 3 настоящей статьи, предложенный участником закупки процент экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов или в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи, фиксированный процент такой экономии. Процент такой экономии, указанный в энергосервисном контракте, не может изменяться в ходе исполнения этого контракта.
Согласно п. 5 Постановления N 636, обязательным условием энергосервисного контракта является наличие положения, предусматривающего, что обязательство исполнителя по контракту об обеспечении экономии расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов считается исполненным в случае, если размер экономии (доля размера экономии), достигнутый в результате исполнения контракта, в натуральном выражении равен размеру экономии (доли размера экономии) энергетического ресурса, указанному в контракте, или больше такого размера либо в случае, если размер экономии (доля размера экономии), достигнутый в результате исполнения контракта, в стоимостном выражении равен размеру экономии (доли размера экономии) энергетических ресурсов, указанному в контракте, или больше такого размера, если в результате исполнения контракта этим исполнителем должна быть обеспечена экономия совокупных расходов на оплату энергетических ресурсов за счет полного либо частичного перехода с потребления одного энергетического ресурса на другой.
Таким образом, с учетом указанных положений Закона, цена энергосервисного контракта не может изменяться в ходе исполнения такого контракта.
Таким образом, в нарушение пп.б) п. 1) ч. 1 ст. 95, ст. 108 Закона о контрактной системе проект контракта предусматривает изменение существенных условий контракта.
Допущенные нарушения Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РиК" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - управления ЖКХ администрации МО г.-к. Анапа нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, ст. 14, ч. 8 ст. 32, ч. 1 ст. 33, п. 10) ст. 42, п. 8) ч. 1 ст. 54.3, пп. Б) п. 1) ч. 1 ст. 95, ст. 108 Закона о контрактной системе, Постановления N 636.
3. Уполномоченному органу - управлению закупок администрации МО г.-к. Анапа (комиссии), Заказчику - управлению ЖКХ администрации МО г.-к. Анапа выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 8 ноября 2021 г. N 023/06/54.3-5219/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2021