В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 139-п от 10.11.2021 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:, Членов Инспекции:,
в присутствии:
представителя Государственного бюджетного учреждения "Управление капитального строительства Оренбургской области" - (по доверенности),
представителя ООО "Экспресс-Проект" - (по доверенности),
рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения "Управление капитального строительства Оренбургской области" (исх. N 50/07-2567 от 08.11.2021 г., вх. Оренбургского УФАС России N 10922 от 09.11.2021 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-Проект" (ИНН: 5614062826) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации объекта "Реконструкция взрослой поликлиники, с. Сакмара, ул. Пугачева, 16" (номер извещения N 0853500000320001769),
УСТАНОВИЛА:
09 ноября 2021 года в Оренбургское УФАС России поступило обращение Государственного бюджетного учреждения "Управление капитального строительства Оренбургской области" (далее - Заказчик, ГБУ "УКС") о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-Проект" (далее - ООО "Экспресс-Проект", Общество, Исполнитель) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации объекта "Реконструкция взрослой поликлиники, с. Сакмара, ул. Пугачева, 16" (номер извещения N 0853500000320001769).
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил, что в срок до 22.10.2020 Исполнитель должен был разработать проектную документацию и получить положительное заключение государственной экспертизы на данную проектную документацию. В ходе проведения государственной экспертиза разработанного проекта ГАУ "Государственная экспертиза Оренбургской области" выдало предварительные замечания к проекту от 24.06.2021 г., затем поступило уведомления N 800 от 19.07.2021 г. о недостатках проектной документации, затем 20.07.2021 г. поступило еще одно уведомление о недостатках проектной документации N 808. Данные замечания направлены в адрес ООО "Экспресс- Проект". Между тем, по состоянию на октябрь Подрядчик не представил информацию об устранении замечаний. ГАУ "Государственная экспертиза Оренбургской области" 07.10.2021 г. выдало отрицательное заключение экспертизы на проектную документацию N 56-1-2-3-057802- 2021. Учитывая изложенное, на основании п. 8.1 Договора, ст. 405, ст. 450.1, ч. 2 ст. 715, ч. 3 ст. 723 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Договора. Представитель Заказчика пояснил, что на включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-Проект" не настаивает.
Согласно пояснениям представителя ООО "Экспресс-Проект", Проектная документация в полном объеме передана Исполнителем Заказчику по акту приема-передачи в декабре 2020 года, документация Заказчиком передана на государственную экспертизу лишь в июле 2021 г. Вины Исполнителя в нарушении сроков в указанный период не имеется. Письмом от 02.08.2021 г. N 33/2021, от 18.08.2021 г. N 68/2021, от 23.08.2021 г. N 87/2021 Исполнитель запрашивал у Заказчика исходные данные, указанные в приложении N1 к Договору, необходимые для выполнения работ по Договору. Письмом от 01.09.2021 г. N50/60-2043 Заказчик гарантировал предоставление актуализированного градостроительного плана, необходимого для разработки проектной документации по Договору. Исходные данные не в полном объеме были предоставлены Исполнителю, градостроительный план земельного участка не предоставлен, в связи с чем выполнение работ по договору в полном объеме являлось невозможным. Замечания, выявленные при проведении государственной экспертизы проектной документации, невозможно было устранить без градостроительного плана.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав пояснения сторон, установила следующее:
25.03.2020 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об электронном аукционе на выполнение работ по разработке проектной документации объекта "Реконструкция взрослой поликлиники, с. Сакмара, ул. Пугачева, 16" (номер извещения N 0853500000320001769).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 400 000,00 рублей.
Аукционная документация утверждена Заказчиком.
02.04.2020 г. в соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе "Выполнение работ по разработке проектной документации объекта "Реконструкция взрослой поликлиники, с. Сакмара, ул. Пугачева, 16"" (N извещения 0853500000320001769) заявка общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-Проект" аукционной комиссией Заказчика признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе и Законом о контрактной системе.
15.04.2020 г. между Государственным бюджетным учреждением "Управление капитального строительства Оренбургской области" и ООО "Экспресс-Проект" заключен гражданско-правовой договор N 08535000003200017690001 (Идентификационный код закупки N 202561204235956100100100270027112000) на выполнение работ по разработке проектной документации объекта "Реконструкция взрослой поликлиники, с. Сакмара, ул. Пугачева, 16" (далее - Договор).
В соответствии с п. 1.1 Договора "В соответствии с настоящим Договором, Исполнитель обязуется в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Договором, выполнить работы по разработке проектной документации объекта "Реконструкция взрослой поликлиники, с. Сакмара, ул. Пугачева, 16" (далее - Объект), расположенного по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, с. Сакмара, ул. Пугачева, д.16 (далее работы), а Заказчик обязуется принять качественно выполненные работы и оплатить их".
В соответствии с п. 1.2 Договора "Объем работ, выполняемых Исполнителем, требования к выполняемым работам, требования к результатам работ определены в Задании на выполнение работ (Приложение N 1 к Договору)".
Согласно п. 2.1 Договора "Стоимость работ по настоящему Договору, в соответствии с результатами проведения аукциона в электронной форме (Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0853500000320001769-1 от 02.04.2020 года), составляет: 2 400 000,00 (два миллиона четыреста тысяч рублей, 00 копеек), НДС не облагается (в связи с применением упрощенной системы налогообложения на основании пункта 2 статьи 346.11 Налогового Кодекса Российской Федерации)".
Разделом 5 Договора установлены сроки выполнения работ
"5.1. Срок выполнения работ: со дня заключения Договора 190 календарных дней (с учетом получения положительного заключения Государственной экспертизы).
5.2. Дата окончания выполнения работ является исходной для определения штрафных санкций в случае нарушения сроков выполнения работ, установленных Договором, по вине Исполнителя".
Таким образом, согласно обращению Заказчика, в срок до 22.10.2020 Исполнитель должен был разработать проектную документацию и получить положительное заключение государственной экспертизы на данную проектную документацию.
В ходе проведения государственной экспертиза разработанного проекта ГАУ "Государственная экспертиза Оренбургской области" выдало предварительные замечания к проекту от 24.06.2021 г., затем поступило уведомления N 800 от 19.07.2021 г. о недостатках проектной документации, затем 20.07.2021 г. поступило еще одно уведомление о недостатках проектной документации N 808. Данные замечания направлены в адрес ООО "Экспресс- Проект".
Между тем, согласно пояснениям представителя Заказчика, по состоянию на октябрь Подрядчик не представил информацию об устранении замечаний.
ГАУ "Государственная экспертиза Оренбургской области" 07.10.2021 г. выдало отрицательное заключение экспертизы на проектную документацию N 56-1-2-3-057802- 2021.
Учитывая изложенное, на основании п. 8.1 Договора, ст. 405, ст. 450.1, ч. 2 ст. 715, ч. 3 ст. 723 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Договора.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 8.1 Контракта "Расторжение настоящего Договора допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Договора от исполнения Договора в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации".
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
08.10.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения гражданско-правового договора N 08535000003200017690001 от 15.04.2020 г. (Идентификационный код закупки N 202561204235956100100100270027112000) на выполнение работ по разработке проектной документации объекта "Реконструкция взрослой поликлиники, с. Сакмара, ул. Пугачева, 16" в связи с невозможностью применения разработанной проектной документации.
09.11.2021 г. 15:02 (МСК+2) решение об одностороннем отказе опубликовано Заказчиком в ЕИС.
11.10.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения гражданско-правового договора N 08535000003200017690001 от 15.04.2020 г. было направлено Исполнителю по электронной почте.
12.10.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения гражданско-правового договора N 08535000003200017690001 от 15.04.2020 г. было направлено Исполнителю почтовой связью.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно представленным материалам, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения гражданско-правового договора N 08535000003200017690001 от 15.04.2020 г. получено ООО "Экспресс-Проект" 22.10.2021 г.
Таким образом, учитывая положения ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, 02.11.2021 г. решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч.7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п.13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
Комиссией Оренбургского УФАС России приняты во внимание следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Как следует из документов, представленных на заседание Комиссии, Общество предпринимало меры, направленные на исполнение контракта, что подтверждается представленными документами, перепиской Исполнителя с заказчиком, фактическое исполнение взятых на себя обязательств со стороны ООО "Экспресс-Проект".
При рассмотрении вопроса о наличии оснований для включения ООО "Экспресс-Проект" в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя),что предполагает отсутствие у последнего реального намерения заключить и исполнить контракт надлежащим образом и в согласованные сроки.
Отказ заказчика от договора, в том числе по мотиву существенного нарушения подрядчиком условия договора о сроке выполнения работ, может являться как следствием недобросовестного поведения Исполнителя, принимавшего участие в торгах номинально и не имеющего намерения реально выполнять работы по контракту, так и не являться таковым (в том случае, если нарушение срока исполнения договора не вызвано злонамеренными действиями подрядчика, а связано с обстоятельствами, находящимися вне его сферы контроля).
Из имеющихся материалов дела следует, что в действиях Исполнителя - ООО "Экспресс-Проект" - не усматриваются признаки недобросовестного поведения, направленного на уклонение от исполнения условий контракта и на срыв вышеуказанной закупки.
При таких обстоятельствах, на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, учитывая, что Заказчик на включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-Проект" не настаивает, а также в связи с тем, что Инспекция Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий Исполнителя не выявила, сведения в отношении ООО "Экспресс-Проект" не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований обращения Государственного бюджетного учреждения "Управление капитального строительства Оренбургской области" (исх. N 50/07-2567 от 08.11.2021 г., вх. Оренбургского УФАС России N 10922 от 09.11.2021 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-Проект" (ИНН: 5614062826) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации объекта "Реконструкция взрослой поликлиники, с. Сакмара, ул. Пугачева, 16" (номер извещения N 0853500000320001769) отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции |
|
Члены Инспекции |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 16 ноября 2021 г. N РНП-56-08-06-187/2021 (ключевые темы: односторонний порядок - реестр недобросовестных поставщиков - исполнение контракта - разработка проектной документации - медицинские организации)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2021