Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение муниципального учреждения "Центральная библиотека муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - МУ "Центральная библиотека МО ГО "Ухта"), направленное в Коми УФАС России Финансовым управлением администрации муниципального образования городского округа "Ухта" письмом от 25.10.2021 N 11-14/1813 (вх. от 29.10.2021 N 4723) на основании договора поручения от 14.01.2019, касающееся рассмотрении вопроса о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ПРОЕКТИЗА" (далее - ООО "ПРОЕКТИЗА") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора от 23.10.2020 N 0107300000320000440-01 (реестровый номер 31102050771 20 000004), заключенного по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона "Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания МУ "Центральная библиотека МОГО "Ухта", извещение N 0107300000320000440 (далее - обращение, договор),
при участии в заседании посредством веб-видеоконференции <_>, <_> МУ "Центральная библиотека МО ГО "Ухта",
|
|
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Финансовым управлением администрации муниципального образования городского округа "Ухта" письмом от 25.10.2021 N 11-14/1813 (вх. от 29.10.2021 N 4723) на основании договора поручения от 14.01.2019 в Коми УФАС России представлено обращение МУ "Центральная библиотека МО ГО "Ухта" о рассмотрении вопроса о включении сведений об ООО "ПРОЕКТИЗА" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
МУ "Центральная библиотека МО ГО "Ухта", ООО "ПРОЕКТИЗА" о времени и месте рассмотрения обращения и проведении внеплановой проверки извещены.
ООО "ПРОЕКТИЗА" в письме от 05.11.2021 N 626/ПР (вх. от 08.11.2021 N 5547-э) заявлено ходатайство о рассмотрении обращения посредством веб-видеоконференции.
Коми УФАС России в связи с поступившим ходатайством ООО "ПРОЕКТИЗА" о месте, времени и формате рассмотрения обращения и проведении внеплановой проверки известило МУ "Центральная библиотека МО ГО "Ухта", ООО "ПРОЕКТИЗА" письмами от 08.11.2021 N 04-07/8201, 3 04-07/8202 посредством электронной почты.
ООО "ПРОЕКТИЗА" в письме от 05.11.2021 N 625/ПР (вх. от 08.11.2021 N 5546-э) представило письменные возражения относительно доводов заказчика, изложенных в решении заказчика от 06.09.2021 об одностороннем отказе от исполнения договора, с приложением копий подтверждающих документов; в письме от 10.11.2021 N 629/ПР (вх. от 11.11.2021 N 5663-э) заявлено о рассмотрении обращения в отсутствие представителя ООО "ПРОЕКТИЗА"
Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком закупки явилось МУ "Центральная библиотека МО ГО "Ухта".
Объект закупки - "Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания МУ "Центральная библиотека МОГО "Ухта".
Начальная (максимальная) цена договора составила 3 200 000,00 руб., источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 23.09.2020.
По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 12.10.2020, МУ "Центральная библиотека МО ГО "Ухта" (заказчик) с ООО "ПРОЕКТИЗА" (исполнитель) 23.10.2020 заключен договор.
По пунктам 1.1. 2.1, 2.2 договора: "Исполнитель принимает на себя обязательство оказать услуги по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания МУ "Центральная библиотека МОГО "Ухта" (далее по тексту - Услуги, объект) в объеме и на условиях согласно Техническому заданию (Приложение к настоящему договору), а Заказчик обязуется принять и оплатить их результат на условиях, предусмотренных настоящим договором
Цена настоящего договора составляет 1 336 000,00 (один миллион триста тридцать шесть тысяч рублей 00 копеек), НДС не облагается.
В цену настоящего договора включены все расходы Исполнителя, связанные с выполнением условий настоящего договора, в том числе расходы на проектирование, проведение государственной экспертизы проектной документации, результатов по проверке достоверности определения сметной стоимости объекта в Автономном учреждении Республики Коми "Управление государственной экспертизы Республики Коми", а также затраты по корректировке проектной документации (необходимость которых возникла в процессе согласований), расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей".
Согласно пунктам 3.1, 3.2 договора: "Настоящий договор вступает в силу со дня признания его заключенным в порядке, установленном частью 8 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств.
Срок оказания услуг: в течение 5 (пяти) месяцев со дня заключения настоящего договора".
В соответствии с подпунктами 4.22-4.2.8, 4.2.10, 4.2.12, 4.2.13, 4.2.16 договора: "Исполнитель обязан:
-качественно и своевременно оказать указанные в пункте 1.1 настоящего договора услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства и согласно Приложению к настоящему договору. При этом оценкой качества оказанных Исполнителем услуг является соответствие этих услуг требованиям нормативных технических документов и получение положительного заключения государственной экспертизы;
-оказать услуги, указанные в настоящем договоре, в соответствии с условиями договора, включая оказание услуг, определённо в нём не упомянутых, но необходимых для нормального и полного выполнения принятых на себя обязательств по настоящему договору;
-оказать услуги в соответствии с требованиями, содержащимися в техническом задании (Приложение к настоящему договору);
-подготовить документацию в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к ней строительными нормами и правилами (СНиП), сводами правил (СП), техническими регламентами и другими нормативными документами, действующими на день передачи результата услуг Заказчику. Исполнитель несет ответственность за достоверность, качество и полноту оказанных услуг;
-предоставлять Заказчику по его требованию достоверную и необходимую информацию о ходе оказания услуг;
-незамедлительно информировать Заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению настоящего договора;
-передать Заказчику полный комплект проектно-сметной, рабочей документации в соответствии с требованиями настоящего договора. Предоставить Заказчику проектно-сметную, рабочую документацию на бумажном носителе, а также в доступном электронном формате в соответствии с требованиями, установленными в техническом задании (Приложение к настоящему договору);
-нести ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчиками (соисполнителями);
-корректировать проектную документацию по замечаниям контролирующих организаций и экспертиз за счёт собственных средств;
-гарантировать качество оказываемых услуг в течение всего установленного договором срока;
-выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные в других статьях настоящего договора".
По подпунктам 4.4.1, 4.4.3, 4.4.5,.4.4.6, 4.4.9, 4.4.10 пункта 4.4 договора: "Заказчик обязуется:
-предоставить Исполнителю всю необходимую для оказания услуг информацию;
-оказывать содействие Исполнителю в оказании услуг по настоящему договору в объеме и на условиях, предусмотренных настоящим договором;
-провести экспертизу результатов оказания услуг, предусмотренных настоящим договором, в части их соответствия условиям договора, своими силами либо с привлечением экспертов, экспертных организаций;
-своевременно сообщать в письменной форме Исполнителю о недостатках, обнаруженных в ходе оказания услуг;
-предъявлять требования и штрафные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем условий настоящего договора в соответствии с действующим законодательством и настоящим договором;
-выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные в других статьях настоящего договора".
В подпунктах 4.5.1, 4.5.2, 4.5.3, 4.5.5 пункта 4.5 договора установлено: "Заказчик вправе:
-требовать от Исполнителя своевременного и полного выполнения принятых им обязательств по настоящему договору;
-запрашивать у Исполнителя информацию о ходе и состоянии оказываемых Исполнителем услуг;
-предъявлять претензии за некачественное или неполное исполнение принятых Исполнителем обязательств по настоящему договору;
-рекомендовать Исполнителю по мотивированной обоснованной причине замену субподрядчика (соисполнителя). В случае принятия Исполнителем предложения Заказчика ответственность за действия субподрядчика (соисполнителя) в части выполнения обязательств по настоящему договору несет Исполнитель;
-требовать от Исполнителя предоставления надлежащим образом оформленной отчетной документации, подтверждающей исполнение обязательств в соответствии с Приложением к настоящему договору".
В пункте 5.14 договора установлено: "Обязательства Исполнителя по настоящему договору считаются выполненными надлежащим образом после подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг. Срок оформления результатов приемки оказанных услуг - 3 (три) рабочих дня".
По пункту 10.1 договора: "Расторжение настоящего договора допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны договора от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством".
2. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В частях 12, 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
3. По результатам анализа материалов обращения установлено, что в установленные договором сроке и порядке услуги по договору ООО "ПРОЕКТИЗА" не оказаны.
Заказчиком - МУ "Центральная библиотека МО ГО "Ухта" в адрес ООО "ПРОЕКТИЗА" направлено письмо от 20.11.2020 N 125, в котором указано о необходимости принятия исполнителем мер по исполнению обязательств по договору, о предоставлении примерного плана-графика по разработке ПСД с указанием ответственных исполнителей по каждому разделу в составе проектной документации.
ООО "ПРОЕКТИЗА" в письмах от 23.11.2020 N 26/ПР, от 27.11.2020 N 32/ПР, а также б/д, б/н (вх. заказчика от 29.01.2021 N 15) просило заказчика обеспечить доступ на территорию объекта заказчика для проведения инженерно-изыскательских работ (обследования) обозначенных в письмах сотрудников исполнителя.
Заказчик - МУ "Центральная библиотека МО ГО "Ухта" в письме от 18.12.2020 N 142 указал ООО "ПРОЕКТИЗА" о непредставлении документов, запрашиваемых заказчиком письмом от 20.11.2020 N 125.
МУ "Центральная библиотека МО ГО "Ухта" в письме от 14.01.2021 N 8 в адрес исполнителя (в ответ на письма ООО "ПРОЕКТИЗА" вх. от 13.01.2021 N 27КДС, N 33КДС, N 35КДС) направлены многочисленные замечания по представленным разделам "Архитектурные решения", "Технологические решения", "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов"; в письме от 27.01.2021 N 18 (в ответ на письма ООО "ПРОЕКТИЗА" вх. от 26.01.2021 N 59 КДС, от 27.01.2021 N 54/ПР) заказчик не согласовал представленные документы "Техническое обследование", "Водоотведение", "Водоснабжение", "Отопление", второй вариант "Архитектурные решения", "Технический отчет" и т.д., указал, наряду с прочим, о необходимости дообследования всех внутренних инженерных сетей здания, оперативного внесения изменений в проектную документацию, передачи данных для получения технических условий.
МУ "Центральная библиотека МО ГО "Ухта" в письме от 16.03.2021 N 59 в адрес исполнителя (в ответ на письма ООО "ПРОЕКТИЗА" вх. от 11.03.2021 N 204/ПР) указало о замечаниях по разделу 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" подразделу 2 "Система водоснабжения 01073000003.0440-20-ИОС5.2"; в письме от 17.03.2021 N 61 (на вх. от 12.03.2021 N 229/ПР) отказало в согласовании раздела "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети".
Муниципальным учреждением "Управление капитального строительства" в адрес заказчика направлено письмо от 24.03.2021 N 05-437, согласно которому по результатам представленной заказчиком разработанной ООО "ПРОЕКТИЗА" проектно-сметной документации в части "Архитектурные решения" выявлены неточности и несоответствия данным, указанным в техническом паспорте БТИ на задание заказчика.
Заказчик - МУ "Центральная библиотека МО ГО "Ухта" в письмах от 24.03.2021 N 67, от 29.03.2021 N 70, от 13.04.2021 N 84, N 85, от 09.04.2021 N 74, от 16.04.2021 N89 согласовало исполнителю разделы: " Архитектурные решения", "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов", раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности", подраздел 1 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности", "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети (вентиляция)", раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" подраздел 2 "Система водоснабжения", с указанием, что решение о правильности и достоверности согласованных документов будет выносить Госэкспертиза.
Заказчиком письмом от 20.04.2021 N 91 в адрес исполнителя направлена претензия о нарушении ООО "ПРОЕКТИЗА" сроков исполнения обязательств по договору.
ООО "ПРОЕКТИЗА" в письме от 22.04.2021 N 477/ПР на претензию заказчика от 20.04.2021 уведомило заказчика о задержке исполнения услуг по договору и причинах, её повлекших (введение ограничений в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019), а также гарантировало исполнение обязательств по договору в полном объеме.
Заказчик в письме от 23.04.2021 N 96 просил исполнителя сообщить дату подачи проектно-сметной документации на государственную экспертизу.
Автономное учреждение Республики Коми "Управление госэкспертизы РК" в письмах от 19.05.2021 N 369, от 20.05.2021 N 379 на заявление ООО "ПРОЕКТИЗА" о проведении государственной экспертизы разработанной в рамках договора проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для её подготовки; проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства по проектной документации отказано в принятии документации на государственную экспертизу (по письму от 20.05.2021 N 379 - в связи с неверным выбором услуги, по письму от 19.05.2021 N 369 - до устранения недостатков).
ООО "ПРОЕКТИЗА" представило заказчику Акт N 1 от 01.04.2021 на передачу разделов проектной документации по объекту заказчика (вх. от 02.06.2021).
Заказчик - МУ "Центральная библиотека МО ГО "Ухта" в письме от 03.06.2021 N 115 отказал ООО "ПРОЕКТИЗА" в подписании Акта приема-передачи документов, представленных ООО "ПРОЕКТИЗА", в письме от 23.06.2021 N 119 указал о неправильности заполнения ООО "ПРОЕКТИЗА" документов.
ООО "ПРОЕКТИЗА" в письме от 06.07.2021 N 559/ПР на письмо заказчика от 23.06.2021 N 119 признало некорректное оформление предоставляемой документации, указало об усилении контроля над ответственными исполнителями, предложило заказчику в связи с невозможностью прохождения государственной экспертизы проектной документации в силу объективных причин провести, в том числе, негосударственную экспертизу проектной документации.
Заказчик в письме от 21.07.2021 N 122 на письмо исполнителя от 06.07.2021 N 559/ПР указал о решении проведения исполнителем негосударственной экспертизы проектной документации с предоставлением документов разрешительного характера на выполнение соответствующих работ и проведении государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости; также просил предоставить откорректированную по замечаниям заказчика проектную документацию для согласования.
МУ "Центральная библиотека МО ГО "Ухта" в письме от 26.07.2021 N 126 просило ООО "ПРОЕКТИЗА" сообщить примерную дату повторной подачи проектной документации на государственную экспертизу в части проверки достоверности определения сметной стоимости.
МУ "Центральная библиотека МО ГО "Ухта" направлена ООО "ПРОЕКТИЗА" претензия от 09.08.2021 N 128 о замечаниях на представленную исполнителем 11.06.2021 проектно-сметную документацию.
Заказчиком - МУ "Центральная библиотека МО ГО "Ухта" 06.09.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора по причине ненадлежащего исполнения ООО "ПРОЕКТИЗА" обязательств договору.
ООО "ПРОЕКТИЗА" в письме от 09.09.2021 N 63 указало заказчику о несогласии с принятым заказчиком решением об одностороннем отказе от исполнения договора, просило отменить его.
Как следует из материалов обращения, решение заказчика от 06.09.2021 об одностороннем отказе от исполнения договора размещено 08.09.2021 на официальном сайте, направлено 07.09.2021 по почте заказным письмом с уведомлением по адресу ООО "ПРОЕКТИЗА", указанному в договоре, а также посредством электронной почты.
Датой надлежащего уведомления исполнителя о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения договора заказчик признал дату по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора в единой информационной системе (08.09.2021) - 09.10.2021.
Согласно статьям 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С учетом требований части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации дата вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора и дата расторжения договора - 20.10.2021.
Таким образом, в ходе проведения внеплановой проверки при рассмотрении обращения нарушений заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его исполнителю и размещения в единой информационной системе, не установлено.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Дата расторжения контракта - 20.10.2021. Обращение направлено в Коми УФАС России 25.10.2021 (с соблюдением законодательно установленного срока).
4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Комиссия Коми УФАС России не может принять довод ООО "ПРОЕКТИЗА", что объективной причиной нарушения срока исполнения услуг по договору является введение указом мэра г. Москва от 05.03.2020 N 12-УМ на территории г. Москва режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019, в том числе с учетом периода осуществления закупки и даты заключения договора - 23.10.2020.
ООО "ПРОЕКТИЗА", подавая заявку на участие в электронном аукционе, выразило согласие на оказание услуг на условиях закупки, более того, при участии в электронном аукционе ООО "ПРОЕКТИЗА" снизило начальную (максимальную) цену контракта более чем на 50 % (с 3 200 000,00 руб. до 1 336 000,00 руб.).
ООО "ПРОЕКТИЗА", как субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность на свой риск, надлежало до подачи заявки на участие в закупке оценить свои возможности по исполнению обязательств по договору в соответствии с требованиями закупки.
В материалах обращения отсутствуют, ООО "ПРОЕКТИЗА" не представлено доказательств принятия всех возможных мер по надлежащему исполнению договора, как и не представлены информация и документы, подтверждающие, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что ненадлежащее исполнение ООО "ПРОЕКТИЗА" условий договора произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий договора, либо по вине третьих лиц, в материалах обращения отсутствуют, ООО "ПРОЕКТИЗА" не предоставлено.
На заседании комиссии Коми УФАС России по рассмотрению обращения не установлено объективных причин, препятствующих ООО "ПРОЕКТИЗА" исполнению условий договора.
При участии в электронном аукционе ООО "ПРОЕКТИЗА" должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при отказе от исполнения взятых на себя обязательств при заключении договора.
В разделе III Правил регламентирован порядок рассмотрения обращения органом контроля и основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении.
В пункте 15 раздела III Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Основания для отказа во включении сведений об ООО "ПРОЕКТИЗА" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные в пункте 15 раздела III Правил, отсутствуют.
Согласно письменным пояснениям МУ "Центральная библиотека МО ГО "Ухта", изложенным в письме в адрес Коми УФАС России от 08.11.2021 N 166 (вх. от 09.11.2021 N 5615э), устным доводам представителя заказчика, приведенным в ходе заседания по рассмотрению обращения, неисполнение ООО "ПРОЕКТИЗА" обязательств по договору в соответствии с условиями договора не позволило заказчику участвовать в конкурсе национального проекта "Культура" по созданию модельных библиотек в 2022 году и получить софинансирование в размере 10 млн. рублей по причине того, что капитальный ремонт здания являлся обязательным условием для участия в национальном проекте.
По мнению Комиссии Коми УФАС России, ООО "ПРОЕКТИЗА" допущено виновное недобросовестное поведение, за которое предусмотрена ответственность в виде включения информации об ООО "ПРОЕКТИЗА" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, подп. б) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить представленную МУ "Центральная библиотека МО ГО "Ухта" информацию в отношении ООО "ПРОЕКТИЗА" (адрес места нахождения: 105037 город Москва ул. 2-я Прядильная, д. 9, кв. 46; ИНН: 9719004875; генеральный директор, учредитель: <_>, ИНН <_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно приложению к решению в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора от 23.10.2020 N 0107300000320000440-01 (реестровый номер 31102050771 20 000004), заключенного по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона "Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания МУ "Центральная библиотека МОГО "Ухта", извещение N 0107300000320000440, сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "ПРОЕКТИЗА" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - МУ "Центральная библиотека МО ГО "Ухта" нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, не выявлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 11 ноября 2021 г. N РНП-11-194
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2021