Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБСУСО "Дом ветеранов войны и труда N 1" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Специализированная Торговая Компания" (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 34646-ЭП/21 от 09.11.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации диетического и диабетического питания на первое полугодие 2022 года (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 19.10.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200160221000052. Начальная (максимальная) цена контракта - 28 680 662, 50 рублей.
ООО "Специализированная Торговая Компания" указало в жалобе на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в размещении в составе конкурсной документации проекта контракта, содержание которого не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Также податель жалобы указывает на нарушение, допущенное Заказчиком при описании объекта закупки в части установления требований о соответствии объекта закупки требованиям санитарных норм, действия которых на момент размещения закупки прекращено.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч. 3 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
В своей жалобе Заявитель утверждает, что проект контракта не содержит приложений о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 25 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Комиссия УФАС констатирует, что в качестве нестоимостного критерия оценки заявок определен критерий "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". Также Заказчиком определен порядок оценки заявок по указанному критерию.
Так, Заказчиком по мимо прочего установлено, что в случае наличия в составе заявки предложения участника, информация о таком предложении включается в условия контракта. Предложение участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки не может противоречить требованиям технического задания, согласие на исполнение которого выражается участником в первой части заявки. Ответственность за полноту и достоверность указанных сведений несет участник конкурса.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что конкурсная документация предусматривает включение предложения участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки в контракт на этапе его заключения при условии наличия в составе заявки такого предложения участника.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными в указанной части.
2. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что в Приложение N 1 к конкурсной документации содержит нормативные акты, которые отменены в 2020 году и ранее, в частности:
- СанПиН 2.3.2.1293-03 "Гигиенические требования по применению пищевых добавок";
- Санитарно-эпидемиологическими правилами "Профилактика острых кишечных инфекций. СП 3.1.1.3108-13", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.10.2013 N 53;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2615-10 "Профилактика иерсиниоза";
- Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2616-10 "Профилактика сальмонеллеза";
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 1293-03 "Санитарные правила по применению пищевых добавок";
- Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации").
В свою очередь, полагая, что указанные требования противоречат положениям Закона о контрактной системе, Заявитель не учел следующего.
Так, в конкурсной документации Заказчиком установлено требование, в силу которого:
3. Условием исполнения контракта является обязательное соблюдение требований, установленных нормативными и нормативно-техническими документами:
- Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
- Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
- Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии";
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1515 "Об утверждении правил оказания услуг общественного питания";
4. Исполнитель должен выполнять услуги по организации питания в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации:
- Постановлением главного государственного врача Российской Федерации от 27.10.2020 N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПин 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидеомологические требования к организации общественного питания населения";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.07.2002 N 26 "О введении программ производственного контроля";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней";
- Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 25.12.2003 N 90 "Об утверждении методических рекомендаций по организации диетического (лечебного) питания в государственных (муниципальных) учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов";
- Санитарными правилами "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий СП 1.1.1058-01", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18;
- СанПиН 2.3.2.1293-03 "Гигиенические требования по применению пищевых добавок";
-Санитарно-эпидемиологическими правилами "Профилактика острых кишечных инфекций. СП 3.1.1.3108-13", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.10.2013 N 53;
Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2615-10 "Профилактика иерсиниоза";
Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2616-10 "Профилактика сальмонеллеза".
ГОСТ 31987-2012 "Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию";
ГОСТ 31988-2012 "Услуги общественного питания. Метод расчета отходов и потерь сырья и пищевых продуктов при производстве продукции общественного питания";
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации N 330 от 5 августа 2003 г. "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации".
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.06.2013 N 395 н "Об утверждении норм лечебного питания";
5. Продукты, использующиеся для оказания услуг должны соответствовать требованиям следующих документов:
Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
Закон Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1;
Технический регламент Таможенного союза от 16.08.2011 N 005/2011 "О безопасности упаковки";
Технический регламент Таможенного союза от 09.12.2011 N 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки";
Технический регламент Таможенного союза "Технический регламент на масложировую продукцию" (ТР ТС 024/2011)
Технический регламент Таможенного Союза "О безопасности молока и молочной продукции" от 09.10.2013 N 033/2013;
Технический регламент Таможенного союза "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (ТР ТС 023/2011);
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011);
Технический регламент Таможенного союза от 20.07.2012 N 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств";
Технический регламент Таможенного союза от 15.06.2012 N 027/2012 "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного диетического профилактического питания";
Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции" (ТР ЕАЭС 040/2016);
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013)
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 1293-03 "Санитарные правила по применению пищевых добавок";
Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) - УТВЕРЖДЕНЫ Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299;
Организатор питания при оказании услуг обязан соблюдать требования:
- Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ;
- Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
- Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации"). N022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", ТУ производителя.
Также Заказчиком определено, что в случае, если один из перечисленных в конкурсной документации нормативно-технический документ утратил силу, вследствие отмены или замены на иной документ, то Исполнитель обязан руководствоваться действующей редакцией такого нормативно-технического документа.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что в случае отмены одного из перечисленных в документации нормативных актов, его положения не применяются в отношении объекта закупки в виду прямого указания на это в документации.
Таким образом, в указанной части Комиссия УФАС доводы Заявителя также находит необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Специализированная Торговая Компания" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 ноября 2021 г. N 44-5014/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2021