Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "РЭСТО" (далее - Заявитель) на действия Муниципального унитарного предприятия наружного освещения города Перми "Горсвет" (далее - Заказчик), Администрации города Перми (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку комплектов светотехнического оборудования для наружного освещения (изв. N 0156300008721000298),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156300008721000298 Администрацией города Перми (далее - Уполномоченный орган) проводился электронный аукцион на поставку комплектов светотехнического оборудования для наружного освещения.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.10.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 328 967 289,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 12.11.2021 г.
Заявитель жалобы считает, что Заказчиком, Уполномоченным органом в аукционной документации установлен в нарушение требований законодательства запрет на допуск товара иностранного производителя в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Согласно п. 3 раздела 5 Закона о закупках описание объекта закупки, информация о количестве товара Указаны в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта".
Согласно приложению N 2 к аукционной документации "Техническое задание" необходимо поставить комплект светотехнического оборудования для наружного освещения. Исходя из анализа технического задания, комплект включает в себя светильник утилитарного наружного освещения для освещения магистралей, дорог, улиц, тротуаров с управляемым источником питания и контроллер индивидуального управления светильника.
Проанализировав представленное Заказчиком в материалы жалобы заключение эксперта N БН-60 от 14.10.2021 г. Комиссия установила, что светотехническое оборудование производится как минимум двумя производителями, а именно ООО "МГК "Световые Технологии" и АО "Дюрэй", и не является эксклюзивным товаром.
Кроме того, в материалы жалобы представлен ответ на запрос Заказчика (исх. N 1435 от 21.10.2021 г.) от ООО "Дюрей" (исх. N 107/2021-К от 22.10.2021 г.), в котором указана информация о возможных комплектах, соответствующих Техническому заданию, а также их стоимость. Указанное также подтверждает наличие на рынке, помимо ООО "МГК "Световые Технологии", как минимум еще одного производителя спорного светотехнического оборудования.
Комиссией также учитывается, что ООО "РЭСТО", являясь коммерческой организацией, осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли и отсутствие товара, который соответствовал бы потребностям Заказчика, связано только с его предпринимательской деятельностью, от требований, содержащихся в документации о закупке, не зависит, и соответственно, само по себе не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о закупках в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 2 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 6 Постановления N 616 в целях реализации настоящего постановления:
а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции);
б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийской промышленной продукции).
Пунктом 10 Постановления N 616 предусмотрено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим Постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
Согласно п. 12 Постановления N 616 установлено, что для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
Заявитель полагает, что светильники входят в перечень, а контроллеры - не содержатся в указанном перечне, в связи с этим установление требований по Постановлению N 616 неправомерно.
В соответствии с п. 4 Постановления N 1432, перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 616 дополнен группой товаров с кодом ОКПД2 - 27.40.39 "Светильники и осветительные устройства прочие, не включенные в другие группировки".
Заказчиком, Уполномоченным органом в рамках проведения рассматриваемого электронного аукциона закупается товар, соответствующий ОКПД2 - 27.40.39.113.
Заказчик в письменных пояснениях также указал, что ОКПД2 N 27.40.39 включает в себя в том числе иные товары, используемые с источниками света, лампами и пр. Так в ОКПД2 N 27.40.39 включена арматура осветительная прочая, не включенная в другие группировки (27.40.39.190).
При этом, арматурой осветительной признается устройство для перераспределения светового потока источника света в нужных направлениях пространства и защиты глаз от слепящего действия источника света, что синонимично с понятием контроллер, определяемым как устройство управления в электронике.
Следовательно, выбор указанного ОКПД2 обязывает Заказчика установить в аукционной документации запрет на допуск иностранных промышленных товаров, предусмотренный п. 25 (7) Постановления N 616.
Заказчиком в материалы жалобы представлены следующие выписки из реестра российской промышленной продукции: реестровая запись N 3595\5\2020 об АО "Дюрэй" на производство светильников светодиодных серии "Арктика" моделей: Арктика XX.YYYY.ZZ; реестровая запись N 2360\49\2021 об ООО "МГК "Световые технологии" на производство светильников светодиодных Corvette led 75; реестровая запись N 2360\47\2021 об ООО "МГК "Световые технологии" на производство светильников светодиодных Corvette led 120; реестровая запись N 2360\46\2021 об ООО "МГК "Световые технологии" на производство светильников светодиодных Corvette led 145; реестровая запись N 2360\42\2021 об ООО "МГК "Световые технологии" на производство светильников светодиодных Corvette led 240; реестровая запись N 2360\38\2021 об ООО "МГК "Световые технологии" на производство светильников светодиодных Corvette led 55.
Следовательно, в реестре промышленной продукции содержатся сведения о производстве закупаемого светотехнического оборудования для наружного освещения на территории Российской Федерации.
Исходя из изложенного запрет на допуск установлен правомерно. Нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика, Уполномоченного органа не установлено.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:
В пунктах 1.5.1-1.5.3, 2.5.1-2.5.3, 3.5.1-3.5.3, 4.5.1-4.5.3, 5.5.1-5.5.3 ТЗ установлены требования к габаритным размерам светильников.
Согласно ТЗ светильники должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 54350-2015, ГОСТ IEC 60598-1-2017, ГОСТ 14254-2015, ГОСТ 17516.1-90, ГОСТ Р 55705-2013, Постановления Правительства РФ от 24.12.2020 N 2255.
Вместе с тем, исходя из положений указанных ГОСТов и Постановления Правительства РФ от 24.12.2020 N 2255, требование к габаритным размерам светильников не установлено.
Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено требование к характеристике товара, непредусмотренной положениями упомянутых ГОСТов, Постановления Правительства РФ от 24.12.2020 N 2255.
Исходя из указанного выше, Комиссия делает вывод, что описание объекта закупки не соответствует положениям п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках и, как следствие Заказчиком, Уполномоченным органом нарушается п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Комиссия отмечает, что, согласно протоколу рассмотрения заявок, на участие в аукционе подано 3 заявки, 2 участника допущены к участию в аукционе.
В данный момент определение поставщика завершено. Победителем признано лицо, которое предлагает цену контракта в размере 294 425 723,55 руб., снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 10,6 %, что говорит о наличии конкуренции при проведении оспариваемой закупки.
Поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки, а также с учетом п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЭСТО" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку комплектов светотехнического оборудования для наружного освещения (изв. N 0156300008721000298) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в ходе внеплановой проверки.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 ноября 2021 г. N 018682/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2021