Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам.председателя комиссии:
Членов комиссии:
В присутствии:
представителя ФКУ ИК-33 УФСИН России по Кировской области по доверенности,
директора ООО "Велес", действующего на основании Устава,
рассмотрев материалы Заказчика - ФКУ ИК-33 УФСИН России по Кировской области о включении сведений об ООО "Велес" (далее - Подрядчик, Победитель, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
03.11.2021 г. в Кировское УФАС России поступили материалы от ФКУ ИК-33 УФСИН России по Кировской области (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "Велес" (далее - Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведенного запроса котировок в электронной форме (извещение N 0340100009021000020 на выполнение работ по утеплению тепловых сетей).
В соответствии с ч. 6 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение данного материала назначено на 11.11.2021 г. Стороны уведомлены по адресам электронной почты.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Приказом Кировского УФАС России N 10 от 23.01.2017 г. "О создании Комиссии по контролю в сфере закупок" полномочия по рассмотрению сведений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков возложены на Комиссию по контролю в сфере закупок.
В силу ч.7 ст.104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком представлены документы об уклонении участника электронного аукциона от заключения контракта, поскольку в регламентированные сроки проект контракта Обществом не был подписан, в связи с чем, 29.10.2021 г. Заказчик признал его уклонившимся от заключения контракта. При этом представитель Заказчика на включении сведений об участнике в реестр недобросовестных поставщиков не настаивает.
Представитель Подрялдчика подтвердил письменные пояснения, сообщив, что намерений уклоняться от заключения контракта не было, поскольку, как только 27.10.2021 стало известно о том, что Общество является единственным победителем запроса котировок, был заключен договор поставки материалов N 17/21 от 27.10.2021 с ООО "ЭнергоСтройСервис" и получены материалы, необходимые для выполнения контракта, что подтверждается товарной накладной. Срок для подписания контракта, направленного 27.10.2021 составлял один день до 00-01 29.10 2021 г., но 28.10.2021 по причине технического сбоя контракт подписан не был: вышел из строя ноутбук и ключ электронной подписи етокен. В этот же день и ключ етокен и ноутбук были сданы в ремонт, что подтверждается приходными накладными. Ноутбук до настоящего времени в ремонте, а ключ электронной подписи был получен 29.10.2021, но подписать контракт было уже невозможно.
О своем намерении заключить и исполнить контракт Общество сообщило Заказчику по электронной почте.
В связи с действиями Победителя, указывающими на намерение подписать надлежащим образом данный контракт, просит не включать сведения в реестр недобросовестных поставщиков.
В результате осуществления проверки факта уклонения от заключения контракта установлено следующее.
19.10.2021 г. на официальном сайте ЕИС размещено извещение N 0340100009021000020 о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по утеплению тепловых сетей; начальная (максимальная) цена контракта - 67083,25 руб.; дата окончания подачи заявок - 26.10.2021 г.
Согласно п. 12 Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме от 19.10.2021 участниками размещения заказа могут являться только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации
Пункт 1 части 14 статьи 82.1 Закона о закупках предусматривает, что запрос котировок в электронной форме признается не состоявшимся в случае, если на участие в запросе котировок в электронной форме подана только одна заявка на участие в запросе котировок в электронной форме или только одна заявка на участие в запросе котировок в электронной форме признана соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме. В данном случае, в силу ч. 15 статьи 82.1 Закона о закупках контракт с единственным участником заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и с учетом особенностей, предусмотренных частью 13 настоящей статьи.
Согласно протоколу подведения итогов по запросу котировок в электронной форме "утепление тепловых сетей" (извещение N 0340100009021000020) от 27.10.2021, в связи с подачей единственной заявки, запрос котировок признан несостоявшимся, принято решение заключить контракт с единственным участником, предложившим цену контракта в сумме 65 000, 00 рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 13 статьи 82.1 Закона о закупках Заказчик не позднее трех часов с момента размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме, осуществляет действия, предусмотренные частью 2 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, а именно: размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Победитель запроса котировок в электронной форме, согласно п. 2 ч. 13 статьи 82.1 вышеуказанного Закона) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части, подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке. При этом формирование и размещение протокола разногласий не допускаются.
27.10.2021 г. Заказчиком размещен проект контракта и направлен Победителю запроса котировок для подписания. Регламентированный срок для подписания - 23:59 ч. 28.10.2021 г.
29.10.2021 г. от электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ "уведомление об уклонении победителя от заключения контракта".
Согласно ч. 7 ст. 93 Закона о закупках, заключение контракта осуществляется с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер, в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных частью 13 статьи 82.1 настоящего Федерального закона;
В соответствии с ч. 13 ст. 83.2. Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в установленные сроки он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя и иные документы, предусмотренные извещением.
При этом заказчик, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Так как в установленный срок контракт не был подписан, Заказчик протоколом от 29.10.2021 признал участника уклонившимся от заключения контракта. 01.11.2021 протокол размещен на сайте закупок и процедура заключения контракта была отменена.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
В постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П Конституционным Судом Российской Федерации указано, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Согласно Определению Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12 июля 2013 г. N ВАС-8371/13, при рассмотрении вопроса о признании участника размещения заказа уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному заказчику.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. б) п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Представителем Общества в материалы дела представлены документы, подтверждающие факт приобретения материалов, необходимых для выполнения контракта с Заказчиком: договор поставки от 27.10.2021, товарная накладная N 151 от 27.10.2021. Так же представлены документы, подтверждающие, что ноутбук и электронный ключ етокен были сданы в ремонт 28.10.2021 в связи с тем, что у первого - не запускается операционная электронного ключа, у второго - имеются механические повреждения разъема (приходные накладные N 111-486 и N 111-487 от 28.10.2021). Акт сдачи-приемки выполненных работ от 29.10.2021 относительно электронного ключа етокен. Относительно ноутбука представитель пояснил, что он по настоящее время находится в ремонте. Так же представлена переписка с Заказчиком о намерении Подрядчика исполнить контракт и перечень добросовестно исполненных контрактов.
Таким образом, представленные в материалы дела пояснения и документы свидетельствуют об отсутствии намерения Победителя запроса котировок в электронной форме уклониться от заключения контракта.
Нарушение Подрядчиком своих обязательств по подписанию контракта при отсутствии у него намерения уклониться от его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в Реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно информации из ЕИС, ООО "Велес" является активным участником закупок и имеет более 25 заключенных контрактов, которые исполнены, а один находится в стадии исполнения.
Учитывая представленные документы, информацию и пояснения представителя Подрядчика, положительный опыт участия в закупках, Кировское УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО "Велес" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ч. 7 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ФКУ ИК-33 УФСИН России по Кировской области об уклонении ООО "Велес" от заключения контракта по результатам проведенного запроса котировок в электронной форме (извещение N 0340100009021000020) на выполнение работ по утеплению тепловых сетей, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 11 ноября 2021 г. N 043/06/104-958/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2021