Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам.председателя комиссии:
Членов комиссии:
При участии посредством ВКС:
представителя ООО "Центр переводов и образования "Альянс", действующего на основании доверенности,
рассмотрев материалы Заказчика - КОГБУЗ "Центр медицинской реабилитации" о включении сведений об ООО "Центр переводов и образования "Альянс" (далее - Победитель, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
27.10.2021 г. в Кировское УФАС России поступили материалы от КОГБУЗ "Центр медицинской реабилитации" (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об ООО "Центр переводов и образования "Альянс" в связи с уклонением последнего от заключения контракта на оказание услуги по обучению сотрудника КОГБУЗ "Центр медицинской реабилитации" на курсах профессиональной переподготовки по охране труда (Дистанционно) (извещение N 0340200003321011009).
В соответствии с ч. 6 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение данного материала, назначенное на 10.11.2021 г., было отложено на 11.11.2021 г. О дате, месте и времени рассмотрения материалов Стороны были уведомлены по адресам электронной почты.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Приказом Кировского УФАС России N 10 от 23.01.2017 г. "О создании Комиссии по контролю в сфере закупок" полномочия по рассмотрению сведений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков возложены на Комиссию по контролю в сфере закупок.
В силу ч.7 ст.104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком представлены документы об уклонении участника электронного аукциона от заключения контракта, поскольку в регламентированные сроки проект контракта Обществом не был подписан, в связи с чем, 26.10.2021 г. Заказчик признал его уклонившимся от заключения контракта.
Представитель Победителя подтвердил письменные пояснения, сообщив, что намерений уклоняться от заключения контракта не было. Решение всех вопросов, связанных, в том числе, с электронным аукционом N 0340200003321011009, были поручены конкретному сотруднику на основании договора возмездного оказания услуг, которая 14.10.2021 заболела коронавирусной инфекцией и находилась на больничном до 26.10.2021 г., в связи с чем, не было возможности получить от нее электронно-цифровую подпись. Кроме того, по указу губернатора Воронежской области в период с 25 октября 2021 по 07 ноября 2021 она территории Воронежской области объявлены нерабочие дни. Поэтому о своем намерении заключить после 07.11.2021 года и исполнить контракт Общество сообщило Заказчику, направив 01 ноября 2021 года уведомление по электронной почте. Так же отметил, что возможность и намерение исполнить контракт подтверждается наличием образовательной программы по теме "Специализация по охране труда", учебной и методической литературы, в том числе, в дистанционном формате на официальном сайте Общества.
В связи с действиями Победителя, указывающими на намерение подписать надлежащим образом данный контракт, просит не включать сведения в реестр недобросовестных поставщиков.
В результате осуществления проверки факта уклонения от заключения контракта установлено следующее.
01.10.2021 г. на официальном сайте ЕИС размещено извещение N 0340200003321011009 о проведении электронного аукциона на оказание услуги по обучению сотрудника КОГБУЗ "Центр медицинской реабилитации" на курсах профессиональной переподготовки по охране труда (Дистанционно); начальная (максимальная) цена контракта -7000,00 руб.; дата окончания подачи заявок - 11.10.2021 г.; размер обеспечения исполнения контракта - 10,00% от начальной цены контракта.
Согласно п. 6.1 Информационной карты Аукционной документации ограничений для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям не установлено.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0340200003321011009 от 15.10.2021, Победителем определено Общество, предложившее наименьшую цену контракта в сумме 371,00 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 12 статьи 82.1, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 12 ст.83.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, контракт заключается только после внесения на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, денежных средств в размере предложенной этим участником цены за право заключения контракта, а также предоставления обеспечения исполнения контракта.
18.10.2021 г. Заказчиком размещен проект контракта и направлен Победителю электронного аукциона для подписания. Регламентированный срок для подписания - 23:59 ч. 25.10.2021 г.
26.10.2021 г. от электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта", поскольку в установленный законом срок Общество проект контракта не подписало, протокол разногласий не направило.
В соответствии с ч. 13 ст. 83.2. Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги).
При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Протоколом от 26.10.2021 г. Заказчик признал Победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта на основании части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе и разместил в установленный срок данную информацию на сайте закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
В постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П Конституционным Судом Российской Федерации указано, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Согласно Определению Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12 июля 2013 г. N ВАС-8371/13, при рассмотрении вопроса о признании участника размещения заказа уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному заказчику.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. б) п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Представителем Общества в материалы дела представлен документы, подтверждающие намерение заключить и исполнить контракт: копия образовательной программы "Специалист по охране труда", копия уведомления Заказчика от 01.11.2021 года, копия указа губернатора Воронежской области от 22.10.2021, справка о заболевании сотрудника, ответственного за участие в аукционе и подписании всех документов, договор возмездного оказания услуг.
Таким образом, представленные в материалы дела пояснения и документы свидетельствуют об отсутствии намерения Победителя электронного аукциона уклониться от заключения контракта. Кроме того, учитывая цену заключаемого контракта, включение Победителя в Реестр недобросовестных поставщиков будет являться несоразмерной ответственностью за несвоевременное подписание контракта.
Нарушение Победителем своих обязательств по подписанию контракта при отсутствии у него намерения уклониться от его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в Реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно информации из ЕИС, ООО "Центр переводов и образования "Альянс", в качестве участника закупок зарегистрирован с 11.09.2020. За данный период принял участие в 15 закупках и имеет 4 заключенных контракта: два исполнены, одно в стадии исполнения и исполнение по одному прекращено по соглашению сторон.
Учитывая представленные документы, информацию и пояснения представителя Победителя, Кировское УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО "Центр переводов и образования "Альянс" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ч. 7 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные КОГБУЗ "Центр медицинской реабилитации" об уклонении ООО "Центр переводов и образования "Альянс" от заключения контракта на оказание услуги по обучению сотрудника КОГБУЗ "Центр медицинской реабилитации" на курсах профессиональной переподготовки по охране труда (Дистанционно) (извещение N 0340200003321011009), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 11 ноября 2021 г. N 043/06/104-947/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2021