Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
|
Заместитель председателя Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение муниципального учреждения "Городская Служба Единого Заказчика" (далее - Заказчик) (вх. N 6424 от 01.11.2021) о размещении информации об индивидуальном предпринимателе Трубникове Владимире Анатольевиче (далее - ИП Трубников В.А., Индивидуальный предприниматель, Подрядчик) (ИНН 710503319350; ул. П.Алексеева, д.40, г.Тула, 300012) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 04.08.2021 N Н.2021.71 на выполнение работ по ремонту кровли многоквартирного дома по адресу: г. Тула, ул. Революции, д.24; ремонту кровли в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Тула, ул. Металлургов, д.43А (закупка N 0366200035621003981) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
-- представителей Заказчика на основании доверенностей;
в отсутствие представителей ИП Трубникова В.А., надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,
УСТАНОВИЛА:
01.11.2021 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об индивидуальном предпринимателе Трубникове Владимире Анатольевиче в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту кровли многоквартирного дома по адресу: г. Тула, ул. Революции, д.24; ремонту кровли в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Тула, ул. Металлургов, д.43А (закупка N 0366200035621003981) (далее - электронный аукцион, Закупка).
В материалы дела от ИП Трубникова В.А. поступило ходатайство о переносе даты заседания Комиссии по рассмотрению обращения Заказчика. В связи с установленными сроками на рассмотрение обращений, удовлетворить ходатайство Индивидуального предпринимателя о переносе заседания не представляется возможным.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о проведении Закупки и документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту кровли многоквартирного дома по адресу: г. Тула, ул. Революции, д. 24; ремонту кровли в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Тула, ул. Металлургов, д. 43А размещены в единой информационной системе в сфере закупок 12.07.2021 (далее - единая информационная система, ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 141 344,14 рублей.
04.08.2021 по итогам Закупки между Заказчиком и Индивидуальным предпринимателем заключен Контракт на сумму 7 141 344,14 рублей.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по ремонту кровли многоквартирного дома по адресу: г. Тула, ул. Революции, д.24; ремонту кровли в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Тула, ул. Металлургов, д.43А (далее - работы) в соответствии со сметной документацией (Приложение N 1), техническим заданием (Приложение N 2), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта, и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить их. Место выполнения работ: г. Тула, ул. Революции д.24; г. Тула, ул. Металлургов, д.43А.
В соответствии с пунктом 4.1 Контракта работы, предусмотренные п. 1.1 настоящего Контракта, должны быть выполнены подрядчиком в сроки установленные Контрактом:
- начало работ: с момента заключения Контракта.
- окончание работ: в течение 45 календарных дней с момента заключения контракта.
Согласно представленным в материалы дела документам и пояснениям представителей Заказчика, в установленные Контрактом сроки (по состоянию на 20.09.2021) Индивидуальный предприниматель не приступил к выполнению работ по Контракту.
Из представленной Заказчиком, Индивидуальным предпринимателем в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.
09.08.2021, 10.08.2021, 02.09.2021 комиссией Заказчика были составлены акты обследования объектов по адресам: г. Тула, ул. Революции д.24; г. Тула, ул. Металлургов, д.43А, в соответствии с которыми Подрядчиком работы по ремонту кровли не производятся.
Заказчиком в адрес Индивидуального предпринимателя была направлена претензия N1430 от 26.08.2021 об исполнении обязательств по Контракту с требованием приступить к выполнению работ не позднее 01.09.2021. а также оплатить штраф за ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту.
ИП Трубников В.А. направил Заказчику обращение, в котором указал на возникновение форс-мажорных обстоятельств, связанных с увеличением стоимости строительных материалов и просил расторгнуть Контракт по соглашению сторон, предложил Заказчику рассмотреть возможность увеличения цены Контракта на 30% от начальной (максимальной) цены контракта.
В ответ на обращение Заказчик направил Индивидуальному предпринимателю письмо, в котором указал на то, что принимая участие в электронном аукционе, Подрядчик выразил согласие на выполнение работ на условиях и в соответствии с документацией об электронном аукционе; Контрактом не предусмотрено повышение цены Контракта (цена является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта). Также Заказчик указал в письме, что ИП Трубникову В.А. была направлена претензия N1430 от 26.08.2021 с требованием приступить к выполнению работ по Контракту. Однако, по состоянию на 03.09.2021 работы на объектах не проводятся, в связи с чем Заказчик оставляет за собой право расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Поскольку Индивидуальный предприниматель не приступил к исполнению обязательств по Контракту, Заказчиком 20.09.2021 принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.2 Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- в случае, если в установленный настоящим контрактом, срок подрядчик не приступил к непосредственному выполнению работ;
- систематического нарушения подрядчиком сроков (два и более раз) выполнения работ, влекущего увеличение срока окончания работ более чем на 30 дней (несоблюдение подрядчиком установленных графиком выполнения работ сроков выполнения работ);
- несоблюдения подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку окончания работ более чем на 30 дней;
- отступления подрядчика в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
- существенного нарушения подрядчиком требований к качеству оборудования, материалов, используемых при выполнении работ, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- если подрядчик не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчика.
В связи с тем, что ИП Трубников В.А. не приступил к выполнению своих обязательств по Контракту, 20.09.2021 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта от 04.08.2021 N Н.2021.71 на выполнение работ по ремонту кровли многоквартирного дома по адресу: г. Тула, ул. Революции, д.24; ремонту кровли в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Тула, ул. Металлургов, д.43А (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Анализ положений частей 12, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта 21.09.2021 размещено в единой информационной системе, 22.09.2021 направлено Заказчиком Индивидуальному предпринимателю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также по адресу электронной почты, указанной в Контракте.
Следовательно, обязанности по направлению уведомления в адрес Индивидуального предпринимателя о расторжении Контракта и опубликованию его в единой информационной системе с целью надлежащего уведомления о принятом Заказчиком решении им соблюдены.
Из документов, представленных на заседание Комиссии установлено, что информация о получении Индивидуальным предпринимателем Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, направленного заказным письмом по почте отсутствует, в связи с чем Заказчик посчитал датой надлежащего уведомления ИП Трубникова В.А. дату по истечении тридцати дней с даты размещения указанного решения в единой информационной системе.
Из представленных в материалы дела документов, а также пояснений представителя Заказчика Комиссией установлено, что с момента принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта и до момента вступления указанного решения в силу, ИП Трубниковым В.А. не были предприняты все возможные меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, неисполнение которых послужило основанием для принятия Заказчиком указанного решения.
Посчитав, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу и Контракт расторгнут, Заказчик обратился в Тульское УФАС России с рассматриваемым обращением.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.
Как было отражено выше и как следует из представленных в материалы дела ИП Трубниковым В.А. документов относительно обращения Заказчика в Тульское УФАС России, в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств, связанных с существенным увеличением стоимости строительных материалов вследствие сложной эпидемиологической обстановки из-за распространения новой коронавирусной инфекции, Подрядчиком было направлено письмо Заказчику с предложением расторгнуть Контракт. Также в письме ИП Трубников В.А. просил Заказчика рассмотреть возможность увеличения цены Контракта на 30% от начальной (максимальной) цены контракта, во исполнение Постановления Правительства РФ от 9 августа 2021 г. N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Кроме того, Индивидуальным предпринимателем в материалы дела представлены: счет на оплату N УТ-14340 от 24.08.2021, локальная смета на ремонт кровли многоквартирного дома.
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2.в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
При этом пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
Из материалов рассматриваемого дела следует, что Индивидуальным предпринимателем работы, предусмотренные Контрактом, выполнены не были.
Как следует из пояснений представителя Заказчика и усматривается из материалов дела, Заказчик в письменном виде неоднократно требовал приступить к выполнению работ по Контракту.
ИП Трубников В.А. указывал Заказчику на возникновение форс-мажорных обстоятельств, связанных с существенным увеличением стоимости строительных материалов вследствие сложной эпидемиологической обстановки из-за распространения новой коронавирусной инфекции и предлагал расторгнуть Контракт. Также ИП Трубников В.А. просил Заказчика рассмотреть возможность увеличения цены Контракта на 30% от начальной (максимальной) цены контракта, во исполнение Постановления Правительства РФ от 9 августа 2021 г. N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Индивидуальным предпринимателем в материалы дела представлены: счет на оплату N УТ-14340 от 24.08.2021, локальная смета на ремонт кровли многоквартирного дома.
Согласно пунктам 1-3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что возникновение у Индивидуального предпринимателя финансовых затруднений нельзя признать обстоятельством непреодолимой силы, не позволившим ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта.
Относительно представленного Индивидуальным предпринимателем в материалы дела счета на оплату N УТ-14340 от 24.08.2021, Комиссия считает необходимым отметить, что по данному документу поставщиком является ООО "КИИТ", а покупателем ООО "ГеоСтройПроектЭкспертиза". Таким образом, данный документ заключен между третьими лицами, не имеющими отношения к ИП Трубникову В.А., в связи с чем не имеет правового значения для рассмотрения данного дела.
Относительно письма Индивидуального предпринимателя о предложении Заказчику рассмотреть возможность увеличения цены Контракта на 30% от начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 августа 2021 г. N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1315) Комиссией установлено следующее.
Подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ N 1315 установлено, что при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для обеспечения федеральных нужд:
допускается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" изменение существенных условий контракта, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к настоящему постановлению, в том числе изменение (увеличение) цены контракта.
Постановление Правительства РФ N 1315 также содержит перечень заказчиков, являющихся стороной контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для обеспечения федеральных нужд.
Поскольку муниципальное учреждение "Городская Служба Единого Заказчика" не входит в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 1315, то основания для применения данного постановления и увеличения Заказчиком цены Контракта на 30% от начальной (максимальной) цены контракта отсутствуют.
При таких обстоятельствах, следует признать, что невыполнение работы Индивидуальным предпринимателем является нарушением существенных условий Контракта и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, приняв во внимание непредставление Индивидуальным предпринимателем доказательств выполнения работ в полном объеме и в установленный срок.
Ввиду данного факта Комиссия приходит к выводу о том, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта не противоречит Закону и является обоснованным.
Индивидуальным предпринимателем не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения Контракта, и включение ИП Трубникова В.А. в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Своим бездействием Индивидуальный предприниматель не обеспечил соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта, в свою очередь, влечет наложение на ИП Трубникова В.А. санкции за недобросовестное исполнение Контракта.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 N ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение Индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу ИП Трубникова В.А., не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества.
В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта послужило неисполнение ИП Трубниковым В.А. условий Контракта, при этом факт неисполнения условий Контракта установлен Комиссией на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и подтверждается материалами дела.
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение ИП Трубниковым В.А. условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, ИП Трубниковым В.А. также не предоставлено.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года информацию индивидуальном предпринимателе Трубникове Владимире Анатольевиче (ИНН 710503319350; ул. П.Алексеева, д.40, г.Тула, 300012) в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 04.08.2021 N Н.2021.71 на выполнение работ по ремонту кровли многоквартирного дома по адресу: г. Тула, ул. Революции, д.24; ремонту кровли в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Тула, ул. Металлургов, д.43А (закупка N 0366200035621003981).
2. Датой включения информации в отношении индивидуального предпринимателя Трубникова Владимира Анатольевича в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Заместитель председателя Комиссии: Члены Комиссии: |
|
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
01.11.2021 |
10.11.2021 |
01.11.2021 |
0 |
01.11.2021 |
10.11.2021 |
10.11.2021 |
0 |
15.11.2021 |
15.11.2021 |
0 |
0 |
*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 10 ноября 2021 г. N 071/06/104-1085/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2021