Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
Председатель Комиссии:
Члены
Комиссии:
в присутствии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Рембокс" (далее - ООО "Рембокс") - Добрыднев В.С. - по доверенности от 09.11.2021 N4-РБ/21, Богатков Д.С. - по доверенности от 09.11.2021 N3-РБ/21,
от заказчика - КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" - Денисов М.Н. - по доверенности от 22.01.2021,
рассмотрев материалы дела N 7-3/584 по обращению КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об - ООО "Рембокс" (ИНН 2721150278) в связи с односторонним отказом от контракта от 18.06.2021 N200 на оказание услуг по текущему ремонту автомобиля, заключенного по результатам запроса котировок в электронной форме (извещение N0322200021121000001),
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение N0322200021121000001 о проведении запроса котировок в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 04.06.2021.
Объект закупки: оказание услуг по текущему ремонту автомобиля.
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 1 228 093,34 рублей.
Победителем запроса котировок в электронной форме признано ООО "Рембокс", заключившее с заказчиком 18.06.2021 государственный контракт N200 (реестровый номер 2272108650521000033) на оказание услуг по текущему ремонту автомобиля.
В соответствии с п. 1.1 контракта исполнитель по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок оказать услуги по текущему ремонту автомобиля (ОКПД2 - 45.20.11.213: Услуги по ремонту коробки перемены передач (КПП)) (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.
Согласно п. 2.1 контракта услуги оказываются Исполнителем в соответствии с требованиями технического задания (приложение N 1 к Контракту), являющегося неотъемлемой частью Контракта, а также техническими нормами, требованиями общепринятых стандартов качества, эксплуатационно-техническими и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации выполнения работ и оказания услуг, действующими в Российской Федерации.
Пунктом 4.1 контракта установлено, что начало оказания услуг - с момента заключения контракта. Окончание оказания услуг - не позднее 31.08.2021.
В соответствии с п. 6.1 контракта цена услуг указывается в перечне оказываемых услуг (приложение N 2 к Контракту). Цена Контракта составляет 849 000 (восемьсот сорок девять тысяч) рублей 00 копеек.
Согласно п. 10.1 контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение Контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
Пунктом 14.7 контракта установлено, что контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Приложением N1 к контракта "Техническое задание" стороны согласовали перечень закупаемых услуг: Оказание услуг по текущему ремонту автотранспортных средств включает в себя: - контрольно-диагностические и регулировочные работы; - электротехнические работы; - замена деталей и агрегатов. Объем закупаемых услуг: NISSAN PATROL, идентификационный номер JN1TANY62U0002182, модель двигателя VK-56, год выпуска 2011: необходимо заменить АКПП в сборе, залить в АКПП новую эксплуатационную жидкость, при необходимости перепрограммировать блок управления трансмиссией.
В соответствии с п. 2 Технического задания в случае, если в процессе оказания услуг будут выявлены дополнительные дефекты, требующие устранения, Исполнитель составляет акт с указанием в нем выявленных дефектов, и передает его Заказчику для согласования.
Приложением N2 к контракту установлен перечень оказываемых услуг, где:
N п/п
Наименование услуги
Кол-во (усл.ед)
Стоимость
(руб.)
1
2
3
4
NISSAN PATROL,
идентификационный номер JN1TANY62U0002182,
модель двигателя VK-56, год выпуска 2011
1
Замена АКПП в сборе
1
832 804,78
2
Заливка в АКПП новой эксплуатационной жидкости
1
12 416,03
3
Перепрограммирование блока управления трансмиссией
1
3 779,19
ИТОГО:
849 000,00
Однако, как следует из обращения заказчика КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" ООО "Рембокс", принятые на себя обязательства по государственному контракту, не исполнил.
В результате изучения материалов дела 7-3/584, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Исходя из ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 29.09.2021.
01.10.2021 решение об одностороннем отказе размещено заказчиком в ЕИС - 01.10.2021, а также направлено на электронную почту ООО "Рембокс", что подтверждено самим обществом.
Согласно информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе контракт расторгнут - 02.11.2021.
Вместе с тем, согласно пояснений заказчика и подрядчика дата надлежащего уведомления о расторжении данного контракта является - 01.10.2021, следовательно, датой расторжения контракта - 12.10.2021, что является нарушением ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст. 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в ч. 2 настоящей статьи.
Дата направления заказчиком обращения в антимонопольный орган является 15.10.2021.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение при подаче обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков в антимонопольный орган, а именно сведения в антимонопольный орган направлены заказчиком 03.11.2021 (вх. от 03.11.2021 N7/15345), что является нарушением ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе.
Согласно экспертному заключению от 20.07.2021 предоставленная для осмотра АКПП с маркировочным обозначением JNBBY2NY5K9184561 не соответствует требованиям пункта 3 Технического задания на оказание услуг по текущему ремонту автомобиля (ОКПД2-45.20.11.213: Услуги по ремонту коробки перемены передач (КПП)) Приложение N1 к кнотракту N200 на оказание услуги по текущему ремонту автомобиля (ОКПД2 - 45.20.11.213: Услуги по ремонту коробки передач (КПП)) для нужд КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог".
28.07.2021 КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" в адрес ООО "Рембокс" направлено письмо N6241-13 из которого следует, что исполнителем грубейшим образом нарушены требования п. 3 технического задания в части обязательства использовать исключительно новые, не прошедшие ремонт, в том числе с восстановлением и заменой составных частей, восстановлением потребительских свойств расходные материалы, детали и запасные части, соответствующие типу обслуживающего автомобиля, рекомендациям завода-изготовителя автомобиля и обеспечивающие взаимодействие с автомобилем заказчика.
27.08.2021 ООО "Рембокс" письмом N1 выразил несогласие с изложенными довадами заказчиком в письме от 28.07.2021 N6241-13.
В соответствии с заключением специалиста от 01.11.2021 N225/2021 техническое состояние, в результате исследования внутренних элементов АКПП экспертом принято, как новое. Следов указывающих на износ внутренних элементов АКПП не выявлено, следовательно с большой долей вероятности данное АКПП ранее не эксплуатировалось по назначению.
02.11.2021 заказчиком в адрес ООО "Рембокс" направлена претензия N9130-3 из которой следует, что по состоянию написания претензии обязательства по контракту надлежащим образом не исполнены.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Представленные заказчиком и обществом заключение специалиста и экспертное заключение содержат выводы как о несоответствии АКПП п. 3 технического задания, так и о его соответствии установленным требованиям.
Таким образом, представленные материалы содержат противоречивые сведения в отношении АКПП, что не позволяет Комиссии Хабаровского УФАС России сделать однозначный вывод о недобросовестном поведении ООО "Рембокс" при исполнении контракта.
Несмотря на то, что результаты заключения специалиста от 01.11.2021 N225/2021 не соответствуют результатам экспертного заключения от 20.07.2021 N034-21 ЭЗ ГК, проведенной заказчиком, антимонопольный орган не уполномочен давать оценку действия сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства.
В ходе рассмотрения обращения Заказчика, ООО "Рембокс" представлены объяснения, из которых следует, что обществом предпринимались все возможные действия для исполнения государственного контракта от 18.06.2021 N200, для подтверждения соответствия поставленной АКПП проведена экспертиза, подтвердившее соответствие поставленного товара условиям контракта.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии достаточных доказательств недобросовестного поведения ООО "Рембокс".
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные государственным заказчиком КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" в отношении ООО "Рембокс", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать заказчика КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог", нарушившим требования ч. 3 ст. 103, ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела N7-3/584 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 10 ноября 2021 г. N РНП-27-411 (ключевые темы: исполнение контракта - односторонний порядок - реестр недобросовестных поставщиков - текущий ремонт - антимонопольный орган)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2021