Резолютивная часть решения оглашена 10.11.2021
В полном объеме решение изготовлено 15.11.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Габсатаровой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Муниципального бюджетного учреждения "Физкультурно-оздоровительный комплекс "Умка" города Магнитогорска (далее - МБК "СОК "Умка", заказчик) о расторжении контракта с Обществом с ограниченной ответственностью "Селяночка" в одностороннем порядке по решению заказчика, заключенного по итогам проведения электронного аукциона N 51864-2021-ЭА-1750 на поставку телевизоров (извещение N 0169300000321001778) (далее - аукцион), и о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Селяночка" (далее - ООО "Селяночка", Общество, участник закупки), его единоличном исполнительном органе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N 61-ЭА/21 от 09.08.2021, заключенного по итогам проведения аукциона, при дистанционном участии:
- представителя заказчика Барабаш С.А., действующего на основании доверенности от 19.03.2021;
- члена аукционной комиссии заказчика Долгополова А.М., действующего на основании паспорта;
- представителя ООО "Селяночка" Бургучевой Е.М., действующего на основании доверенности N 12 от 10.11.2021,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 27.10.2021 поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Селяночка" в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 16.07.2021 извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 165 822,99 рублей.
Контракт N 61-ЭА/21 от 09.08.2021 расторгнут по решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 26.10.2021.
Исходя из обращения заказчика, Обществом ненадлежащим образом исполнено обязательство по поставке товара, что послужило основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 1 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Исходя из содержания абзаца четвертого пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу части 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.1 контракта предусмотрена возможность расторжения контракта путем одностороннего отказа стороны от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как установлено материалами дела, победителем аукциона признано ООО "Селяночка" с предложением о цене контракта 164 993,87 рублей, что подтверждается протоколом подведения итогов аукциона от 29.07.2021.
Контракт N 61-ЭА/21 заключен между заказчиком и ООО "Селяночка" 09.08.2021.
Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что поставщик обязуется поставить и передать заказчику телевизоры в установленный контрактом срок, а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 1.2 контракта спецификация указана в приложении N 1, которое является неотъемлемой частью настоящего контракта.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта срок поставки: с 06 сентября 2021 г. по 20 сентября 2021 г.
В пункте 2.5 контракта указано, что место поставки товара: Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Галиуллина, 24А.
Исходя из материалов дела, 13.09.2021, в установленный контрактом срок, ООО "Селяночка" заказчику поставлен товар. Указанный факт подтверждается документами, заверенными подписями и печатями сторон: товарная накладная N 373 от 13.09.2021, акт сдачи приемки товара N 373 от 13.09.2021.
Заказчиком в адрес ООО "Селяночка" по электронной почте 21.09.2021 направлено письмо (исх. от 21.09.2021 N 827), в котором указано на факт несоответствия поставленного товара условиям контракта. Согласно спецификации к контракту характеристиками поставляемой продукции являются: частота обновления экрана 100 Гц; поддержка DLNA; дополнительная характеристика - датчик освещенности. В нарушение условий контракта поставлен товар, не соответствующий условиям контракта: частота обновления экрана 60 Гц; поддержка DLNA - отсутствует; дополнительная характеристика - датчик освещенности - отсутствует (экспертное заключение от 16.09.2021). Заказчиком в письме указано на необходимость замены Обществом товара на товар надлежащего качества.
В письме N 236 от 22.09.2021 ООО "Селяночка" указывало на факт подписания заказчиком документов о приемке поставленного товара, а также на обязанность заказчика оплатить товар.
Не согласившись с требованиями ООО "Селяночка", содержащимися в письме N 236 от 22.09.2021, заказчик в адрес Общества направил письмо от 23.09.2021, а также претензию от 28.09.2021 N 871, в которой указал на обязанность поставщика в десятидневный срок осуществить замену товара на надлежащий.
Вместе с тем, по состоянию на 04.10.2021 ООО "Селяночка" не устранены выявленные заказчиком недостатки товара. В связи с этим, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. от 04.10.2021).
Указанное решение размещено заказчиком 05.10.2021 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах". Данный документ направлен ООО "Селяночка" 06.10.2021 заказным письмом, а также по электронной почте (05.10.2021).
По истечении десяти дней с даты надлежащего уведомления (14.10.2021) заказчиком 26.10.2021 в Реестре контрактов (реестровая запись контракта N 3744503726221000070) размещены сведения о расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с поставкой товара, по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий договора о сроке выполнения работ (оказания услуг), необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.
Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить следующее.
Согласно материалам дела ООО "Селяночка" в срок, установленный контрактом, осуществлена поставка товара.
В соответствии с пунктом 6.1 контракта документом о приемке товара является товарная накладная или универсальный передаточный документ, составленный и подписанный обеими сторонами, в двух экземплярах.
Исходя из материалов дела, заказчиком и Обществом подписаны документы о приемке товара, а именно товарная накладная N 373 от 13.09.2021, акт сдачи приемки товара N 373 от 13.09.2021.
Исходя из содержания пунктов 6.4, 6.5 контракта, приемка и экспертиза поставленного товара осуществляется заказчиком в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента предоставления поставщиком результатов исполнения контракта. В случае обнаружения недостатков в товаре при его приемке, заказчик имеет право отказаться от приемки такого товара, либо оговаривает эти недостатки в акте приёмки товара или в ином документе, удостоверяющем приёмку либо возможность последующего предъявления требования об их устранении. При принятии товара ответственное лицо проверяет соответствие их объему, качеству, требованиям, установленным в контракте и сведениям, указанным в сопроводительных документах.
Срок документального оформления результатов исполнения контракта не должен превышать 3 (трёх) рабочих дней с даты окончания приёмки. В случае не подписания товарной накладной заказчиком, последний в течение пяти рабочих дней со дня получения товарной накладной, готовит мотивированный отказ и направляет его поставщику. В случае составления заказчиком мотивированного отказа стороны составляют двусторонний акт с перечнем необходимых доработок и сроков их исполнения.
В соответствии с частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В данном случае, экспертиза поставленного товара проведена заказчиком после подписания документов о приемке товара. Более того, сторонами не составлялся двусторонний акт с перечнем необходимых доработок и сроков их исполнения, предусмотренный пунктом 6.5 контракта.
В соответствии с пояснениями представителей МБК "СОК "Умка" товар принят ненадлежащим лицом со стороны заказчика. Вместе с тем, антимонопольный орган критически относится к данному доводу, поскольку контрактом не определено лицо, ответственное за приемку поставленного товара.
Более того, из материалов дела не следует, что ООО "Селяночка" поставлен товар ненадлежащего качества. Заказчиком в письмах и претензиях, направленных Обществу, указано на факт несоответствия товара условиям контракта.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что при несоответствии поставленного товара условиям контракта решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается заказчиком на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе. При этом, сведения о поставщике не включаются в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Указанная позиция отражена в письме ФАС России от 16.03.2017 N ИА/16790/17.
Таким образом, с учетом указанных обстоятельств, антимонопольный орган приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для включения ООО "Селяночка" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МБК "СОК "Умка" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Селяночка" (456407, Челябинская обл., Чебаркульский р-н, с. Варламово, ул. Кирова, 13А, ИНН/КПП 7415094633/741501001), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Габсатарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 ноября 2021 г. N 074/06/104-3163/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2021