Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее - Заказчик):;
ООО "ТЕХНОСТИЛЬИНЖИНИРИНГ" (далее - Заявитель): ;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 35049-ЭП/21 от 11.11.2021) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по эксплуатационному обслуживанию зданий, помещений, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-технических работ, услуг по уборке и содержанию зданий и прилегающей территории объектов Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу в период с 01.12.2021 по 30.11.2023 г (извещение номер 0172100009221000035) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 20.10.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172100009221000035. Начальная (максимальная) цена контракта - 251 476 860,20 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя:
- в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок;
- в неправомерном установлении требовании к участникам закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
В силу п. 3.32 Административного регламента по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
17.11.2021 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение жалобы продолжалось тем же составом Комиссии УФАС.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1.Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Как предусмотрено п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно п. 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению к Правилам.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "деловая репутация участника закупки", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Введение заказчиком такого коэффициента означает, что количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки, будет увеличено или уменьшено по условиям выбора лучшего предложения конкурса на размер коэффициента. Такая корректировка будет иметь пропорциональный, то есть соразмерный, характер, обусловленный результатами арифметического, а не произвольного вычисления.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм федерального закона и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Иной подход не отвечал бы самой цели Закона о контрактной системе, предусмотренной в его ст. 1 (повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок), и, как следствие, не обеспечивал выявление объективно лучшего условия исполнения контракта и допускал неэффективное использование денежных средств, затрачиваемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Конкурсной документацией предусмотрены следующие положения:
"Оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в отношении критерия оценки заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливаются его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Показатели критерия:
а) Показатель НЦБ1- Опыт участника конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (значимость показателя - 70% коэффициент значимости критерия оценки - 0,70).
Максимальное количество баллов по данному показателю: 100.
Оценивается наличие не менее 1 (одного) контракта (договора) (договора), подтверждающего исполнение участником конкурса (без учета правопреемства) в период с 01.01.2018 г. до даты подачи заявки на участие в конкурсе, и заключенного в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", гражданско-правовых договоров заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ (оказание услуг), сопоставимого* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса (далее - контракт).
Лучшим условием исполнения контракта (договора) по показателю является наличие у Участника не менее 1 контракта (договора) (договора), сопоставимого по характеру и объему, подтверждающего исполнение участником конкурса (без учета правопреемства) в период с 01.01.2018 г. до даты подачи заявки на участие в конкурсе, и заключенного в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Сопоставимым по характеру и объему считается контракт (договор), который одновременно удовлетворяет следующим условиям:
1. Контракт должен быть размещен в реестре контрактов в ЕИС по 44-ФЗ или реестре договоров в ЕИС по 223-ФЗ.
2. Стоимость по контракту (договору) должна быть не менее 40% начальной (максимальной) цены настоящего конкурса.
3. Общая площадь обслуживаемых объектов по 1 контракту (договору) не менее 100 тыс. кв. м.
4. Срок оказания услуг по контракту (договору) должен быть не менее 12 месяцев.
5. Количество одновременно обслуживаемых адресов и/или объектов должно быть не менее 30 шт.
6. Объектами обслуживания должны быть административные здания и сооружения.
7. Контракт (договор) должен включать обслуживание систем, включая полный перечень систем*(1), установленных у Заказчика и отраженных в Техническом задании настоящего конкурса, а именно:
· Система вентиляции и кондиционирования воздуха
· Системы силового оборудования
· Системы электроснабжения
· Системы вентиляции
· Приточно-вытяжные системы
· Системы кондиционирования воздуха
· Водоснабжение
· Центральное отопление и горячие водоснабжение
· Водоотведение
· Внутренний противопожарный водопровод
· Система пожарной сигнализации
· Система оповещения о пожаре
· Система оповещения и управления эвакуацией
· Система охранной сигнализации
· Система видеонаблюдения
· Система контроля и управления доступом
· Автоматическая установка газового пожаротушения
· Система охранного телевидения
8. Общая стоимость исполненных обязательств по контракту (договору) должна быть не менее 80%.
9. Исполнение по контракту (договору) должно быть без применения к такому участнику конкурса неустоек (штрафов, пеней) на дату подачи заявки.
Документами, подтверждающими опыт участника конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера, являются:
- копии контрактов (договоров) со всеми приложениями (при наличии данных приложений) и дополнительными соглашениями с приложениями:
- копии актов сдачи-приемки оказанных услуг, подтверждающих исполнение данного контракта (договора).
Рекомендованная форма предоставления информации установлена в Таблице 1. Предоставление информации не по рекомендованной форме не является основанием для отклонения заявки участника.
Все документы должны быть представлены в полном объеме, со всеми приложениями (при их наличии). В случае предоставления не полного пакета подтверждающих документов, либо документа, представленного не в полном объеме, либо документа, не удовлетворяющего требованиям настоящего показателя для начисления баллов, начисление баллов по такому документу не производится.
При оценке не учитываются:
- контракт, стоимость которого меньше 40% начальной (максимальной) цены настоящего конкурса;
- контракт общая стоимость исполненных обязательств по которому менее 80%;
- контракт, общая площадь обслуживаемых объектов которого менее 100 тыс. кв. м.
- контракт, в котором количество одновременно обслуживаемых адресов и/или объектов менее 30 шт.;
- контракт, срок оказания услуг по которому менее 12 месяцев;
- контракт, в котором отсутствует одна или более систем, установленных у Заказчика;
- контракт, по которым к Исполнителю были применены неустойки (штрафы, пени);
- контракт, в котором не представляется возможным определить объем оказанных участником конкурса услуг/работ;
- контракт, по которому в подтверждающих документах есть расхождения информации.
Количество баллов, присуждаемое по показателю, присваивается следующим образом:
- наличие контракта (договора), соответствующего требованиям документации - 100 баллов
- отсутствие контракта (договора), соответствующего требованиям - 0 баллов
При отсутствии в составе заявки на участие в конкурсе контракта (договора) и информации, подтверждающих опыт участника конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, по данному показателю заявке такого участника присваивается 0 (ноль) баллов.
б) Показатель НЦБ2- Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг (значимость показателя - 30% коэффициент значимости критерия оценки - 0,30).
Максимальное количество баллов по данному показателю: 100.
По шкальной системе оценивается наличие в штате участника руководителей и ключевых специалистов, их квалификация и опыт.
Таблица баллов.
Ключевые специалисты |
Значение показателя - минимально возможное количество работников, чел. |
Баллы |
2 |
3 |
4 |
Руководитель |
|
20 баллов |
<1 |
0 баллов |
|
Главный инженер/руководитель проекта |
|
10 баллов |
<1 |
0 баллов |
|
Инженер по пожарной безопасности |
|
10 баллов |
<1 |
0 баллов |
|
Инженер вентиляционных систем и кондиционирования |
|
10 баллов |
< 2 |
0 баллов |
|
Инженер по электромонтажным работам |
|
5 баллов |
<1 |
0 баллов |
|
Специалист по монтажу и обслуживанию слаботочных систем |
|
10 баллов |
< 3 |
0 баллов |
|
Электромонтажник |
|
5 баллов |
< 6 |
0 баллов |
|
Слесарь-сантехник |
|
10 баллов |
< 4 |
0 баллов |
|
Плотник |
|
10 баллов |
< 2 |
0 баллов |
|
Техник |
|
10 баллов |
< 5 |
0 баллов |
|
Итого |
Максимум-100 баллов Минимум - 0 баллов |
Лучшим условием исполнения контракта (договора) по показателю является наличие у Участника руководителей и ключевых специалистов с подтвержденным опытом и квалификацией, необходимой для реализации Контракта.
1. Требования к руководителю: руководитель/директор направления или отдела- работник, заключивший с участником закупки трудовой или гражданско-правовой договор, (далее именуются - руководитель). Руководитель должен иметь высшее профессиональное техническое образование и стаж работы не менее 8 лет по направлению подготовки, а также среднее или высшее профессиональное образование, повышение квалификации, профпереподготовку по управлению проектами или менеджменту.
2. Требования к главному инженеру или руководителю проекта: работник, заключивший с участником закупки трудовой или гражданско-правовой договор, на которого будут возложены функции по непосредственному руководству за оказанием услуг по эксплуатационному обслуживанию зданий, помещений, инженерно-технических систем, оборудования, являющихся предметом конкурса. Должен иметь высшее профессиональное техническое образование с квалификацией "инженер" и имеющие стаж работы не менее 3 лет в области оказания услуг по эксплуатационному обслуживанию или ремонту зданий, помещений, инженерно-технических систем, оборудования, наличие действующего удостоверения по электробезопасности не менее II группы, предусматривающих право работы на электроустановке напряжением до 1000 В в качестве административно-технического персонала (с приложением подтверждающих документов с результатами проверки знаний), наличие действующего удостоверения о проверке знаний пожарно-технического минимума, наличие действующего удостоверения по охране труда.
3. Требования к инженеру по пожарной безопасности: работник, заключивший с участником закупки трудовой или гражданско-правовой договор, имеющий высшее профессиональное техническое образование по направлению пожарной безопасности и имеющие стаж работы не менее 5 лет в области оказания услуг по эксплуатационному обслуживанию или ремонту зданий, помещений, инженерно-технических систем, оборудования, наличие действующего удостоверения о проверке знаний пожарно-технического минимума, наличие действующего удостоверения по охране труда.
4. Требования к инженеру вентиляционных систем и кондиционирования: работники, заключившие с участником закупки трудовые или гражданско-правовые договоры, имеющие высшее профессиональное техническое образование по направлению кондиционирование и/или вентиляционные системы, и имеющие стаж работы не менее 5 лет в области в области оказания услуг по обслуживанию вентиляции и кондиционирования.
5. Требования к инженеру по электромонтажным работам: работники, заключившие с участником закупки трудовые договоры, имеющие профессиональное техническое образование и имеющие стаж работы не менее 3 лет в области обеспечения функционирования системы энергоснабжения и электроосвещения, наличие действующего удостоверения по электробезопасности не ниже III группы в качестве административно-технического персонала, предусматривающих право работы на электроустановке напряжением до 1000 В (с приложением подтверждающих документов с результатами проверки знаний), наличие действующего удостоверения о проверке знаний пожарно-технического минимума, наличие действующего удостоверения по охране труда.
6. Требования к специалисту по монтажу и обслуживанию слаботочных систем: работники, заключившие с участником закупки трудовые или гражданско-правовые договоры, имеющие стаж работы не менее 1 года в области в области оказания услуг по монтажу и/или обслуживанию слаботочных систем.
7. Требования к электромонтажнику: работники, заключившие с участником закупки трудовые договоры, имеющие среднее или высшее профессиональное техническое образование и имеющие стаж работы не менее 3 лет в области обеспечения функционирования системы энергоснабжения и электроосвещения, наличие действующего удостоверения о проверке знаний пожарно-технического минимума, наличие действующего удостоверения по охране труда.
8. Требования к слесарю-сантехнику: работники, заключившие с участником закупки трудовые или гражданско-правовые договоры, имеющие стаж работы не менее 1 года в области эксплуатации или ремонта санитарно-технического оборудования.
9. Требования к плотнику: работники, заключившие с участником закупки трудовые или гражданско-правовые договоры, имеющие стаж работы не менее 1 года.
10. Требования к технику: работники, заключившие с участником закупки трудовые или гражданско-правовые договоры, имеющие стаж работы по эксплуатационному/сервисному обслуживанию зданий и сооружений не менее 1 года.
Документами, подтверждающими квалификацию трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг, являются:
- копия штатного расписания участника;
- копии трудовых книжек и (или) трудовых договоров и (или) копии действующих гражданско-правовых договоров, подтверждающих наличие трудовых отношений между специалистом и участником закупки и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- копии дипломов специалистов о высшем профессиональном образовании либо среднем профессиональном образовании;
- копии документов о повышении квалификации;
- копии должностных инструкций, иных документов по усмотрению участника конкурса (для подтверждения сведений о стаже работы в случае, если копия трудовой книжки или трудового договора не подтверждают должность и наличие соответствующего стажа работы);
- копии действующих удостоверений по электробезопасности III группы, предусматривающих право работы на электроустановке напряжением до 1000 В;
- копии действующих удостоверений по электробезопасности не ниже II группы, предусматривающих право работы на электроустановке напряжением до 1000 В;
- удостоверения о проверке знаний пожарно-технического минимума;
- удостоверения по охране труда;
- форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" (в соответствии с Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 N 83 п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах"), поданная участником закупки в Пенсионный фонд Российской Федерации за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявки на участие в Конкурсе, с отметкой уполномоченного органа о приеме или с приложением копии документов, подтверждающих прием уполномоченным органом такого расчета в форме электронного документа ИЛИ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составленного за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявки на участие в Конкурсе, по форме, утвержденной уполномоченным органом, с отметкой уполномоченного органа о приеме или с приложением копии документов, подтверждающих прием уполномоченным органом такого расчета в форме электронного документа. (представленный расчет должен содержать все разделы формы);
- согласие на обработку персональных данных на каждого сотрудника, подтверждающего квалификацию.
Для подтверждения наличия у участника закупки сотрудников в составе второй части заявки на участие в конкурсе также необходимо предоставить следующую информацию: фамилия, имя и отчество сотрудника; должность в организации участника; стаж работы сотрудника; сведения о номере и дате записи в трудовой книжке о приеме сотрудника на соответствующую должность к участнику закупки; сведения о номере и дате трудового договора или гражданско-правового договора, подтверждающего факт принятия сотрудника на работу; сведения о квалификации по диплому, серии и номере диплома, подтверждающего наличие соответствующего образования, о дате его выдачи и организации его выдавшей; форме занятости (трудоустройства) специалиста.
Рекомендованная форма предоставления информации установлена в Таблице 2. Предоставление информации не по рекомендованной форме не является основанием для отклонения заявки участника.".
Комиссией УФАС констатирует, что выше установленный Заказчиком порядок оценки по показателю "Опыт участника конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" имеет однозначное указание по предоставлению в качестве опыта контрактов исключительно со стоимостью не менее 40 % от начальной (максимальной) цены контракта, а также заключенных в период с 01.01.2018 г. до даты подачи заявки на участие в конкурсе.
Комиссия УФАС отмечает, что порядок оценки по показателю "Опыт участника конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" в рассматриваемой части не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту Конкурса и ограничивает возможность участника закупки получить максимальное количество баллов по данному показателю, поскольку в Конкурсной документации установлена исключительно минимальная стоимость контрактов (договоров), а также установлен необъективно короткий период исполнения данных контрактов (договоров), необходимых для получения баллов участниками закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают
п.8 ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
В отношении остальных доводов об установлении ненадлежащего порядка оценки заявок жалобы Комиссия УФАС пришла к выводу, что конкурсная документация содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю) и инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
В силу ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
В данной части конкурсная документация содержит исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателям), при этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности выявления лучших условий исполнения контракта на основании спорного порядка оценки Заявителем не представлено.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе, а также Правила не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подтверждающих соответствие, следовательно, данные доводы жалобы являются необоснованными.
2. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Федерального закона.
Согласно п. 22 раздела II. "ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" конкурсной документации Заказчиком установлено, в том числе, следующее требования к участникам конкурса:
"1) Участник конкурса должен иметь действующую лицензию на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданную Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, дающей право на осуществление деятельности:
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов
Требование установлено в соответствии с ч.15 ст.12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 г.; Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2020 г. N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Обоснование: системы водяного и пенного пожаротушения, система внутреннего пожарного водопровода, система порошкового пожаротушения, система пожарной сигнализации, система речевого оповещения, система дымоудаления, система газового пожаротушения, система автоматического управления, противопожарными средствами (АУПС)."
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в документации о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г. в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям аукционной документации и возможность его участия в аукционе, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), утвержден перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.
В соответствии с п. 15 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений относится к видам деятельности, подлежащих лицензированию.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - постановление Правительства N 1225) определен перечень работ и услуг, входящих в деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Перечень), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно Перечню, к работам и услугам, входящим в деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений отнесены:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах
9. Устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов
10. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций
11. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Комиссия УФАС отмечает, что в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии неправомерно. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию (Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 21 февраля 2018 г. N 24-02-03/11100 "О рассмотрении обращения").
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что требование к наличию лицензии на осуществление по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий, установлено на основании наличия в объекте закупки работ для выполнения которых необходима данная лицензия, а именно предусмотрено техническое обслуживание и ремонт системы оповещения и управления эвакуацией людей, автоматическая система противодымной защиты при пожаре (дымоудаления, подпора воздуха при пожаре, противопожарных и дымовых клапанов), противопожарные двери.
Анализ документации показал, что вышеуказанные Заказчиком работы составляют часть от общего объема работ, включенных в объект закупки, не является самостоятельным объектом закупки, в связи с чем требование конкурсной документации о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе вышеуказанной лицензии не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в конкурсной документации излишние требования к участникам закупки, а также составу заявок на участие в конкурсе нарушают ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
Принимая во внимание, ранее выданное Заказчику, конкурсной комиссии предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе, Комиссия УФАС не находит оснований для повторной выдачи предписания об устранении выявленных.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 4, 8, 32, 33, 54.1, 54.3, 54.4, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТЕХНОСТИЛЬИНЖИНИРИНГ" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 31, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с выданным ранее.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) Наименование систем в контракте (договоре), подтверждающего исполнение участником конкурса, могут отличаться от установленных, но должны отражать функциональное назначение данных систем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 ноября 2021 г. N 44-5125/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2021