Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя Ленинградского областного суда (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ООО "МД-Консалтинг" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 35342-ЭП/21 от 15.11.2021) на действия Заказчика путем проведения электронного аукциона на услуги по комплексному техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования здания (извещение N 0145100003521000022) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 03.11.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0145100003521000022. Начальная (максимальная) цена контракта - 15 067 600,00 рублей.
В жалобе ООО "МД-Консалтинг" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились:
- в неправомерном установлении требования к участникам закупки,
- в нарушении правил описания объекта закупки,
- в установлении ненадлежащей инструкции по заполнении первой части заявок,
- в неустановлении в извещении об осуществлении закупки ограничений товаров, происходящих из иностранных государств.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1.Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Федерального закона.
Согласно п. 2.3 аукционной документации Заказчиком установлено, в том числе, следующее требования к участникам аукциона:
"а) копия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, полученной на бумажном носителе до 01.01.2021 г., либо копия выписки из реестра Аукцион в электронной форме по определению исполнителя на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования здания Государственный заказчик: Ленинградский областной суд Место проведения: Россия, 2021 г. Специализированная организация: ООО "Инвестконкурс" _________________________________________________________________________ ____________ Специализированная организация: ООО "Инвестконкурс" Россия, г. Санкт-Петербург, 191002, ул. Разъезжая, д. 8 -18 тел. +7(812) 713-16-84, тел./факс +7(812) 713-19-74, E-mail: info@iconcurs.ru 7 лицензий по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 года N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий", выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении (в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", правилами формирования и ведения реестра лицензий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 года N 2343) на следующие виды выполняемых работ: - Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; - Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения. (требование установлено в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и пунктами 3, 10 Перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений")".
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в документации о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г. в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям аукционной документации и возможность его участия в аукционе, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), утвержден перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.
В соответствии с п. 15 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений относится к видам деятельности, подлежащих лицензированию.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - постановление Правительства N 1225) определен перечень работ и услуг, входящих в деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Перечень), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно Перечню, к работам и услугам, входящим в деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений отнесены:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах
9. Устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов
10. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций
11. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Комиссия УФАС отмечает, что в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии неправомерно. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию (Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 21 февраля 2018 г. N 24-02-03/11100 "О рассмотрении обращения").
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что требование к наличию лицензии на осуществление по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий, установлено на основании наличия в объекте закупки работ для выполнения которых необходима данная лицензия.
Анализ документации показал, что вышеуказанные Заказчиком работы составляют часть от общего объема работ, включенных в объект закупки, не является самостоятельным объектом закупки, в связи с чем требование аукционной документации о предоставлении в составе заявки на участие в аукционе вышеуказанной лицензии не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в аукционной документации излишние требования к участникам закупки, а также составу заявок на участие в аукционе нарушают ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно письму ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)" заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Также согласно последнему абзацу письма ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)" сами по себе требования к качественным характеристикам товара (поставляемому и используемому) устанавливаются заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона 44-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 как для соблюдения интересов заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества товара и надлежащего исполнения подрядчиком/исполнителем обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.
Согласно пункту 3 части 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Из пояснений представителя заказчика следует, что с целью соблюдения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и письма ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)" Заказчик установил в Приложении 1 к Техническому заданию (Приложение 2 Документации об электронном аукционе) требования как к поставляемым, так и к используемым товарам.
В п. 2 п. 3.1 Документации об электронном аукционе указано следующее:
"Для оказания услуг и выполнения закупаемых работ по Контракту Исполнителем поставляется товар (оборудование), именуемый в дальнейшем - "поставляемый Заказчику товар". Таковой поставляемый Исполнителем Заказчику для оказания услуг и выполнения закупаемых работ по Контракту товар будет принят Заказчиком от Исполнителя по акту приема-передачи и принят к бухгалтерскому учету в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402 "О бухгалтерском учете".
Для оказания услуг и выполнения работ по Контракту Исполнителем используется товар (строительные материалы, расходные материалы), именуемый в дальнейшем - "товар используемый при оказании услуг по Контракту".
Согласно письму ФАС России от 25.06.2020 года N ИА/53616/20 сами по себе требования к качественным характеристикам товара (поставляемому и используемому) устанавливаются Заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в действующей редакции) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 как для соблюдения интересов Заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества товара и надлежащего исполнения Исполнителем обязательств по Контракту, так и для соблюдения прав и интересов Участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по Контракту. Таким образом, Заказчик обязан устанавливать в Документации об электронном аукционе требования к товарам и поставляемым, и используемым при выполнении работ по Контракту в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В Приложении 1 Технического задания (Приложение 2 Документации об электронном аукционе) в отношении товаров указаны следующие аббревиатуры, обозначающее:
ПТ - поставляемый Заказчику товар при оказании услуг и выполнении закупаемых работ по Контракту (далее - поставляемый товар),
ИТ - используемый при оказании услуг по Контракту товар (далее - используемый товар)."
В п. 5) п. 3.1 Документации об электронном аукционе установлено требование к первой части заявки:
"5) При формировании первой части Заявки на участие в электронном аукционе Участнику закупки надлежит указать конкретные показатели товара поставляемого Заказчику, соответствующие значениям, установленным в Приложении 1 к Техническому заданию (см. Приложение 2 Документации об электронном аукционе), и указание на товарный знак (при наличии)".
В Приложении 1 Технического задания (Приложение 2 Документации об электронном аукционе) в столбце 2 указано "Поставляемые товары (ПТ)/ Используемые товары (ИТ)" и в каждой строке Приложения 1 Технического задания (Приложение 2 Документации об электронном аукционе) указано: товар является поставляемым или используемым.
Также в Приложении 3 к Техническому заданию, являющегося Приложением 2 Документации об электронном аукционе представлен Квартальный график поставки товаров, поставляемых при оказании услуг по Контракту, в котором указаны 47 товаров, поставляемых при оказании услуг и выполнении закупаемых работ по Контракту.
Таким образом, документация об электронном аукционе содержит разграничение поставляемых и используемых товаров, что позволяет участникам закупки составить и подать первую часть заявки в сроки, предусмотренные Документацией об электронном аукционе.
На основании изложенного Комиссия УФАС не находит в действиях Заказчика в рассматриваемой части нарушений Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Инструкция, указанная в Разделе 3 Документации об электронном аукционе, устанавливает исчерпывающий и однозначный порядок действия участника закупки при указании конкретных показателей для каждого установленного Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию (Приложение 2 Документации об электронном аукционе) требования.
Представитель Заказчика пояснил, что документация не устанавливает требований о проведении участником закупки каких-либо испытаний или лабораторных исследований. Сведения о показателях обозначаются производителями и продавцами в виде конкретных числовых значений или в виде возможного диапазона значений в аналогичном порядке, в котором требует представление сведений о товарах аукционная документация.
Частью 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона.
В случае, если у участника закупки возникли затруднения в восприятии положений документации, он был вправе направить соответствующий запрос на предоставление разъяснений положений документации об аукционе, однако данным правом не воспользовался.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что доводы жалобы об установлении ненадлежащих положений инструкции не находят своего подтверждения и являются несостоятельными.
4. Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются:
- запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами,
- ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст. 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно письму ФАС России от 13.03.2019 N ИА/19176/19 код ОКПД2 определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.
Применение запретов, ограничений и условий допуска зависит от перечней, утвержденных Постановлениями и Приказами Правительствам, в которые включены определенные коды ОКПД2.
Заказчиком определены все коды ОКПД2 поставляемого товара в таблице "Квартальный график поставки товаров, поставляемых при оказании услуг по Контракту" Приложения 3 к Техническому заданию, являющегося Приложением 2 Документации об электронном аукционе (страница 365 Документации об электронном аукционе), в котором указаны 47 товаров, поставляемых при оказании услуг и выполнении закупаемых работ по Контракту, а также коды ОКПД2 и коды КТРУ (при наличии).
В отношении прожектора в Приложении 3 к Техническому заданию, являющегося Приложением 2 Документации об электронном аукционе, Заказчиком установлен код ОКПД2 27.40.39.190.
Заявитель в своей жалобе относит прожектор к коду ОКПД2 27.40.33, включенному в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878).
При этом, на заседании Комиссии УФАС установлено, что код ОКПД2 27.40.33 имеет наименование "Прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света".
Из пояснений представителя Заказчика следует, что термин "узконаправленный свет" в нормативных документах отсутствует. Между тем, согласно ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Согласно обычаю делового оборота лампы по своему типу делятся на 4 вида:
WFL - широкий угол раскрытия луча - 70 °;
MFL - средний угол раскрытия луча 24 °;
NSP - узкий угол раскрытия луча - 14 °;
VNSP - очень узкий угол раскрытия луча - 12 °.
Прожекторы и светильники производятся с лампами различной возможности угла раскрытия луча, соответственно: широким, средним, узким, очень узким.
Следовательно, кроме прожекторов и светильников узконаравленного света производятся еще прожекторы и светильники широконаправленного (широкое рассеяние) света.
Таким образом, прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света - это прожекторы и аналогичные светильники с узким углом раскрытия луча.
Согласно установленным в п. 252 в отношении поставляемого товара "Прожектор (Наименование товара по КТРУ: Прожектор светодиодный)" Приложения 1 к Техническому заданию:
Показатель |
Единица измерения показателя |
Минимальное значение показателя |
Максимальное значение показателя |
Обоснованное нестандартное значение показателя |
Значение показателя, которое не может изменяться |
Рассеяние |
Не установлена |
Не установлено |
Не установлено |
Не установлено |
Широкое |
Требуемый к поставке при выполнении работ, оказании услуг по Контракту прожектор не может быть прожектором узконаправленного света.
В связи с чем Заказчик указал в отношении прожектора код ОКПД2 27.40.39 "Светильники и осветительные устройства прочие, не включенные в другие группировки", в отношении, которого не распространяется действие Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, Заявителем на заседании Комиссии УФА не представлено.
Следовательно, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Таким образом, жалоба в целом является обоснованной частично.
Выявленное в Заказчика нарушение является существенным, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об его устранении путем рассмотрения вторых частей заявок участников без учета незаконного требования о наличии у участников закупки действующей лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 4, 7, 8, 33, 59, 64, 65, 66, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "МД-Консалтинг" обоснованной в части довода о неправомерном установлении требования к участникам закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 ноября 2021 г. N 44-5245/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2021