Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Дом ветеранов войны и труда N 1" (далее - Заказчик):
ООО "Торговый дом "НЕВСКИЙ" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 35047-ЭП/21 от 11.11.202) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации диетического и диабетического питания на первое полугодие 2022 года (извещение номер 0372200160221000052) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 19.10.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200160221000052. Начальная (максимальная) цена контракта - 28 680 662,50 рублей.
В жалобе ООО "Мониторинг Чрезвычайных Ситуаций" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- установлении ненадлежащего порядка оценки в рамках нестоимостного критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки";
- установлении ненадлежащего порядка оценки в рамках нестоимостного критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
- нарушении сроков размещения извещения о проведении конкурса;
- нарушении правил описания объекта закупки.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Как предусмотрено п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно п. 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по вышеуказанным показателям, следовательно, в случае их использования, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Комиссия УФАС отмечает, что в силу положений Закона о контрактной системе, Заказчик наделен правом самостоятельно определять содержание нестоимостных критериев исходя из максимального удовлетворения своих потребностей.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок в рассматриваемой части:
"9.1. Оценка по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Предмет оценки: наличие предложения участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки.
Настоящий порядок оценки заявок установлен конкурсной документацией в целях выявления лучшего условия исполнения контракта. Для получения соответствующего количества баллов по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" участник руководствуется инструкцией, изложенной в настоящем порядке оценки заявок, позволяющей определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок. Лучшим условием исполнения контракта по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", является наибольшее количество баллов, присваиваемых членами комиссии, по заявке участника. Для получения оценки (значения в баллах) по отдельному показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по соответствующему показателю.
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному критерию значимость. В случае отсутствия предложения участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки, либо не предоставления сведений, подлежащих описанию и представлению в соответствии с настоящим порядком оценки, участнику конкурса присваивается ноль баллов. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Для формирования предложения о качественных характеристиках объекта закупки участник конкурса разрабатывает санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия с описанием их проведения, с учетом требований к качеству и безопасности услуг, установленных техническим заданием, проектом контракта и действующим законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, на весь срок (период) оказания услуг. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия разрабатываются в отношении объекта закупки, описание которого содержится в техническом задании конкурсной документации.
Под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями для целей настоящего порядка оценки заявок понимается комплекс организационно-административных, санитарно-гигиенических, медико-санитарных, дезинфекционных мер, направленных на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию, проводимые в процессе транспортировки, приемки, хранении сырья и продуктов, а также обработки сырья и производства продукции.
Установленный порядок оценки заявок по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" содержит исчерпывающий перечень сведений и требований к их содержанию, подлежащих оценке комиссией по осуществлению закупок и, соответственно, подлежащих предоставлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по показателю.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия разрабатываются участником на весь срок действия контракта, предусмотренный в проекте контракте, с учетом своих технологических возможностей. При формировании предложения о качественных характеристиках объекта закупки участник конкурса должен использовать терминологию и определения, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и требованиями, предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации, перечень которых приведен в техническом задании, проекте контракта.
В санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия участником конкурса включаются: сведения об ответственном лице, обеспечивающим выполнение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов всеми работниками, указывается перечень официально изданных санитарных правил, методов и методики контроля факторов среды обитания, имеющиеся в наличии у участника для надлежащего оказания услуг. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия должны включать все мероприятия, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию в процессе транспортировки, приемки, хранении сырья и продуктов, а также обработке сырья и производстве продукции, предусмотренные требованиями к техническим характеристикам услуг технического задания. По каждому мероприятию участником указываются конкретный срок и/или периодичность его исполнения (далее - периодичность), должности лиц, ответственных за своевременное и надлежащее исполнение мероприятия в процессе оказания услуг, конкретные сроки назначения этих лиц после заключения контракта организационно-распорядительными документами, предусмотренными внутренними правилами участника и определяются меры по привлечению к дисциплинарному взысканию за невыполнение (ненадлежащее выполнение) работниками участника конкурса по их вине возложенных на них обязанностей (с указанием вида взыскания). Участник определяет должностное лицо (должность), которое осуществляет визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений, а также определяет перечень форм учета и отчетности по выполнению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Максимальное количество баллов, присваиваемое по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" составляет сто баллов. Оценка заявок производится комиссией по осуществлению закупок путем сопоставления содержания предложений всех участников конкурса, соответствующих требованиям настоящего порядка оценки заявок, его проработанности по периодичности проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Баллы присваиваются членами конкурсной комиссии по каждому указанному мероприятию, в отношении которого участником конкурса указана периодичность "ежедневно", "еженедельно", "ежемесячно", "ежеквартально", "ежегодно":
мероприятие выполняется с периодичностью ежедневно - 100 баллов;
мероприятие выполняется с периодичностью реже, чем ежедневно, но не реже чем один раз в неделю -75 баллов;
мероприятие выполняется с периодичностью реже, чем один раз в неделю, но не реже чем один раз в месяц - 50 баллов;
мероприятие выполняется с периодичностью реже, чем один раз в месяц, но не реже чем один раз в квартал - 25 баллов;
мероприятие выполняется с периодичностью реже, чем один раз в квартал, но не реже чем один раз в год - 5 баллов;
мероприятие выполняется с периодичностью реже, чем один раз в год, либо отсутствует информация о периодичности - 0 баллов.
Общее количество баллов определяется как частное от деления значения суммы баллов по каждому мероприятию, присвоенных конкурсной комиссией участнику, заявка которого оценивается на максимальное значение суммы баллов по каждому мероприятию, из представленных участниками конкурса предложений. Полученный результат деления, умножается на сто.
В случае наличия в составе заявки предложения участника, информация о таком предложении включается в условия контракта. Предложение участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки не может противоречить требованиям технического задания, согласие на исполнение которого выражается участником в первой части заявки. Ответственность за полноту и достоверность указанных сведений несет участник конкурса".
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, в том числе, информации, предусмотренной п. 2 ч. 4 ст. 54.4 настоящего Федерального закона, указанной в заявке участника электронной процедуры.
Аналогичные условия предусмотрены конкурсной документацией.
В оспариваемой части конкурсная документация содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю) и инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов, Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе, а также Правила не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подтверждающих соответствие, следовательно, данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
2. В соответствии с п. п. 27 Правил Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг", следовательно, в случае их использования, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Заявитель обжалует установленный Заказчиком порядок оценки заявок в части подтверждения опыта работы исключительно государственными контрактами и договорами, заключенными в соответствии с Законом о контрактной системе.
Конкурсной документацией предусмотрены следующие положения:
"8.5. Оценка по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, выраженного в наличии холодильного оборудования" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Предмет оценки: наличие холодильных камер для раздельного хранения различных видов продуктов питания совокупным объемом хранения.
В соответствии с пунктом 11 Правил, конкурсной документацией заказчиком установлена шкала предельных величин значимости показателей. Количество баллов, присуждаемых по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, выраженного в наличии холодильного оборудования" (НЦБi (5), определяется следующим образом:
Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, выраженного в наличии холодильного оборудования |
Значение показателя |
Количество баллов |
Наличие холодильных камер для раздельного хранения различных видов продуктов питания совокупным объемом хранения |
>= 300 куб. м. |
100 баллов |
< 300 куб. м. |
0 баллов |
Для подтверждения наличия у участника конкурса соответствующих материально-технических ресурсов, участник конкурса предоставляет перечень холодильных камер, имеющихся у участника конкурса, содержащий следующие сведения: наименование холодильного оборудования; адрес местонахождения холодильного оборудования с указанием номера помещения; предельный объем хранения, куб. м; правовое основание пользования холодильным оборудованием (договор аренды, договор купли-продажи, либо иное), с указанием реквизитов документа; температура хранения, °С.Сведения, указанные в перечне, должны подтверждаться входящими в состав заявки участника конкурса копиями следующих документов: копии инвентарных карточек учета объектов основных средств (при наличии указанных объектов в собственности), или копии договоров аренды (лизинга), с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику конкурса, а также копии иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника конкурса на ином законном основании (при наличии).
В случае несоответствия указанных в перечне материально-технических ресурсов предъявляемым настоящей конкурсной документацией требованиям, либо не представления подтверждающего документа(ов), такие материально-технические ресурсы учитываться не будет.
8.6. Оценка по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, выраженного в наличии производственных помещений, предназначенных для раздельного хранения различных видов продуктов питания" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" конкурсная комиссия оценивает
Предмет оценки: обеспеченность производственными помещениями площадью не менее 1500 кв.м. предназначенные для раздельного хранения разных видов продуктов питания.
В соответствии с пунктом 11 Правил, конкурсной документацией заказчиком установлена шкала предельных величин значимости показателей. Количество баллов, присуждаемых по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, выраженного в наличии производственных помещений, предназначенных для раздельного хранения различных видов продуктов питания" (НЦБi (6), определяется следующим образом:
Наименование показателя |
Значение показателя |
Количество баллов |
Производственные помещения площадью не менее 1500 кв.м. предназначенные для раздельного хранения разных видов продуктов питания |
Наличие |
100 баллов |
Отсутствие или не предоставление подтверждающих документов |
0 баллов |
Для подтверждения наличия у участника конкурса соответствующих материально-технических ресурсов, участник конкурса предоставляет перечень производственных помещений, имеющихся у участника конкурса, содержащий следующие сведения: адрес расположения склада; площадь помещений для хранения, кв. м; правовое основание пользования производственным помещением (договор аренды, договор купли-продажи, либо иное), с указанием реквизитов документа. Сведения, указанные в перечне, должны подтверждаться входящими в состав заявки участника конкурса копиями следующих документов: выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, или копия договора аренды недвижимого имущества, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе, или иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки недвижимого имущества на ином законном основании (при наличии), копиями документов, подтверждающих соблюдение санитарно-эпидемиологических требований в отношении используемых для хранения продуктов питания помещений в соответствии с Санитарными правилами СП 2.3.6.1066-01, в том числе Санитарными правилами СП 3.5.1378-03 (копия договора о санитарной обработке конкретного помещения и документы, подтверждающие фактическую обработку помещения за последние 3 месяца до даты окончания подачи заявок, в частности, акты выполненных работ или справки о проведении санитарной обработки; в случае самостоятельной обработки - копию программы (плана) производственного контроля за мероприятиями по санитарной обработке помещений, составленной в соответствии с санитарными правилами СП 1.1.1058-01, копии свидетельств о профессиональной подготовке персонала, осуществляющего санитарную обработку помещений, копию журнала учета проведения санитарной обработки и графиков санитарной обработки помещений за последние 3 месяца до даты окончания подачи заявок).
В случае несоответствия указанных в перечне материально-технических ресурсов предъявляемым настоящей конкурсной документацией требованиям, либо не представления подтверждающего документа(ов), такие материально-технические ресурсы учитываться не будет".
В оспариваемой части конкурсная документация содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю) и инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов, Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе, а также Правила не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подтверждающих соответствие, следовательно, данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
3. В соответствии с ч. 1 ст. 54.2 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе.
Извещение о проведении конкурса размещено Заказчиком в единой информационной системе 19.10.2021, при этой датой окончания подачи заявок являлось 12.11.2021.
С учетом Указа Президента РФ от 20.10.2021 N 595 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 года" извещение о проведении закупки размещено Заказчиком менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок, что нарушает ч. 1 ст. 54.2 Закона о контрактной системе. Довод жалобы является обоснованным.
4. Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Конкурсной документацией предусмотрено требование о необходимости оказания услуг в соответствии с положениями СанПиН 2.3.2.1293-03 "Гигиенические требования по применению пищевых добавок", которые утратили свою силу на территории Российской Федерации.
Надлежащее обоснование необходимости использования нестандартных требований при описании показателей товаров в документации отсутствует, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 54.3 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы является обоснованным.
Вместе с тем необходимо отметить, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торговый дом "НЕВСКИЙ" обоснованной в части доводов о нарушении сроков размещения извещения о проведении конкурса и нарушении правил описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 1 ст. 54.2 и п. 1 ч. 1 ст. 54.3 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 ноября 2021 г. N 44-5181/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2021