Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению" (далее - Заказчик):
ООО "МЕДЭКОЛОГИЯ+" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 35232-ЭП/21 от 12.11.2021) на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению медицинских отходов класса "Б" (извещение номер 0372200119521000025) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 08.11.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200119521000025. Начальная (максимальная) цена контракта - 33 600,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, выразившееся:
- в нарушении правил описания объекта закупки;
- в неправомерном установлении требований к участникам закупки.
Из письменных возражений следует, что Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает их необоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч.3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Описание объекта закупки содержится в части III. "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" документации об аукционе.
Так п. 5 "Требования к участку по обезвреживанию медицинских отходов класса Б и способу обезвреживания" вышеуказанной части Заказчиком предусмотрено, что Исполнитель осуществляет сбор и транспортирование с адресов Заказчика медицинских отходов, на Участок по обращению с медицинскими отходами, расположенный в предела территориальных границ Санкт-Петербурга (далее - Участок), осуществляет термическое обезвреживание отходов и последующее размещение на объекте, включенном в Государственный реестр объектов размещения отходов зольного остатка (далее - ГРОРО). Требование установлено Распоряжением Комитета по благоустройству СанктПетербурга от 13.07.2020 N 193-р "Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления", Распоряжением Комитета по благоустройству Санкт
Петербурга от 21.05.2021 N 143-Р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по благоустройству Санкт
Петербурга от 13.07.2020 N 193-р (далее-Территориальная схема)".
В таблице 5.6 Приложением N 32 к Территориальной схеме приведена информация об объектах обеззараживания и обезвреживания медицинских отходов класса А, Б, В, Г, Д, расположенных на территории Санкт-Петербурга, приведена.
При этом, территориальная схема не ограничивает Заказчиков и Поставщиков в выборе территории, где должны быть утилизированы медицинские отходы, не является нормативно-правовым актом, регулирующим обращение с медицинскими отходами.
Обращение с медицинскими отходами регламентируются СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
В силу п. 164 СанПиН 2.1.3684-21 Хозяйствующим субъектом, осуществляющим медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность (далее - организация), утверждается схема обращения с медицинскими отходами, разработанная в соответствии с требованиями Санитарных правил, в которой определены ответственные за обращение с медицинскими отходами работники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации (далее - Схема).
Пунктом 168 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что в Схеме указываются:
качественный и количественный состав образующихся медицинских отходов в организации;
потребность организации в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов, исходя из обязательности смены пакетов 1 раз в смену (не реже 1 раза в 8 часов), одноразовых контейнеров для острого инструментария - не реже 1 раза в 72 часа, в операционных залах - после каждой операции;
порядок сбора медицинских отходов в организации;
порядок и места хранения медицинских отходов в организации, кратность их вывоза;
применяемые организацией способы обеззараживания (обезвреживания) и удаления медицинских отходов, а также способы дезинфекции оборудования, используемого для обращения с отходами;
порядок действий работников организации при нарушении целостности упаковки (рассыпании, разливании) медицинских отходов;
порядок действий работников организации при плановой или аварийной приостановке работы оборудования, предназначенного для обеззараживания медицинских отходов;
организация гигиенического обучения работников, осуществляющих работы с медицинскими отходами.
Согласно п. 179 СанПиН 2.1.3684-21 при организации участков обеззараживания, обезвреживания медицинских отходов с использованием аппаратных методов допускается сбор, хранение, транспортирование медицинских отходов класса Б (кроме отходов лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров (диспансеров), загрязненных и потенциально загрязненных мокротой пациентов, отходов микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с возбудителями туберкулеза) без предварительного обеззараживания в местах образования структурных подразделений организаций, при условии обеспечения организацией необходимых требований эпидемической безопасности.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
Согласно ч.1 ст.13.3 Закона об отходах производства и потребления в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Из положений указанных норм следует, что транспортировку медицинских отходов осуществляет специализированная организация, а место последующего обезвреживания и размещения медицинских отходов должно отвечать требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Поскольку в отсутствие нормативно установленных ограничений (обязательности) на размещение объекта по обезвреживанию медицинских отходов класса "Б" только в пределах территории Санкт-Петербурга включение Заказчиком в аукционную документацию требования, запрещающего их вывоз для обезвреживания на специализированном объекте (требование к месту оказания услуг) накладывают на участника закупки дополнительные обременения, которые в значительной степени ограничивают количество участников закупки.
Установленные заказчиком ограничения противоречат нормам
п. 1 ч. 1 ст. 64 (ч.3 ст. 33) Закона о контрактной системе, поскольку устанавливают требования к наличию у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуг на территории Санкт-Петербурга, являющихся предметом контракта.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в документации о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г. в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям аукционной документации и возможность его участия в аукционе, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
Подпунктом 1.6.2. части I части II. "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА" документации об аукционе Заказчиком устанолвено, в том числе, следующее требование к участникам закупки:
"участникам закупок во второй части необходимо предоставить выписку из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343, либо копию акта лицензирующего органа о принятом решении, содержащие сведения о действующей лицензии на осуществление деятельности, или копию собственной действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, на следующие виды деятельности: транспортирование отходов IV класса опасности; В приложении к лицензии должны быть указаны отходы в соответствии с ФККО (- 7 47 841 11 49 4 зола от сжигания медицинских отходов, содержащая преимущественно оксиды кремния и кальция; или - 7 47 981 99 20 4 золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов;), выданную до дня вступления в силу Закона N 478-ФЗ, подтверждающую наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу Закона N 478-ФЗ".
В силу п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Согласно ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Заказчиком в Части II "Информационная карта электронного аукциона" пункт 2) подпункта 3.1.4. части I установлены следующие требования к составу и содержанию второй части заявки на участие в аукционе:
"участникам закупок необходимо предоставить выписку из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343, либо копию акта лицензирующего органа о принятом решении, содержащие сведения о действующей лицензии на осуществление деятельности, или копию собственной действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, на следующие виды деятельности: транспортирование отходов IV класса опасности; В приложении к лицензии должны быть указаны отходы в соответствии с ФККО (- 7 47 841 11 49 4 зола от сжигания медицинских отходов, содержащая преимущественно оксиды кремния и кальция; или - 7 47 981 99 20 4 золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов;), выданную до дня вступления в силу Закона N 478-ФЗ, подтверждающую наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу Закона N 478-ФЗ".
Из пояснений представителя Заказчика следует, что требование о наличии лицензии установлено ввиду того, что приоритетом при размещении государственного заказа, является соблюдение санитрано-эпидимиологических требований при обезвреживании медицинских отходов класса Б.
Санитарное законодательство не регламентирует вопросы перехода права собственности.
Медицинские отходы, образовавшиеся в результате деятельности медицинского учреждения, являются собственностью медицинского учреждения. Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе распоряжаться своим имуществом, отчуждать его в собственность других лиц.
Объектом закупки является обезвреживание отходов (один из видов переработки). Согласно ст. 220 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник материалов (отходов) приобретает право собственности на полученную вещь (образовавшиеся отходы). Следовательно, если не предусмотрена передача права собственности на отходы, то медицинское учреждение остается собственником отходов, образовавшихся уже после их обезвреживания (например, зола после сжигания, при использовании термического способа обезвреживания отходов).
При этом Заказчик как собственник отходов согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя содержания.
В соответствии с Письмом Росприроднадзора от 04.12.2017 N АА-10-04-32/26588 "О направлении разъяснений" отходы, образованные в производственном процессе по обеззараживанию медицинских и биологических отходов и изменению их товарного вида, являются отходами производства и их обращение регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В связи с тем, что в результате обеззараживания медицинских отходов образуются отходы IV класса опасности, лицо, осуществляющее деятельность по транспортированию данных отходов, должно иметь соответствующую лицензию.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Кроме того, Законность требований о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности у участников торгов, подтверждается ФАС России (письмо от 30.07.2021 г. исх. N28/63997/21), Заказчик при проведении закупки на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению медицинских отходов класса "Б" вправе устанавливать требования о предоставлении лицензии во второй части заявки участниками торгов.
Исходя из изложенного довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3.Принимая во внимание, ранее выданное Заказчику, аукционной комиссии предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе, Комиссия УФАС не находит оснований для повторной выдачи предписания об устранении выявленных.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 59, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МЕДЭКОЛОГИЯ+" обоснованной в части довода о нарушении правил описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (ч. 3 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 ноября 2021 г. N 44-5277/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2021