Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "РУСАРСЕНАЛ-СПБ" (далее - Заявитель) на действия Комиссии по осуществлению централизованных закупок (далее - аукционная комиссия), Департамента имущественных отношений администрации города Перми (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку рукавов пожарных напорных (изв. N 0156300021921000025),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156300021921000025 Департамент имущественных отношений администрации города Перми (далее - Заказчик) проводился электронный аукцион на поставку рукавов пожарных напорных.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.10.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 309 598,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 28.10.2021 г.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 09.11.2021 N0156300021921000025-3 в электронном аукционе приняли участие 10 заявок, признанные соответствующими требованиям аукционной документации.
Заявитель полагает, что Аукционной комиссией при рассмотрении вторых частей заявок необоснованно признаны соответствующими требованиям аукционной документации заявки заявки ИП Хохлова С.В., ИП Стрельцова И.С., ООО "Торговый Дом Арма-Трейд", ИП Рязанова М.А., ООО "СТРОЙ-КА!", ООО "Уралгазпожсервис", ООО "ТОП-Трейд", ООО "Венэлтех", ООО "Бийский льнокомбинат", ООО "Инженерные системы".
В письменных пояснениях Аукционная комиссия указала, что в аукционе приняли участие 10 участников закупки. В составе второй части заявки следующих участников закупки: ООО "Уралгазпожсервис", ООО "Венэлтех", ООО "РУСАРСЕНАЛ-СПБ", были представлены выписки из реестра российской промышленной продукции одного производителя ООО "НПО "РУСАРСЕНАЛ". В заявках остальных участников выписки из реестра не представлены. В соответствии с требованием документации, заявки в которых отсутствуют выписки приравниваются к иностранным.
В связи с тем, что на участие в аукционе подано 3 заявки, которые содержат предложения о поставке одного и того же вида товара одного производителя, положения постановления N 617 не применяются.
При рассмотрении заявок комиссией было установлено, что заявки всех участников закупки содержат предложение о поставке товаров, производством 3 которых является Российская Федерация. Следовательно, положения приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н не применяются.
На основании вышеизложенного комиссия приняла решение о соответствии всех заявок участников аукциона.
В силу п. 10 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 5 ст. 63 Закона о закупках извещение о проведении электронного аукциона содержит информацию, указанную в ст. 42 Закона о закупках.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о закупках, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о закупках Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В рамках ч. 4 ст. 14 принято постановление Правительства РФ от 30.04.2021 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП РФ N 617).
В силу п. 1 ПП РФ N 617 утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В силу п. 2 ПП РФ N 617 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок (окончательных предложений).
Согласно п. 7 ПП РФ N 617 для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) наличие сведений об отдельных видах промышленных товаров в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), ведение которого осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства";
б) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации) по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В п. 9 ПП РФ N 617 при осуществлении закупок отдельных видов промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд подтверждением соблюдения ограничений, установленных настоящим постановлением, является представление участником закупки в составе заявки информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации". Информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара включается в контракт.
Согласно п. 3 ПП РФ N 617 в случае если заявка не отклоняется в соответствии с ограничениями, установленными настоящим постановлением, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В п. 2 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 настоящего приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений в случаях, если все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно ч. 2 ст. 66 Закона о закупках заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о закупках вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу ч. 6 ст. 66 Закона о закупках требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 19.10.2021 N 0156300021921000021 закупаемые товары имеют код ОКПД2 22.19.30.137. В п. 65 Перечня включен код ОКПД2 22.19.3 "Трубы, трубки, шланги и рукава из вулканизированной резины, кроме твердой резины (эбонита)".
В п. 24 раздела 5 информационной карты аукционной документации установлена информация об условиях, о запретах, об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с:
- приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н (размер преимуществ 15%) "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- ПП РФ N 617.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона о закупках аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В ч .2 ст. 69 Закона о закупках указано, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 69 Закона о закупках заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Аналогичное требование установлено в подп. 5 п. 3 раздела 14 информационной карты аукционной документации.
Как указано выше, согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 09.11.2021 N0156300021921000024-3 в электронном аукционе приняло участие десять заявок.
Проанализировав вторые части участников аукциона Комиссия установила, что в составе заявок с идентификационными номерами 233, 8, 87 имеется выписка из реестра российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи (Реестровая запись N 1178\7\2021).
В составе заявок с идентификационными номерами 50, 176, 150, 218, 193 отсутствует информация о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи.
Следовательно, такие заявки приравниваются к заявкам, в которых содержатся предложения о поставке товаров, происходящих из иностранного государства.
Таким образом, на участие в электронном аукционе подано две заявки, которые содержат предложение о поставке одного и того же вида товара одного производителя (ООО "НПО "РУСАРСЕНАЛ"), следовательно, положения ПП РФ N 617 не применяются.
Кроме того, в связи с тем, что все заявки содержат предложения о поставке товаров, происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза (Российская Федерация), положения приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н не применяются.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что в данном конкретном случае в действиях Аукционной комиссии нарушений положений Закона о закупках не имеется. Доказательств обратного не представлено.
В отношении довода Заявителя о том, что единственным производителем рукавов пожарных напорных, соответствующих требованиям аукционной документации, является ООО "НПО "РУСАРСЕНАЛ", Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о закупках жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
Согласно извещению о проведении закупки, аукционной документации окончание срока подачи заявок на участие в закупке - 28.10.2021 г. Жалоба в адрес Пермского УФАС подана 17.11.2021 г., то есть по истечении регламентированного Законом о закупках срока.
Исходя из изложенного, жалоба ООО "РУСАРСЕНАЛ-СПБ" на положения аукционной документации не подлежит рассмотрению.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о закупках по истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что, проанализировав представленное Заказчиком в материалы жалобы коммерческие предложения, Комиссия установила, что рукава пожарные напорные производятся как минимум двумя производителями, а именно ООО "ТД "Берег" (копия письма N 2486 от 06.10.2021 г.), АО "Рукав" (копия письма N 456 от 12.10.2021 г.), и не являются эксклюзивными товарами.
Также Комиссия отмечает, что на момент подачи заявки на участие в закупке участник не обязан иметь в наличии товар, который планирует поставлять, при этом он может использовать документы от заводов-производителей, у которых он планирует закупить товары.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РУСАРСЕНАЛ-СПБ" на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку рукавов пожарных напорных (изв. N 0156300021921000025) необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "РУСАРСЕНАЛ-СПБ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на поставку рукавов пожарных напорных (изв. N 0156300021921000025) не подлежащей рассмотрению.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23 ноября 2021 г. N 019086/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2021