Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение государственного учреждения Тульской области "Тулаупрадор" (далее - Заказчик, Учреждение) исх. N 1-08/4833 от 12.11.2021 (вх. N 6576 от 12.11.2021) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "ТЕХНОДОР" (ИНН 7202243200; 625023, г. Тюмень, ул. Одесская, дом 9, офис 603) (далее - Общество, ООО "Технодор", Подрядчик) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 23.04.2021 N 0366200035621001415_51192 на выполнение работ по разработке проектной документации "Реконструкция мостового перехода через р. Волоть на км 17+990 автомобильной дороги Тула - Ленинский в Ленинском районе Тульской области" (закупка N 0366200035621001415, реестровый номер контракта 2710708162221000072) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- - представителя Заказчика по доверенности;
- - представителя ООО "Технодор" по доверенности;
- - генерального директора ООО "Технодор", действующего на основании Устава Общества,
УСТАНОВИЛА:
12.11.2021 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО "Технодор" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации "Реконструкция мостового перехода через р. Волоть на км 17+990 автомобильной дороги Тула - Ленинский в Ленинском районе Тульской области" (закупка N 0366200035621001415) (далее - Электронный аукцион), в связи с существенным нарушением Обществом условий Контракта.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация об электронном аукционе на выполнение работ по разработке проектной документации "Реконструкция мостового перехода через р. Волоть на км 17+990 автомобильной дороги Тула - Ленинский в Ленинском районе Тульской области" (закупка N 0366200035621001415) (далее - извещение и документация об электронном аукционе) размещены 26.03.2021 в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 11 142 000,00 рублей.
23.04.2021 по итогам Электронного аукциона между Заказчиком и ООО "Технодор" заключен Контракт на сумму 2 370 510,00 рублей.
Раздел 1 Контракта регулирует следующие правоотношения:
"1.1. Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по разработке проектной документации: "Реконструкция мостового перехода через р. Волоть на км 17+990 автомобильной дороги Тула - Ленинский в Ленинском районе Тульской области" (далее - проектная документация) и рабочей документации в соответствии с условиями контракта, а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в соответствии с условиями Контракта.
1.2. При выполнении разработки проектной документации Подрядчик руководствуется Техническим заданием (Приложение N1 к контракту) на выполнение работ, а также иными исходными данными, необходимыми для составления проектной документации.
1.3. Технические, экономические и другие требования к проектной документации, являющейся предметом контракта, должны соответствовать требованиям СНиП и других действующих нормативных актов Российской Федерации в части состава, содержания и оформления проектной документации, а также приложению N 1 к Техническому заданию (приложение N1 к Контракту).
1.4. Срок выполнения работ:
- начало - с даты заключения Контракта;
- окончание - не позднее 260 календарных дней с даты заключения Контракта.
Срок выполнения работ включает в себя: срок разработки всей документации, указанной в пункте 1.1 Контракта и срок прохождения государственной экспертизы с получением положительных заключений.
Срок передачи проектной документации и результатов инженерных изысканий, указанных в пункте 3.1 Контракта, на согласование заказчику:
- с даты заключения контракта в течение 190 календарных дней.
Рабочая документация передается заказчику после получения положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, но не позднее истечения срока выполнения всех работ, указанного в пункте 1.4 Контракта.
На момент подписания настоящего контракта истечение сроков, указанных в пункте 1.4 Контракта, является исходной для имущественных санкций. Не заявленные работы не выполняются Подрядчиком и не оплачиваются Заказчиком.
1.5. Место выполнения работ: к месту выполнения работ требования не предъявляются. Объект проектирования расположен на км 17+990 автомобильной дороги Тула - Ленинский в Ленинском районе Тульской области
Место предоставления результата выполненных работ: по месту нахождения Заказчика.
1.6. Результатом Работ по настоящему Контракту является разработанная Подрядчиком проектная документация и отчеты по результатам инженерных изысканий, при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и рабочая документация.
1.7. Использование результата выполненных работ производится Заказчиком при реконструкции и эксплуатации Объекта. В ходе реконструкции Подрядчик проводит авторский надзор за производством работ в соответствии с СП 246.1325800.2016.
Согласно пункту 3.1 Контракта Подрядчик, полностью выполнивший работы по разработке проектной документации и отчетов по результатам инженерных изысканий в сроки, указанные в п. 1.4, передает Заказчику на согласование проектную документацию и отчеты по результатам инженерных изысканий с актом согласования проектной документации и отчетов по результатам инженерных изысканий (Приложение N 3 к Контракту). Рабочая документация передается заказчику после получения положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в порядке, предусмотренном пунктом 3.11 Контракта.
В соответствии с пунктом 3.11 Контракта для проверки результатов исполнения контракта Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения положительного заключения государственной экспертизы обязан провести приемку результатов выполненных работ.
Раздел 3 Контракта определяет порядок сдачи-приемки работ.
На заседании Комиссии представители сторон, участвующие в рассмотрении настоящего дела, пояснили и из материалов дела установлено следующее.
27.04.2021 письмом N 168/21 Подрядчик запросил следующие исходные данные, необходимые для выполнения работ:
1) ситуационный план (схему) расположения проектируемого мостового перехода с указанием границ проектирования;
2) паспорт автомобильной дороги Тула-Ленинский;
3) паспорт мостового перехода через р. Волоть;
4) копии правоустанавливающих документов по объекту: свидетельство о праве собственности на земельный участок/выписку из ЕГРН;
5) проект организации дорожного движения по объекту.
27.04.2021 Заказчик направил Подрядчику письмо исх. N 01-08/1818 с приложением технического паспорта автомобильной дороги в электронном виде и проект организации дорожного движения в электронном виде.
28.04.2021 письмом N 176/21 Подрядчиком было направлено на согласование Заказчику техническое задание для производства комплексных инженерных изысканий, на что последний направил письмо от 30.04.2021 N 1-08/1902 о необходимости предоставления задания и программы изысканий отдельно по каждому виду инженерных изысканий, а также проведении совместного совещания 14.05.2021.
Кроме того, Заказчик в письме от 30.04.2021 N 1-08/1902 сообщил, что направил Подрядчику все имеющиеся у него исходные данные, за иной исходной документацией Учреждение рекомендовало Обществу обратиться к владельцу автомобильной дороги ГУ ТО "Тулаавтодор", или в другие организации в соответствии с пунктом 6.3 Технического задания Контракта.
30.04.2021 письмом N 180/21 Подрядчик известил Заказчика о проведении работ по инструментальному обследованию моста в период с 04.05.2021 по 05.05.2021.
11.05.2021 письмом N 183/21 Подрядчик согласовал присутствие на совещании 14.05.2021 у Заказчика главного инженера проекта ООО "Технодор".
19.05.2021 письмом N 199/21 Подрядчик направил на утверждение Заказчику технические задания на проведение инженерных изысканий (инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических, инженерно-экологических).
Письмом от 21.05.2021 N 1-08/2181 Заказчик утвердил технические задания на проведение инженерных изысканий.
26.05.2021 письмом N 240/21 Подрядчик направил Заказчику на согласование программы на выполнение инженерных изысканий, которые были согласованы Заказчиком 01.06.2021 в письме N 1-08/2336.
Во исполнение протокола совещания от 24.06.2021 N 60 Подрядчик письмом N 290/21 от 24.06.2021 направил Заказчику отчет о выполнении Контракта, что далее также было исполнено далее: протокол от 07.07.2021 N 70 -письмо Подрядчика от 07.07.2021 N 327/21; протокол от 15.07.2021 N 79 - письмо Подрядчика от 15.07.2021 N 341/21.
Также 15.07.2021 письмом N 343/21 Подрядчик направил на согласование Заказчику 3 варианта реконструкции мостового перехода, один из вариантов которого был согласован Заказчиком в протоколе от 28.07.2021 N 89.
03.09.2021 Заказчиком направлено Подрядчику письмо N 1-08/3701 о проведении 08.09.2021 совещания о ходе выполнения работ по Контракту с обязательным предоставлением отчета о проделанной работе.
07.09.2021 от Подрядчика в Учреждение поступила информацию о невозможности Общества присутствовать на совещании 08.09.2021.
10.09.2021 Учреждением направлено Подрядчику заказное письмо N 1-08/3797 о предоставлении Заказчику для предварительного согласования комплекта проектной документации (отчетов инженерных изысканий, проектов планировки и межевания территории, проектов переустройства инженерных коммуникаций, основных проектных решений по мостовому переходу и подходам) в срок до 24.09.2021.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.2 Контракта предусмотрено, что "расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном Законом.
11.2.1. Заказчик имеет право расторгнуть контракт в одностороннем порядке по своей инициативе в случаях:
- нарушения Подрядчиком одного из существенных условий Контракта (в том числе в случае однократного нарушения);
- нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ более чем на 10 (десять) рабочих дней (в том числе в случае однократного нарушения);
- не устранения недостатков проектной или рабочей документации в установленный Заказчиком срок (ст. 715 ГК РФ);
- если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика;
- установления факта проведения ликвидации Подрядчика - юридического лица или наличия решения арбитражного суда о признании Подрядчика банкротом;
- при непредставлении обеспечения или повторного выявления факта представления Подрядчиком ненадлежащего обеспечения исполнения Контракта в период его действия;
- по иным основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.
При этом Заказчик оплачивает Подрядчику только работы, выполненные и принятые Заказчиком до расторжения Контракта, без возмещения убытков".
В связи с тем, что Подрядчиком не выполнены работы по Контракту или такие работы выполняются настолько медленно, что окончание их к сроку, установленному Контрактом, становится явно невозможным, 27.10.2021 Заказчик в соответствии с пунктом 11.2 Контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение направлено 28.10.2021 Обществу на согласованный в Контракте адрес электронной почты; 28.10.2021 уведомил телеграммой о принятом Решении (вручена генеральному директору Общества 29.10.2021), а также заказным письмом с простым уведомлением (почтовый идентификатор 30000062177185, вручение адресату 08.11.2021); 28.10.2021 размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
При этом, необходимо отметить, что окончание срока передачи проектной документации на согласование 3аказчику является дата по истечении 190 дней с момента заключения Контракта - то есть 30.10.2021. Указанная дата принята как промежуточная дата предоставления результатов работ по Контракту; сторонами рассмотрения настоящего дела указанный факт не оспаривается.
Вместе с тем, Указом Президента РФ от 20.10.2021 N 595 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г." в целях недопущения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в период с 30.11.2021 по 07.11.2021 на территории Российской Федерации установлены нерабочие дни.
Постановлением Правительства Тюменской области от 26.10.2021 N 673-п "О внесении изменений в постановление от 17.03.2020 N 120-п "О введении режима повышенной готовности"" на территории Тюменской области с 30 октября по 7 ноября 2021 года включительно приостановлена деятельность всех предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей в регионе. Исключение составили предприятия непрерывного цикла.
Указанные обстоятельства признаются обстоятельствами непреодолимой силы, что полностью соответствует пункту 7.1 Контракта, согласуется с позицией государственных органов (совместное Письмо Минфина России, МЧС России и ФАС России от 03.04.2020) и не противоречит позиции Верховного суда РФ, изложенной в "Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1", утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, согласно которой признание распространения данной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным и зависит от типа и условий деятельности организации, от региона, где она действует.
Таким образом, с учетом вышеуказанных обстоятельств срок передачи проектной документации и результатов инженерных изысканий с 30.10.2021 (суббота) необходимо перенести на 08.11.2021 (понедельник).
Исходя из вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что Решение принято Заказчиком (27.10.2021) ранее даты, являющейся последним днем срока, предусмотренного для передачи Подрядчиком проектной документации и результатов инженерных изысканий (при этом, в том числе ранее 30.10.2021).
Кроме того, исходя из мотивировки Решения следует, что Подрядчиком работы в соответствии с Контрактом не выполнялись в период с 23.04.2021 по 26.10.2021.
Однако, материалы данного дела, указанные выше в описательной части, указывают на совершение Подрядчиком действий, нацеленных на надлежащее исполнение Контракта.
При этом, отчеты, в отношении которых в Решении имеется информация об их непредоставлении Подрядчиком, в материалах данного дела имеются.
При изложенных обстоятельствах, Комиссия в принципе ставит под сомнение как наличие у Заказчика оснований для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, так и возможности принятия такого решения.
Тем не менее, 05.11.2021 письмом Подрядчика N 494/21 проектная документация и результаты инженерных изысканий направлены Заказчику на согласование.
Кроме того, в исполнение пункта 9.12 Технического задания Контракта ООО "Технодор" был разработан раздел "Оценка воздействия на водные биоресурсы и расчет ущерба рыбному хозяйству" (том 9.2), предоставленный Заказчику в составе проектной документации письмом от 05.11.2021N 494/21 для согласования в Московско-Окском территориальном управлении Росрыболовства.
05.11.2021 Подрядчик также направил Заказчику письмо исх. N 495/21, в котором просит Учреждение отменить принятое Решение в связи с тем, что обстоятельства, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения на момент вступления его в силу, отсутствуют.
11.11.2021 Заказчик направил Подрядчику мотивированный отказ от согласования проектной документации и отчетов по результатам инженерных изысканий с приложением замечаний (письмо исх. N 1-08/4811).
При этом, раздел 3 Контракта содержит следующие положения:
"3.2. Заказчик, получивший от Подрядчика проектную документацию и отчеты по результатам инженерных изысканий, производит их проверку в течение 10 (десяти) рабочих дней и, при отсутствии недостатков в ней, подписывает и возвращает Подрядчику акт согласования проектной документации и отчетов по результатам инженерных изысканий.
3.3. В случае выявления Заказчиком при проверке проектной документации и отчетов по результатам инженерных изысканий недостатков проектной документации и отчетов по результатам инженерных изысканий Заказчик направляет Подрядчику не позднее срока, установленного в пункте 3.2 контракта, мотивированный отказ от согласования проектной документации и отчетов по результатам инженерных изысканий с указанием недостатков проектной документации и отчетов по результатам инженерных изысканий и срока для их устранения.
3.4. Подрядчик устраняет недостатки в проектной документации и отчетах по результатам инженерных изысканий за свой счет и повторно направляет данную документацию на согласование Заказчику в сроки, указанные в мотивированном отказе от согласования проектной документации и отчетов по результатам инженерных изысканий. Заказчик осуществляет согласование в порядке, предусмотренном настоящим разделом контракта для согласования проектной документации и отчетов по результатам инженерных изысканий, впервые представленной Подрядчиком.
3.5. В случае если Заказчик в предусмотренный контрактом срок не произвел проверку проектной документации и отчетов по результатам инженерных изысканий, не возвратил Подрядчику подписанный со своей стороны акт согласования проектной документации и отчетов по результатам инженерных изысканий или не направил мотивированный отказ от согласования, данный акт считается подписанным Заказчиком, а проектная документация и отчеты по результатам инженерных изысканий - согласованными. При этом Заказчик вправе ссылаться на недостатки проектной документации, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки)".
Вместе с тем, мотивированный отказ от 11.11.2021, в нарушение требований пункта 3.3 Контракта, срока для устранения недостатков не содержит, при этом содержит перечень таких недостатков, подлежащих устранению.
18.11.2021 письмом исх. N 505/21 Подрядчик направил Заказчику ответ на мотивированный отказ, в котором указал на несогласие с некоторыми пунктами замечаний Учреждения, а также приложил исправленный комплект проектно-сметной документации, в том числе результаты инженерных изысканий, предусмотренный Контрактом.
Необходимо также отметить, что Заказчиком в материалы дела не представлены достаточные доказательства того, что имеющиеся недостатки при оказании услуг являются существенными и неустранимыми.
При этом, Заказчиком в материалы настоящего дела не представлена проектно-сметная документация, которая подлежала приемке со стороны Учреждения.
Более того, Комиссия, не обладая специальными познаниями в сфере проектирования, не может дать правовую оценку полноте и качеству представленного Исполнителем результата оказания услуг, в том числе ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 99 Закона контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно пункту 5 части 8 статьи 99 Закона органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи), в том числе в отношении соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.
Таким образом, в силу статьи 99 Закона рассмотрение вопросов, связанных с определением соответствия результатов оказанных услуг условиям контракта не входит в полномочия ФАС России и ее территориальных органов.
На заседании Комиссии представитель Общества ходатайствовал о не включении сведений об ООО "Технодор" в реестр недобросовестных поставщиков, а также пояснил, что все замечания, полученные от Учреждения были несущественными и устранены в разумный срок.
Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений статьи 104 Закона реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта поставщиком, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого поставщика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган обязан достоверно установить не только факт нарушения подрядчиком контракта, но и оценить доказательства его недобросовестного поведения, совершения им умышленных действий (бездействия), противоречащих требованиям Закона и нарушающих права и законные интересы заказчика.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.
Вывод Управления в этой части основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, о том, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
При этом "автоматическое" включение лица, нарушившего условия контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым, без учета степени его вины ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности по поставке продукции для государственных и муниципальных нужд, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.
При этом ни Закон, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного на то органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
В связи с этим, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Следовательно, размещение информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если Комиссия в результате проведенной проверки установит существенные обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки уклоняться от исполнения контракта, либо направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В то же время Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Подрядчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине ООО "Технодор".
Напротив, представленные в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий Общества на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях ООО "Технодор" недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения контракта или несоблюдения его условий.
Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.
При вышеизложенных обстоятельствах, вины ООО "Технодор", выразившейся в намеренном неисполнении условий Контракта, Управлением не установлено.
Кроме того, Комиссия считает, что возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении Подрядчика, направленном на намеренный срыв исполнения контракта.
Необходимо отметить, что, несмотря на преждевременность принятого Заказчиком Решения, Подрядчик устранил в десятидневный срок, предусмотренный частью 14 статьи 95 Закона, недостатки, послужившие основанием для принятия указанного Решения, представив Учреждению проектную документацию и результаты инженерных изысканий.
Вместе с тем, наличие разногласий в процессе согласования проектной документации и отчетов по результатам инженерных изысканий свидетельствует о наличии гражданско-правового спора у сторон Контракта, возникшего при его исполнении.
При этом с момента заключения контракта между его сторонами возникают гражданско-правовые отношения, оценку которым антимонопольный орган в рамках рассмотрения одностороннего отказа заказчика либо подрядчика от исполнения контракта в качестве основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков давать не вправе.
При осуществлении проверки одностороннего отказа от исполнения контракта антимонопольный орган оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение сторонами контракта процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренной законом во избежание нарушения прав каждой из сторон контракта, установленных указанным Законом.
Исходя из вышеизложенного, обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон, а их исследование со стороны антимонопольного органа подменяло бы компетенцию суда.
Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого Контракта, может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора по итогам рассмотрения которого могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.
С целью разрешения разногласий сторон, а также признания незаконным Решения и его дальнейшей отмены Подрядчик обратился в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением.
При таких обстоятельствах у Комиссии отсутствуют правовые основания для включения сведений об ООО "Технодор" в реестр недобросовестных поставщиков.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию, представленную государственным учреждением Тульской области "Тулаупрадор" исх. N 1-08/4833 от 12.11.2021 (вх. N 6576 от 12.11.2021) в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНОДОР" (ИНН 7202243200; 625023, г. Тюмень, ул. Одесская, дом 9, офис 603), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 11 статьи 104 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 19 ноября 2021 г. N 071/06/104-1112/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2021