Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение администрации муниципального образования город Донской (далее - Заказчик, Администрация, Покупатель) (вх. N 6699 от 17.11.2021) о размещении информации об индивидуальном предпринимателе Шарове Вячеславе Николаевиче (далее - Индивидуальный предприниматель, ИП Шаров В.Н., Продавец) (ИНН 760407892425; адрес: ул. Тихвинская, д. 6, к. 1, кв.42, мкр. Сертолово-2, г. Сертолово, Всеволжский район, Ленинградская обл., 188650) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения муниципального контракта от 27.10.2021 N 03662000356210058000001 на поставку (приобретение) жилого помещения (благоустроенной квартиры) в целях переселения граждан, проживающих в аварийных жилых домах требующих первоочередного расселения (закупка N 0366200035621005800, реестровый номер контракта 3711400230021000039) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
. - представителей Администрации на основании доверенности;
- Индивидуального предпринимателя;
- представителя Индивидуального предпринимателя на основании ордера N 151 от 23.11.2021,
УСТАНОВИЛА:
17.11.2021 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ИП Шарове В.Н. в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация об электронном аукционе на поставку (приобретение) жилого помещения (благоустроенной квартиры) в целях переселения граждан, проживающих в аварийных жилых домах требующих первоочередного расселения (закупка N 0366200035621005800) размещены 30.09.2021 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 441 161,96 рублей.
27.10.2021 по итогам Электронного аукциона между Заказчиком и ИП Шаровым В.Н. заключен Контракт на сумму 10 388 956,15 рублей.
Разделом 1 "Предмет контракта" Контракта определены следующие положения:
1.1. Предметом контракта является поставка (приобретение) жилого помещения (благоустроенной квартиры) в целях переселения граждан, проживающих в аварийных жилых домах требующих первоочередного расселения.
1.2. Общие характеристики приобретаемых по настоящему контракту жилых квартир указаны в техническом задании (приложение N 3 к контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта.
1.3. Приобретаемые квартиры - жилые помещения (квартиры) общей площадью 258,5 кв.м. (из них расселяемая площадь 245,1 и площадь в размере 13,4 кв.м. Продавец предоставляет Покупателю за счет собственных средств (приложение N 1 к контракту).
1.4. Место расположения квартир: в пределах муниципального образования город Донской Тульской области.
1.5. Продавец гарантирует, что на день заключения настоящего контракта квартиры не отчуждены, не находятся под арестом (запрещением), предметом спора не является, не обременены рентой, залогом или какими-либо иными правами третьих лиц, а в отношении Продавца не имеется каких-либо запретов или ограничений на распоряжение данными квартирами, в квартирах никто не зарегистрирован (постоянно или временно). В отношении квартир не заключены договоры купли-продажи, мены или иные договоры.
На основании пункта 3.1 Контракта к обязанностям Покупателя относятся, в том числе следующие:
- Обеспечить явку уполномоченных представителей для приемки квартир и подписания Акта приема-передачи жилых квартир (приложение N 2 к контракту), в сроки и порядке, определённом разделом 4 настоящего контракта (пункт 3.1.1).
- Производить приемку поставленных Продавцом квартир в установленном настоящим контрактом порядке (пункт 3.1.2).
- Совместно с Продавцом осуществить действия, необходимые для государственной регистрации сделки перехода права собственности на квартиры от Продавца к Покупателю.
Сдать в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, контракт с необходимым пакетом документов для государственной регистрации права собственности муниципального образования город Донской на квартиры в течение 5 (пяти) календарных дней после дня подписания сторонами Акта приема-передачи жилых квартир (пункт 3.1.4).
В соответствии с пунктом 3.2.1 Контракта Покупатель вправе потребовать у Продавца заверенные надлежащим образом копии всех документов, имеющих значение для осуществления прав и исполнения обязанностей по контракту (правоустанавливающие документы на квартиры, а также учетно-техническую документацию на квартиры, справки о зарегистрированных в квартирах лицах, справки о крупности сделки (для юридических лиц), иные документы (договоры, свидетельства о праве на наследство, решения судов и т.д.).
На основании пункта 3.3 Контракта к обязанностям Продавца относятся, в том числе следующие:
Не позднее 7 календарных дней после заключения контракта Продавец передает жилые помещения по акту приема-передачи составленного в двух экземплярах (пункт 3.3.1).
Совместно с Покупателем осуществить действия, необходимые для государственной регистрации перехода права собственности на квартиры от Продавца к Покупателю.
Сдать в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, контракт с необходимым пакетом документов для государственной регистрации права собственности муниципального образования город Донской на квартиры в течение 5 (пяти) календарных дней после дня подписания сторонами Акта приема-передачи жилых квартир (пункт 3.3.3).
На момент передачи квартиры предоставить Покупателю:
- кадастровый паспорт квартиры;
- выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на квартиру, полученные не ранее чем за 5 дней до даты заключения контракта;
- нотариально заверенное согласие супруга/супруги на отчуждение квартиры (если такое согласие требуется);
- справку об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг, электрической энергии, связи и иным платежам;
- копии правоустанавливающих документов на квартиры (и оригиналы для ознакомления);
- иные документы по требованию Покупателя, в том числе учетно-техническую документацию на квартиру, справки о зарегистрированных в квартирах лицах, справки о крупности сделки (для юридических лиц) (пункт 3.3.4).
Разделом 4 Контракта определен следующий порядок приема-передачи жилой квартиры.
4.1. Не позднее 7 календарных дней после заключения контракта Продавец передает жилые помещения по акту приема-передачи составленного в двух экземплярах.
Допускается досрочное исполнение Продавцом обязательств по передаче квартир Покупателю.
4.2. На момент передачи квартир Продавец передает Покупателю документы, указанные в пункте 3.3.4 настоящего контракта.
Приемка квартир проводится Покупателем в течение 5 (пяти) календарных дней, включая проведение экспертизы, с момента получения от Продавца Акта приема-передачи жилых квартир по форме приложения N 2 к контракту и документов, указанных в п. 3.3.4.
4.3. При приемке квартир Покупатель обязан провести экспертизу их соответствия условиям контракта. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться Покупателем своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
В случае проведения экспертизы силами Покупателя в акте приема-передачи жилых квартир проставляется запись о проведении экспертизы, отдельный документ о проведенной экспертизе не составляется.
В случае привлечения экспертов, экспертных организаций для проведения экспертизы результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.
В случае установления по результатам экспертизы несоответствия квартир условиям контракта Продавец обязан компенсировать Покупателю все возникшие в связи с проведением экспертизы расходы, по предъявлении Покупателем письменного требования и копии соответствующего заключения, других документов, подтверждающих затраты Покупателя.
4.4. Не позднее 5 (пяти) рабочих дней после проведения экспертизы Покупатель направляет Продавцу подписанный Покупателем (в случае создания приемочной комиссии подписанный всеми членами приемочной комиссии и утвержденный Покупателем) один экземпляр Акта приема-передачи жилых квартир или мотивированный отказ (приложение N5 к контракту) от подписания такого документа, в котором указываются недостатки квартир и сроки их устранения, а также дата повторной приемки квартир. После устранения недостатков стороны возвращаются к повторной приемке квартир и процедуре подписания Акта приема-передачи жилых квартир. Продавец обязан устранить все обнаруженные недостатки за свой счет в сроки, указанные в мотивированном отказе.
В день подписания Акта приема-передачи жилых квартир Продавец передает Покупателю ключи от всех запирающих устройств.
4.5. В течение 5 (пяти) календарных дней после дня подписания Акта приема-передачи жилых квартир Продавец и Покупатель передают в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним контракт с необходимым пакетом документов для государственной регистрации права собственности муниципального образования город Донской на квартиры.
В пункте 6 Технического задания (Приложение N 3 к Контракту) определены сроки передачи товара: не позднее 7 календарных дней после заключения контракта Продавец передает жилые помещения по акту приема-передачи составленного в двух экземплярах.
В пункте 8 Технического задания (Приложение N 3 к Контракту) определены условия поставки товара.
Продавец должен обеспечить наличие всей необходимой документации, требуемой для проведения государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления на жилое помещение в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и изданными в его исполнение нормативно-правовыми актами Российской Федерации
В случае покупки жилых помещений на вторичном рынке участником размещения заказа-собственником квартиры должны быть предоставлены следующие документы:
- копию правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности Продавца (Собственника) на отчуждаемое имущество (выписка из Единого государственного реестра недвижимости);
- копию документов, удостоверяющих личность Продавца (Собственника) (паспорт гражданина Российской Федерации);
- копию правоустанавливающих документов (договор передачи, свидетельство о государственной регистрации права; свидетельство о праве на наследство, соглашение о разделе наследственного имущества, договор купли - продажи квартир в собственность);
- выписку из домовой книги, копия финансово-лицевого счета с места жительства собственника, справку об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг;
- копию нотариально удостоверенного согласия супруга на осуществлении сделки по распоряжению товаром (в случае, если жилое помещение находится в общей совместной собственности супругов);
- копию нотариально удостоверенного согласия (доверенности) всех совладельцев жилого помещения на отчуждение принадлежащей каждому доли (части) указанного объекта недвижимости.
Вместе с жильем приобретается право собственности на соответствующую долю в общем имуществе многоквартирного дома (статья 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации).
Подписание Контракта является основанием для регистрации перехода права собственности на жилые помещения от Поставщика к Заказчику.
В срок, указанный в пункте 6 настоящего Технического задания, Поставщик передает жилые помещения Заказчику по акту приема-передачи в состоянии, предусмотренном Техническим заданием.
В день подписания Контракта Поставщик обязан предоставить Заказчику заверенные надлежащим образом копии всех документов, имеющих значение для осуществления прав и исполнения обязанностей по Контракту (правоустанавливающие документы на квартиры, а также учетно-техническую документацию на квартиры, справки о зарегистрированных в квартирах лицах, справки о крупности сделки (для юридических лиц) и т.д.).
В соответствии с пунктом 10.1 Контракта срок действия Контракта: с момента заключения Контракта по 24 декабря 2021 года (срок действия Контракта включает сроки передачи квартир, сроки приемки квартир, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств Продавцом по Контракту, регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
На основании пунктов 10.2, 10.3 Контракта в случае нарушения сроков государственной регистрации передачи квартир и иных сроков, установленных настоящим Контрактом, со стороны Продавца, Покупатель вправе расторгнуть настоящий Контракт в одностороннем порядке без возмещения Продавцу произведенных к этому моменту затрат.
В случае расторжения настоящего Контракта в соответствии с п. 10.2. настоящего Контракта у Покупателя не возникает обязанностей принять квартиры, подписать Акты приема-передачи квартир(ы), Итоговый акт приема-передачи квартир, оплатить стоимость квартир, а также возместить Продавцу какие-либо убытки, расходы, неполученную прибыль.
Из представленной Заказчиком, Обществом в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.
Письмом от 27.10.2021 исх. N РБ 1.4/8992, направленным на адрес электронной почты Продавца, указанный в Контракте, Администрация, со ссылками на пункт 3.2.1 Контракта, пункт 8 Технического задания (Приложение N 3 к Контракту), уведомила Индивидуального предпринимателя о необходимости предоставления 27.10.2021 "выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах" на указанные в Техническом задании (Приложение N 3 к Контракту) объекты недвижимости, подлежащие передаче Покупателю в рамках Контракта.
Как следует из пояснений представителей Заказчика, по состоянию на 28.10.2021 ответа на запрос Администрации от 27.10.2021 исх. N РБ 1.4/8992 и, соответственно, документов, испрашиваемых в указанном запросе, Индивидуальный предприниматель не представил.
Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но, не ограничиваясь указанными):
- отказа Продавца передать Покупателю квартиры;
- существенного нарушения Продавцом требований к качеству, а именно обнаружение Покупателем неустранимых недостатков; недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- неоднократного (от двух и более раз) нарушения Продавцом сроков передачи квартиры;
- если в ходе исполнения Контракта установлено, что Продавец и (или) квартиры не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) продаваемой квартиры или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии продаваемой квартиры таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Продавца.
В связи с тем, что по состоянию на 28.10.2021 ответ на запрос Администрации от 27.10.2021 исх. N РБ 1.4/8992 и, соответственно, документы, испрашиваемые в указанном запросе, Индивидуальный предприниматель не представил, на основании статей 715, 717 ГК РФ, части 9 статьи 95 Закона, пункта 11.2 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 03662000356210058000001 от 27 октября 2021 года на поставку (приобретение) жилого помещения (благоустроенной квартиры) в целях переселения граждан, проживающих в аварийных жилых домах требующих первоочередного расселения от 28.10.2021 (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Комиссией установлено, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта 29.10.2021 направлено в адрес Индивидуального предпринимателя заказным почтовым отправлением, посредством службы доставки CDEK по адреса, согласованным в Контракте.
28.10.2021 информация о принятом Заказчиком Решении размещена в единой информационной системе.
Следовательно, обязанности по направлению уведомления в адрес ИП Шарова В.Н. о расторжении Контракта и опубликованию его в единой информационной системе с целью надлежащего уведомления о принятом Заказчиком решении им соблюдены.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Из документов, представленных на заседание Комиссии, а также пояснений представителя Заказчика установлено, что Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, направленное по почте заказным отправлением, а также посредством службы доставки CDEK получено ИП Шаровым В.Н. 05.11.2021, 08.11.2021 соответственно. В этой связи Заказчик посчитал датой надлежащего уведомления Индивидуального предпринимателя 16.11.2021.
Посчитав, что в срок, установленный вышеуказанными нормами статьи 95 Закона, нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Исполнителем устранено не было, Заказчик посчитал Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступившим в законную силу и Контракт расторгнутым, в связи с чем, направил в Тульское УФАС России настоящее обращение.
Из устных и письменных пояснений ИП Шарова В.Н., представленных в материалы дела установлено следующее.
"_Для участия в электронном аукционе N 0366200035621005800 Шаровым В.Н. заключены договоры купли-продажи квартир:
1.Тульская область, гор.Донской, мкр. Новоугольный, Комсомольская, д. 14, кв. 36
2.Тульская область, гор. Донской, мкр. Руднев, ул. Комсомольская, д. 11, кв. 24
3.Тульская область, гор. Донской, мкр. Центральный, ул. Кирова, д. 34а, кв. 33
4.Тульская область, гор. Донской, мкр. Новоугольный, ул. Комсомольская, д. 7, кв. 44
В связи тем, что договор купли-продажи недвижимости в соответствии со ст. 223 ГК РФ подлежит обязательной государственной регистрации, В.Н. Шаров обязан зарегистрировать переход права собственности. Документы сданы на государственную регистрацию перехода права собственности в Управление Росреестра по Тульской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.10.2021) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом:
1) семь рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
В.Н. Шаров подал документы для государственной регистрации перехода права собственности в период действия Указа Президента от 20.10.2021 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г.", тем самым Управление Росреестра по Тульской области увеличило сроки для регистрации прав на квартиры и предоставило В.Н. Шарову выписки из ЕГРН позже установленных законом сроков.
В п. 3.2.1. муниципального контракта установлено, что "Покупатель вправе потребовать у Продавца заверенные надлежащим образом копии всех документов, имеющих значение для осуществления прав и исполнения обязанностей по контракту (правоустанавливающие документы на квартиры, а также учетно-техническую документацию на квартиры, справки о зарегистрированных в квартирах лицах, справки о крупности сделки (для юридических лиц), иные документы (договоры, свидетельства о праве на наследство, решения судов и т.д.)".
Однако, в данном пункте муниципального контракта не указан срок, в течение которого В.Н. Шаров должен предоставить в Администрацию муниципального образования город Донской указанные документы.
В п. 3.3.4 муниципального контракта установлено, что "На момент передачи квартиры предоставить Покупателю: - кадастровый паспорт квартиры; - выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на квартиру, полученные не ранее чем за 5 дней до даты заключения контракта; - нотариально заверенное согласие супруга/супруги на отчуждение квартиры (если такое согласие требуется); - справку об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг, электрической энергии, связи и иным платежам; - копии правоустанавливающих документов на квартиры (и оригиналы для ознакомления); - иные документы по требованию Покупателя, в том числе учетно-техническую документацию на квартиру, справки о зарегистрированных в квартирах лицах, справки о крупности сделки (для юридических лиц).
Таким образом, муниципальный контракт определяет момент передачи истребуемых в письме-запросе от 27.10.2021 N РБ 1.4/8992 документов - "в момент передачи квартиры Покупателю. _.".
Как особо отмечает Индивидуальный предприниматель, он не получал от Администрации письмо-запрос от 27.10.2021 N РБ 1.4/8992 об истребовании документов, однако получил от Покупателя Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 28 октября 2021 года. Заказное письмо, доставленное курьерской службой, пришло на адрес В.Н. Шарова и им получено лично 08 ноября 2021 года.
Кроме этого ИП Шаров В.Н., ссылаясь на положения статьи 523 ГК РФ, указывает, что перечень оснований для одностороннего отказа от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннего его изменения является закрытым, полным и, исходя из диспозиции вышеуказанной статьи, Индивидуальный предприниматель не допустил существенных нарушений Контракта, установленных вышеуказанной нормой ГК РФ. ИП Шаров В.Н. поясняет, что требование Заказчика о предоставлении документов и неисполнении В.Н. Шаровым данного требования в вышеуказанный перечень не входит.
Исходя из вышеизложенного, Индивидуальный предприниматель считает Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта не основанном на Законе, просит информацию об Индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.
27.10.2021 Администрация направила на адрес электронной почты Продавца, указанный в Контракте, письмо исх. N РБ 1.4/8992, в котором указала, в том числе, что согласно пункту 3.2.1 Контракта Покупатель вправе потребовать у Продавца заверенные надлежащим образом копии всех документов, имеющих значение для осуществления прав и исполнения обязанностей по контракту (правоустанавливающие документы на квартиры, а также учетно-техническую документацию на квартиры, справки о зарегистрированных в квартирах лицах, иные документы).
Ссылаясь на пункт 8 Технического задания (Приложение N 3 к Контракту) Заказчик указал, что в "_день подписания Контракта Поставщик обязан предоставить Заказчику заверенные надлежащим образом копии всех документов, имеющих значение для осуществления прав и исполнения обязанностей по Контракту (правоустанавливающие документы на квартиры, а также учетно-техническую документацию на квартиры, справки о зарегистрированных в квартирах лицах, справки о крупности сделки (для юридических лиц) и т.д.).
Продавец должен обеспечить наличие всей необходимой документации, требуемой для проведения государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления на жилое помещение в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и изданными в его исполнение нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
В случае покупки жилых помещений на вторичном рынке участником размещения заказа-собственником квартиры должны быть предоставлены следующие документы:
- копию правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности Продавца (Собственника) на отчуждаемое имущество (выписка из Единого государственного реестра недвижимости). _".
На основании изложенного, Администрация потребовала Индивидуального предпринимателя предоставить 27.10.2021 "выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах" на указанные в Техническом задании (Приложение N 3 к Контракту) объекты недвижимости, подлежащие передаче Покупателю в рамках Контракта.
В рассматриваемом случае, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 года N122-ФЗ) государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ определено, что
сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставляются в виде выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости, отметки о возражении в отношении зарегистрированного права на него, сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
В тоже время Федеральный закон от 21.07.1997 года N122-ФЗ утратил силу с 1 января 2020 года в связи с изданием Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ.
При этом с 1 января 2017 года государственная регистрация недвижимости осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон "О государственной регистрации недвижимости").
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
На основании частей 3, 4 статьи 1 Закона "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, в настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрено ведение Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Закона "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждением, указанным в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, по запросам любых лиц (далее - запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.
На основании части 6 статьи 62 Закона "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, выписки из Единого государственного реестра недвижимости или ином виде, установленном органом нормативно-правового регулирования.
В силу части 8 статьи 62 Закона "О государственной регистрации недвижимости" формы выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состав содержащихся в них сведений и порядок их заполнения, а также требования к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в форме электронных документов, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Так, приказом Росреестра от 04.09.2020 N П/0329 утверждены формы выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состав содержащихся в них сведений и порядок их заполнения, требования к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, а также об установлении иных видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В частности, пунктом 1 приказа Росреестра от 04.09.2020 N П/0329 предусмотрены следующие формы выписок:
форма выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (приложение N 1);
форма выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (приложение N 2);
форма выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости (приложение N 3);
форма выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости (приложение N 4);
форма выписки из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве (приложение N 5);
форма выписки из Единого государственного реестра недвижимости о содержании правоустанавливающих документов (приложение N 6);
форма выписки из Единого государственного реестра недвижимости о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным (приложение N 7);
форма выписки из Единого государственного реестра недвижимости о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов (приложение N 8);
форма выписки из Единого государственного реестра недвижимости о зоне с особыми условиями использования территорий, территориальной зоне, публичном сервитуте, территории объекта культурного наследия, территории опережающего социально-экономического развития, зоне территориального развития в Российской Федерации, игорной зоне, лесничестве, особо охраняемой природной территории, особой экономической зоне, охотничьем угодье, Байкальской природной территории и ее экологических зонах, береговой линии (границе водного объекта), проекте межевания территории (приложение N 9);
форма выписки из Единого государственного реестра недвижимости о границе между субъектами Российской Федерации, границе муниципального образования и границе населенного пункта (приложение N 10);
форма выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости (приложение N 11).
Как было отражено выше, из содержания письма Заказчика от 27.10.2021 исх. N РБ 1.4/8992 следует требование Администрации на основании пункта 3.2.1 Контракта, пункта 8 Технического задания (Приложение N 3 к Контракту) о представлении Продавцом "выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах" на указанные в Техническом задании (Приложение N 3 к Контракту) объекты недвижимости, подлежащие передаче Покупателю в рамках Контракта.
В свою очередь, действующим законодательством Российской Федерации получение такой формы выписки из Единого государственного реестра недвижимости, как "выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах" в настоящее время не предусмотрено.
При этом, истребуемая Заказчиком выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, полученная в рамках Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ, на момент заключения и исполнения Контракта может содержать неактуальные информацию и сведения.
Представители Заказчика не смогли пояснить ее значение для осуществления прав и исполнения обязанностей по Контракту.
Вместе с этим, из пункта 8 Технического задания (Приложение N 3 к Контракту) прямо следует обязанность представления Продавцом Покупателю "копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности Продавца (Собственника) на отчуждаемое имущество (выписка из Единого государственного реестра недвижимости)".
В соответствии с пунктом 3.2.1 Контракта Покупатель вправе потребовать у Продавца заверенные надлежащим образом копии всех документов, имеющих значение для осуществления прав и исполнения обязанностей по контракту (правоустанавливающие документы на квартиры, а также учетно-техническую документацию на квартиры, справки о зарегистрированных в квартирах лицах, справки о крупности сделки (для юридических лиц), иные документы (договоры, свидетельства о праве на наследство, решения судов и т.д.).
При этом в пункте 3.2.1 Контракта срок предоставления Продавцом указанных документов с момента требования Покупателя не определен и не согласован сторонами Контракта, равно как и не установлен срок передачи Продавцом документов, предоставляемых в случае покупки жилых помещений на вторичном рынке участником размещения заказа-собственником квартиры, приведенных в ранее цитируемом положении пункта 8 Технического задания (Приложение N 3 к Контракту).
Помимо изложенного, пункт 8 Технического задания (Приложение N 3 к Контракту) также содержит положение, в соответствии с которым в день подписания Контракта Поставщик обязан предоставить Заказчику заверенные надлежащим образом копии всех документов, имеющих значение для осуществления прав и исполнения обязанностей по Контракту (правоустанавливающие документы на квартиры, а также учетно-техническую документацию на квартиры, справки о зарегистрированных в квартирах лицах, справки о крупности сделки (для юридических лиц) и т.д.).
Однако, выписка из Единого государственного реестра недвижимости не поименована в данном абзаце пункта 8 Технического задания (Приложение N 3 к Контракту) в качестве документа, предаваемого Продавцом Покупателю в день подписания Контракта.
Более того, как следует из пояснений представителей Заказчика, письмо от 27.10.2021 исх. N РБ 1.4/8992 направлено в адрес Индивидуального предпринимателя только по адресу электронной почты, согласованному в Контракте.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Необходимо отметить, что согласно пунктам 65, 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если иное не установлено законом или договором и не следует из обычая или практики, установившейся во взаимоотношениях сторон, юридически значимое сообщение может быть направлено, в том числе посредством электронной почты, факсимильной и другой связи, осуществляться в иной форме, соответствующей характеру сообщения и отношений, информация о которых содержится в таком сообщении, когда можно достоверно установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано. Бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
В тоже время, в соответствии с пунктом 11.3 Контракта любое уведомление, которое одна Сторона направляет другой Стороне в соответствии с Контрактом, направляется в письменной форме почтой (в том числе электронной), факсимильной связью либо иным доступным способом, оговоренным Сторонами с последующим представлением оригинала по адресу, указанному в Контракте.
Уведомление вступает в силу в день получения его лицом, которому оно адресовано. При невозможности получения подтверждения либо информации о получении уведомления, датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 5 (пяти) рабочих дней с даты направления уведомления.
Заказчиком в подтверждение факта направления письма от 27.10.2021 исх. N РБ 1.4/8992 на электронную почту Индивидуального предпринимателя, представлен сканированный образ отправления электронного сообщения по адресу Info@gosnedvig.ru.
При этом участвующие в заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что оригинал указанного письма почтовым отправлением в адрес Продавца Администрацией не направлялся.
Между тем, данный документ подтверждает лишь факт направления Заказчиком на электронный адрес Продавца письма от 27.10.2021 исх. N РБ 1.4/8992.
Однако, анализ указанного документа не позволяет Комиссии констатировать факт получения и ознакомления ИП Шарова В.Н., как надлежащим лицом, с информацией, содержащейся в указанном электронном письме.
Доказательств поступления, в том числе на электронный адрес Заказчика, от Индивидуального предпринимателя сведений о получении или прочтении указанного письма в материалы дела также не представлено.
Вместе с этим Индивидуальный предприниматель отрицает факт получения указанного письма, в том числе по электронной почте.
Как следует из содержания письма от 27.10.2021 исх. N РБ 1.4/8992 Администрация установила срок предоставления "выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах" на указанные в Техническом задании (Приложение N 3 к Контракту) объекты недвижимости, подлежащие передаче Покупателю в рамках Контракта.
Как указали представители Заказчика, в связи с тем, что Индивидуальный предприниматель по состоянию на 28.10.2021 не ответил на письмо Администрации от 27.10.2021 исх. N РБ 1.4/8992 и не предоставил документы, истребованные в данном письме, Заказчик 28.10.2021 принял Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Так в Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта указано следующее: "_ Согласно п. 3.2.1 указанного Контракта Покупатель вправе потребовать у Продавца заверенные надлежащим образом копии всех документов, имеющих значение для осуществления прав и исполнения обязанностей по контракту (правоустанавливающие документы на квартиры, а также учетно-техническую документацию на квартиры, справки о зарегистрированных в квартирах лицах, справки о крупности сделки (для юридических лиц), иные документы (договоры, свидетельства о праве на наследство, решения судов и т.д.).
Согласно п. 8 Условия поставки товара Технического задания, которое является неотъемлемой частью указанного Контракта:
- в день подписания Контракта Поставщик обязан предоставить Заказчику заверенные надлежащим образом копии всех документов, имеющих значение для осуществления прав и исполнения обязанностей по Контракту (правоустанавливающие документы на квартиры, а также учетно-техническую документацию на квартиры, справки о зарегистрированных в квартирах лицах, справки о крупности сделки (для юридических лиц) и т.д.);
- Продавец должен обеспечить наличие всей необходимой документации, требуемой для проведения государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления на жилое помещение в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и изданными в его исполнение нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
В случае покупки жилых помещений на вторичном рынке участником размещения заказа-собственником квартиры должны быть предоставлены следующие документы:
- копию правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности Продавца (Собственника) на отчуждаемое имущество (выписка из Единого государственного реестра недвижимости).
Письмом-запросом от 27.10.2021 исх. N РБ 1.4/8992 Покупатель истребовал выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на указанные в техническом задании квартиры, а именно:
- 3 комнатная квартира, площадью 66,9 кв.м.;
- 3 комнатная квартира, площадью 62,6 кв.м.;
- 3 комнатная квартира, площадью 63,2 кв.м.;
- 3 комнатная квартира, площадью 65,8 кв.м.
На 28.10.2021 ответа на запрос, как и соответственно и запрашиваемых документов не представлено, что является нарушением условий Контракта.
В связи с вышеизложенным на основании ст. 715 ГК РФ, ст. 717 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 11.2 Контракта Покупателем принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. _".
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом:
- заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля;
- заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта);
- участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Вместе с этим, анализ представленных Заказчиком в материалы дела документов и сведений относительно исполнения Контракта позволяет Комиссии прийти к следующим выводам.
Комиссия считает необходимым обратить внимание на тот факт, что при рассмотрении вопросов, связанных с расторжением договоров (контрактов), необходимо различать способы, основания и порядок расторжения договоров (контрактов).
Статьями 450, 450.1 ГК РФ предусмотрены такие способы расторжения договора, как соглашение сторон, расторжение договора по требованию одной из сторон в судебном порядке и односторонний отказ от договора.
Так в силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Пунктом 2 статьи 450 ГК РФ определено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В данном случае, правоотношения сторон по Контракту прекратились ввиду одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
В контексте статьи 95 Закона единственным документом, на основании которого возможен односторонний отказ от контракта (исполнения контракта) и прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом, является решение об одностороннем отказе от исполнения такого контракта.
Наличие в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта указания на основания принятия такого решения и на нарушения, допущенные участником закупки при исполнении Контракта, необходимо для установления антимонопольным органом факта достаточности оснований для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта и проверки содержания решения на соответствие положениям соответствующих норм Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом решение об одностороннем расторжении контракта в рассматриваемых правоотношениях имеет значение не только для прекращения обязательств по Контракту, но и для применения к недобросовестному поставщику мер публично-правовой ответственности.
Следовательно, именно в решении об одностороннем расторжении контракта должны содержаться причины его принятия заказчиком и обоснование таких причин.
Как отражено выше, основанием принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта послужил тот факт, что по состоянию на 28.10.2021 ответ на запрос Администрации от 27.10.2021 исх. N РБ 1.4/8992 и, соответственно, документы, испрашиваемые в указанном запросе, Индивидуальный предприниматель не представил. При этом указанный отказ Заказчик осуществил, руководствуясь статьями 715, 717 ГК РФ, частью 9 статьи 95 Закона, положениями пункта 11.2 Контракта.
Однако, как установлено Комиссией, в вышеуказанном письме Покупатель потребовал Продавца предоставить документ - выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах, получение которой в актуальной редакции на момент заключения и исполнения Контракта законодательством Российской Федерации не предусмотрено; требование о предоставлении подобного документа в пункте 8 Технического задания (Приложение N 3 к Контракту), в том числе определяющего перечень документов, которые Продавец должен предоставить в день подписания Контракта, не согласовано сторонами Контракта.
Более того, доказательств получения и ознакомления Индивидуального предпринимателя с содержанием указанного письма Заказчик в материалы дела не предоставил.
Кроме этого, в обоснование причин одностороннего отказа от исполнения Контракта и правовых оснований такого отказа Заказчик в Решении об одностороннем отказе ссылается, в том числе на положения статей 715, 717 ГК РФ.
При этом указанные нормы Гражданского кодекса Российской Федерации регламентируют взаимоотношения сторон при заключении договора подряда.
В рассматриваемом случае предметом Контракта является поставка (приобретение) жилого помещения (благоустроенной квартиры) в целях переселения граждан, проживающих в аварийных жилых домах требующих первоочередного расселения.
Следовательно, использование Заказчиком положений статей 715, 717 ГК РФ в обоснование существенности нарушения Продавцом условий Контракта, в контексте положений пункта 2 статьи 104 Закона, пункта 13 Правил ведения реестра, не позволяет Комиссии констатировать факт соответствия оснований отказа от исполнения контракта, зафиксированных в Решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта, фактическим обстоятельствам, что прямо предусмотрено положениями Закона и Правил ведения реестра.
Помимо изложенного, Комиссия отмечает, что заключенный сторонами Контракт по своей правовой природе является договором поставки, отношения по которому регулируются главой 30 ГК РФ и Законом.
Пунктом 1 статьи 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
В силу статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
На основании пункта 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товара.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений ГК РФ, условие о сроках поставки товара, а так же соответствия характеристик, качества поставляемого товара требованиям, предъявляемым Заказчиком, является существенным для договора поставки.
Однако, основанием для принятия Администрацией Решения об одностороннем отказе от исполнения действия ИП Шарова В.Н., связанные с поставкой товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товара не явились.
При этом материалами рассматриваемого дела совершение Индивидуальным предпринимателем вышеприведенных действий не подтверждается.
По основаниям, изложенным выше, Комиссия не может прийти к однозначному выводу о наличии достаточных оснований для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта и, как следствие, включения информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Проверив факты, изложенные в обращении Заказчика о размещении информации об ИП Шарова В.Н. в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, а также изучив дополнительные документы, представленных по запросу Тульского УФАС России, Комиссия также отмечает следующее.
В реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения, а необходимым условием подобного включения является наличие в представленных Заказчиком материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Следовательно, размещение информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если Комиссия в результате проведенной проверки установит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки уклониться от исполнения контракта, либо направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 Закона реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта поставщиком, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого поставщика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган обязан достоверно установить не только факт нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, но и оценить доказательства его недобросовестного поведения, определить вину нарушителя, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения этого лица в реестр недобросовестных поставщиков.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.
Вывод Комиссии в этой части основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, о том, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
При этом "автоматическое" включение лица, нарушившего условия контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым, без учета степени его вины ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности по поставке продукции для государственных и муниципальных нужд, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.
При этом ни Закон, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного на то органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
В контексте части 2 статьи 104 Закона включению в реестр недобросовестных поставщиков подлежит информация, в том числе о лицах, с которыми государственные контракты расторгнуты вследствие их недобросовестного поведения в ходе их исполнения.
При этом, учитывая то обстоятельство, что реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае обязан выяснить причины неисполнения контракта и оценить действия хозяйствующего субъекта в процессе его исполнения, что и было сделано Управлением в настоящем случае.
Антимонопольный орган, являясь уполномоченным органом, который, не разрешая по существу гражданско-правовой спор между сторонами, решает вопрос о целесообразности такого ограничения прав конкретного лица, как включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта само по себе ни к чему не обязывает антимонопольный орган, в исключительной компетенции которого находится оценка всех фактических обстоятельств дела и всех элементов поведения участника закупки в ходе исполнения контракта, вопреки утверждению Заявителя об обратном.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Кроме того, рассматривая обращения заказчиков о включении сведений о лицах в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган при наличии малейшего сомнения в виновности лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) и отсутствии неопровержимых доказательств виновности такого лица со стороны Заказчика, не вправе ограничить права такого лица, в том числе на участие в государственных и муниципальных закупках, поскольку размещение информации в реестре недобросовестных поставщиков является мерой наказания для недобросовестных участников хозяйственной деятельности.
В связи с этим, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в определениях от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона.
В то же время Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Продавца отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту.
Необходимо отметить, что бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.
При таких обстоятельствах, у Тульского УФАС России отсутствуют правовые основания для внесения информации об ИП Шарове В.Н. в реестр недобросовестных поставщиков.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию, представленную администрацией муниципального образования город Донской (вх. N 6699 от 17.11.2021) в отношении индивидуального предпринимателя Шарова Вячеслава Николаевича (ИНН 760407892425; адрес: ул. Тихвинская, д. 6, к. 1, кв.42, мкр. Сертолово-2, г.Сертолово, Всеволжский район, Ленинградская обл., 188650), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 23 ноября 2021 г. N 071/06/104-1123/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2021