Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
в отсутствии представителей:
от заявителя - индивидуальный предприниматель Меньшиков Роман Анатольевич (далее - ИП Меньшиков Р.А.), от заказчика - МОУ ДО лагерь "Буревестник", от уполномоченного органа - Управление образования администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (представители не явились, о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А. и материалы дела N7-1/523 (N027/06/64-1525/2021),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ИП Меньшикова Р.А. (далее также - Заявитель) на действия заказчика - МОУ ДО лагерь "Буревестник", уполномоченного органа - Управление образования администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту МОУ ДО лагерь "Буревестник" (извещение N0122300003721000062).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями заказчиком, уполномоченным органом, а именно, по мнению заявителя участники рассматриваемый закупки должны быть членами саморегулируемой организации, а так же к ним должны предъявляться дополнительные требования согласно ч. 3 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(далее - Закон о контрактной системе).
На основании статьи 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N0122300003721000062 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 03.11.2021.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион.
Объект закупки: выполнение работ по текущему ремонту МОУ ДО лагерь "Буревестник".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 5 298 186,00 рублей.
Источник финансирования: иная, приносящая доход деятельность, средства бюджетных учреждений.
Дата начала срока подачи заявок - 03.11.2021.
Дата окончания срока подачи заявок - 11.11.2021.
Дата окончания срока рассмотрения заявок - 12.11.2021.
Дата проведения аукциона - 15.11.2021.
В ходе проведения внеплановой проверки уполномоченным органом - Управлением образования Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края представлен отзыв на жалобу, согласно которому уполномоченный орган считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела, с учетом конкретных обстоятельств дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной по следующим основаниям.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 3 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного Кодекса работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Таким образом, членами саморегулируемых организаций участники закупки должны быть только в случае выполнения работ по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, что в рассматриваемом случае не является предметом осуществляемой закупки.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей (ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ).
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России объектом рассматриваемой закупки является в число работ, выполняемых в рамках заключаемого контракта, включены: демонтаж оконных коробок: в рубленых стенах; снятие оконных переплетов: остекленных; снятие подоконных досок: деревянных в деревянных зданиях; установка в жилых и общественных зданиях оконных блоков из ПВХ профилей: поворотных (откидных, поворотно-откидных) с площадью проема более 2 м2 двухстворчатых. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 298 186,00 рублей.
Согласно п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
При этом, в соответствии с п. 24 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительная конструкция - это часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.
Согласно ч. 6 ст. 55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
В соответствии с ч. 8 ст. 55.24 ГрК РФ техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Текущий ремонт - это комплекс мероприятий, осуществляемый в плановом порядке в период расчетного срока службы здания (сооружения) в целях восстановления исправности или работоспособности, частичного восстановления его ресурса, установленной нормативными документами и технической документацией, обеспечивающих их нормальную эксплуатацию (пункт 3.12 Свод правил СП 255.1325800.2016 "Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения", утвержденный приказом Минстроя России от 24.08.2016 года N 590/пр).
Кроме того, понятие текущего и капитального ремонта содержатся в ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N312 (далее - ВСН N 58-88 (р)) и в "Положении о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" МДС 13-14.2000, утвержденном постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N279 (далее - Положения МДС 13-14.2000).
Из положений данных нормативных актов следует, что в рамках капитального или текущего ремонта могут выполняться одни и те же виды работ, однако, для квалификации проведенных работ имеют значение не их виды (наименования), а цель проведения, общий объем работ и последствия для объекта.
Из системного анализа норм пунктов 4.1, 5.1 ВСН N58-88 (р), Приложения N7 ВСН N58-88 (р) "Перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов", пунктов 3.1, 3.4, 3.11 Положения МДС 13-14.2000, приложений N3 и N8 Положения МДС 13-14.2000 следует, что к работам по капитальному ремонту относятся работы по полной замене всех оконных блоков в целом в здании или в его части, а частичная их замена, без постановки на капитальный ремонт объекта или его части, относится к работам по текущему ремонту.
Таким образом, установлено, что при выполнении видов работ, указанных в ведомости объема работ по закупке N0122300003721000062 не применяется требование к участникам закупки о вступлении в саморегулируемую организацию и получении свидетельства о допуске.
Кроме того, согласно п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно ч .1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее, Постановление Правительства 99) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N1.
В приложении N1 к Постановлению Правительства N99 отсутствуют случаи установления требований к участникам закупок при выполнении работ по текущему ремонту объектов капитального строительства, таким образом положения Постановления Правительства N99 на данную закупку не распространяются.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России не усматривает в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушения Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалобы признаются необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия заказчика - МОУ ДО лагерь "Буревестник", уполномоченного органа - Управление образования администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту МОУ ДО лагерь "Буревестник" (извещение N0122300003721000062) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 17 ноября 2021 г. N 7-1/523
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2021