рассмотрев материалы дела N 7-3/606 по обращению ФКУ "Главный центр специальных перевозок министерства внутренних дел Российской Федерации" "Центр специальных перевозок МВД России на Дальневосточной железной дороге" (далее - филиал ФКУ "ГЦСП МВД России" "ЦСП МВД России на Дальневосточной ж.д." о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Альфа Трейд" в связи с односторонним отказом от контракта от 09.08.2021 N ЭА/27 на оказание услуг по перевозке и экспедированию имущества (извещение N 0822100000421000027),
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение N 0822100000421000027 о проведении электронного аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 15.07.2021.
Объект закупки: оказание услуг по перевозке и экспедированию имущества.
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 593 100,00 руб.
Победителем электронного аукциона признано ООО "Альфа Трейд", заключившее с заказчиком 09.08.2021 государственный контракт N ЭА/27 (реестровый номер 1770271824321000255).
В соответствии с п. 2.1 контракта Предмет Контракта: оказание услуг по перевозке и экспедированию имущества (далее - груз) в автомобильно-водном сообщении по маршрутам: город Владивосток - порт Петропавловск-Камчатский, город Хабаровск - порт Анадырь по ВПД МВД России Формы N 2 (далее - услуги).
В соответствии с п. 2.2 контракта по настоящему Контракту Представитель Заказчика поручает и оплачивает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг.
В соответствии с п. 2.5 контракта Исполнитель осуществляет: погрузо-разгрузочные работы в пункте отправления/назначения, размещение, крепление груза при погрузке, раскрепление груза при выгрузке, предоставление используемого крепежного материала с учетом обеспечения сохранности перевозимого груза и безопасности перевозки, перевозку груза, страхование груза на время оказания услуг от всех рисков повреждения (порчи) или утраты (недостачи) груза, оформление необходимых разрешительных и сопутствующих документов.
Цена Контракта составляет 593 100 (пятьсот девяносто три тысячи сто) рублей 00 копеек, НДС не облагается (п. 3.1 контракта).
П. 6.2.1 контракта установлено, что Исполнитель обязан своевременно и надлежащим образом оказывать услуги в соответствии с условиями Контракта.
П. 6.3.5 контракта установлено, что Заказчик вправе в случае нарушения Исполнителем порядка оказания услуг, либо оказания Исполнителем услуг ненадлежащего качества Представитель Заказчика вправе направить Исполнителю требование об устранении выявленных нарушений. В случае неустранения Исполнителем выявленных нарушений в сроки, указанные в требовании Представителя Заказчика, Представитель Заказчика вправе отказаться от выполнении перевозки груза с отнесением вины за срыв перевозки груза на Исполнителя.
Заказчик обязан не позднее, чем за 2 (два) дня до даты погрузки направлять Исполнителю на электронную почту alfa-trade2001@mail.ru Заявку (Приложение N 5 к Контракту). Заявка считается полученной Исполнителем в день ее отправки Представителем Заказчика. По согласованию Сторон возможно направление Представителем Заказчика Заявки Исполнителю менее чем за 2 (два) дня до указанной в Заявке даты погрузки груза (п. 6.4.2 контракта).
В соответствии с п. 8.1 контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
П. 10.1 установлено, что настоящий Контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
- в связи с односторонним отказом Представителя Заказчика от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
П. 10.2 установлено, что представитель Заказчика вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
- просрочка доставки груза Исполнителем более чем на 30 (тридцать) дней;
- неоднократное (более 2 (два) раз) нарушение Исполнителем порядка оказания услуг;
- неоднократное (более 2 (два) раз) оказание Исполнителем услуг ненадлежащего качества, по которым Представителем Заказчика направлялось Исполнителю соответствующее требование об устранении выявленных нарушений;
- невыполнение Исполнителем требования Представителя Заказчика об устранении выявленных нарушений условий Контракта в установленный срок;
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Расторжение Контракта в связи с односторонним отказом Представителя Заказчика от исполнения Контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (п. 10.4 контракта).
Технической частью Приложения N2 к контракту установлен перечень грузов и маршрут перевозки:
N п/п |
Наименование и характеристики (Д * Ш * В, масса) перевозимого груза, его стоимость (1 ед.) |
Ед. изм. |
Кол-во (ед.) |
Маршрут перевозки (пункт отправления - пункт назначения) |
1 |
УРАЛ-4320-0911-60 (9,545*2,82*3,095-м, масса 9710 кг), 3 099 201,67 рублей |
усл. ед. |
1 |
город Владивосток - порт Петропавловск-Камчатский |
2 |
УРАЛ-4320-0111-61 (8,5*2,55*3,2-м, масса 8940 кг), 2 839 000,00 рублей |
усл. ед. |
1 |
город Хабаровск - порт Анадырь |
3 |
Луидор 225033 (6,157*2,068*2,753-м, масса 4056 кг), 2 060 000,00 рублей |
усл. ед. |
1 |
Как установлено материалами дела Заказчиком 28.08.2021 в адрес Общества направлена заявка N1 на перевозку груза, а именно УРАЛ-4320-0911-60 с пунктом отправления г. Владивосток в пункт назначения порт Петропавловск-Камчатский и заявка N2 на перевозку УРАЛ-4320-0111-61, Луидор 225033 с пунктом отправления г. Хабаровск в пункт назначения порт Анадырь. Дата и время погрузки 31.08.2021 10:00.
31.08.2021 Заказчиком направлено письмо о невыполнении Обществом условий контракта, а именно о неподаче транспортных средств в адреса погрузок.
01.09.2021 ООО "Альфа Трейд" направлено письмо в адрес заказчика с объяснением неподачи транспортных средств в адреса погрузок, а именно Общество сообщило, что в порту г. Владивосток задержки в отправлении груза. По заявке N1 возможность отправить груз появится в октябре 2021 г., по заявке N2 морские перевозки формируются за 6 месяцев до даты отправления. Просят заявку N1 переоформить на октябрь 2021 г., заявку N2 отозвать и направить повторно после подтверждения от морских компаний взять груз к перевозке.
08.09.2021 Обществом в адрес Заказчика направлено письмо с пояснением, что навигация в порту Анадырь закрыта, информация об открытии навигации отсутствует.
15.09.2021 Обществом направлено письмо в адрес Заказчика с пояснением, что последнее судно на порт Анадырь отправляется 20.09.2021, подтверждения взять груз на судно транспортные компании не дали, так как перевозка по данной навигации планируется за 6 месяцев. На порт Петропавловск-Камчатский судоходные компании обещают взять груз к концу октября 2021. Просят заключить дополнительное соглашение либо расторгнуть контракт по соглашению сторон.
17.09.2021 Заказчиком направлено письмо о неисполнении условий по контракту.
23.09.2021 в адрес Общества направлена заявка N3 на перевозку груза, а именно УРАЛ-4320-0911-60 с пунктом отправления г. Владивосток в пункт назначения порт Петропавловск-Камчатский и заявка N4 на перевозку УРАЛ-4320-0111-61, Луидор 225033 с пунктом отправления г. Хабаровск в пункт назначения порт Анадырь. Дата и время погрузки 27.09.2021 12:00.
24.09.2021 Обществом направлено письмо в адрес Заказчика, согласно которому, Обществом найдена транспортная компания, готовая перевезти груз. В порт Петропавловск-Камчатский перевозка запланирована на конец октября 2021 г. Конкретные даты Общество обязалось указать после подписания договора с транспортной компанией и подтверждения соответствующих дат.
05.10.2021 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неоказанием услуг по контракту.
13.10.2021 в адрес Общества направлена заявка N5 на перевозку груза, а именно УРАЛ-4320-0111-61, Луидор 225033 с пунктом отправления г. Хабаровск в пункт назначения порт Анадырь. Дата и время погрузки 18.10.2021 12:00.
15.10.2021 Обществом направлено письмо в адрес Заказчика, о поступлении заявки N5. Сообщают, что по маршруту по заявке навигация еще не открыта, в связи с чем не могут сообщить дату перевозки, после открытия навигации пришлют уведомление о готовности подать автотранспорт.
18.10.2021Заказчиком направлено письмо о непоступлении автотранспорта для перевозки груза по заявке N5. Составлен акт от 18.10.2021 N5 "О невывозе груза".
25.10.2021 Обществом направлено письмо в адрес Заказчика о том, что в связи с погодными условиями навигация по всем направлениям временно закрыта. Возможность перевезти груз на данный момент отсутствует.
В результате изучения материалов дела 7-3/606, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Исходя из ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 05.10.2021 размещено в ЕИС и направлено Обществу Почтой России.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик исходил из даты надлежащего уведомления исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.10.2021 дата надлежащего уведомления исполнителя об одностороннем отказе.
29.10.2021 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе рассмотрения обращения Заказчика, ООО "Альфа Трейд" представлены объяснения, из которых следует, что обществом предпринимались действия для исполнения государственного контракта от 09.08.2021 N ЭА/27.
Также представлены документы и информация о том, что Общество обращалась в транспортные компании для выполнения транспортировки груза по заявкам, направленным Заказчиком.
П. 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, в том числе подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии обстоятельств, указанных пп. "в" п. 15 Правил, а также об отсутствии умышленного неисполнения ООО "Альфа Трейд" контракта от 09.08.2021 N ЭА/27. Следовательно, отсутствуют основания для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные государственным заказчиком ФКУ "Главный центр специальных перевозок министерства внутренних дел Российской Федерации" "Центр специальных перевозок МВД России на Дальневосточной железной дороге" в отношении ООО "Альфа Трейд", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 17 ноября 2021 г. N РНП-27-435
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2021