рассмотрев материалы дела N 7-3/612 по обращению КГБУ "Государственный архив Хабаровского края" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Центр инновационного консалтинга и логистики" (ИНН 1435246636), а также генеральном директоре общества - Корнилове Альберте Николаевиче (ИНН 142103372122), учредителе общества - Данилове Михаиле Николаевиче (ИНН143502759290) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 07.07.2021 N 78/1-2021 на изготовление Памятного знака Правительства Хабаровского края "За супружеское долголетие" и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ООО "Центр инновационного консалтинга и логистики",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт от 07.07.2021 N78/1-2021 на изготовление Памятного знака Правительства Хабаровского края "За супружеское долголетие" между КГБУ "Государственный архив Хабаровского края" и ООО "Центр инновационного консалтинга и логистики" заключен по результатам проведения запроса котировок в электронной форме N0322200000921000004 (далее - контракт).
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 902 295,00,00 рублей.
Контракт заключен по цене 846 000,00 рублей.
В соответствии с п. 1.1 контракта предмет контракта: Оказание услуг по изготовлению Памятного знака Правительства Хабаровского края (далее - Услуги, Памятный знак). Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказать Услуги в соответствии с Технической частью (Приложение 1), Спецификацией (Приложение 2), являющимися неотъемлемыми частями контракта, а Заказчик обязуется принять оказанные Услуги и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно п. 2.1 контракта цена контракта составляет 846 000 (Восемьсот сорок шесть тысяч) рублей 00 копеек, включая НДС.
Пунктами 4.1.1, 4.1.2 контракта установлено, что заказчик вправе требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта, представления надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии с условиями контракта.
В соответствии с п. 4.4.1, 4.4.2 контракта исполнитель обязан оказать Услуги, предусмотренные настоящим контрактом, в соответствии с Технической частью и в сроки, установленные в Разделе 5 "Сроки, место и условия оказания Услуг" контракта. Своевременно представить Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств по контракту, в том числе о сложностях, возникших при исполнении контракта.
Согласно п. 5.1, 5.2 контракта срок (график) оказания Услуг - В течение 40 дней с момента заключения контракта. Место оказания Услуг - Российская Федерация, в соответствии с Технической частью.
Пунктами 9.1, 9.2 контракта установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с п. 11.1 контракта настоящий контракт вступает в действие с момента его подписания Сторонами и действует до 11.09.2021 включительно.
Согласно п. 13.1 контракта Настоящий контракт может быть расторгнут: - по соглашению Сторон; - в судебном порядке; - в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Пунктом 13.2 контракта установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях: в случае просрочки оказания Услуг Исполнителем более чем на 30 дней; в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Приложением N1 Техническая часть к контракту стороны согласовали перечень, места оказываемых услуг: оказание услуг по изготовлению Памятных знаков включает в себя: - изготовление Памятных знаков по месту нахождения Исполнителя; - доставку Памятных знаков по адресу Заказчика: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Нагишкина, д. 4а, а также объем оказываемых услуг:
N п/п |
Наименование |
Кол-во (шт.) |
1 |
Памятный знак Правительства Хабаровского края "За супружеское долголетие" (далее - Памятный знак, Товар) |
900 |
В соответствии с приложением 1 к контракту Технической частью памятный знак изготавливается в соответствии с Распоряжением Правительства Хабаровского края от 10.06.2021 N 449-рп "Об утверждении описания и эскиза Памятного знака Правительства Хабаровского края "За супружеское долголетие" (Приложение к техническому заданию). Исполнитель предоставляет Заказчику сигнальный образец Памятного знака в упаковке в течение 10 дней с момента заключения Государственного контракта. Исполнитель передает, а Заказчик принимает сигнальный образец по акту приема-передачи. Заказчик утверждает сигнальный образец Памятного знака в течение 2 рабочих дней с момента предоставления Исполнителем. В случае несоответствия предоставленного Исполнителем сигнального образца Памятного знака требованиям Технической части, Заказчик в течение 2 рабочих дней с момента предоставления сигнального образца Памятного знака, предоставляет Исполнителю мотивированный отказ. Исполнитель обязан в течение 3 рабочих дней с момента получения мотивированного отказа устранить выявленные замечания и направить на согласование сигнальный образец Памятного знака Заказчику в установленном порядке. Исполнитель уведомляет Заказчика о предполагаемой дате доставки Товара не менее чем за 2 рабочих дня. Приемка Товара осуществляется Заказчиком в рабочие дни, с 08-30 час. До 12-00 и 13-00 до 17-30 час. (по местному времени), обеденный перерыв с 12-00 час. до 13-00 час. Доставка и разгрузка Товара осуществляется силами и за счет средств Исполнителя. Исполнитель осуществляет доставку Товара в собранном виде, в упаковке, обеспечивающей защиту от внешних воздействующих факторов (в том числе климатических, механических) при транспортировании, хранении и погрузочно-разгрузочных работах.
Услуги по изготовлению Памятного знака Правительства Хабаровского края "За супружеское долголетие" ООО "Центр инновационного консалтинга и логистики" не осуществлены, что явилось основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 07.07.2021 N78/1-2021 (решение от 20.09.2021 N1).
В результате изучения материалов дела 7-3/612, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Пунктом 1 ст. 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу п. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Исходя из ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
19.07.2021 КГБУ "Государственный архив Хабаровского края" в адрес ООО "Центр инновационного консалтинга и логистики" направлено письмо о невыполнении обязательств по контракту, по состоянию на 19.07.2021 сигнальный образец Памятного знака не предоставлен.
23.07.2021 ООО "Центр инновационного консалтинга и логистики" в адрес КГБУ "Государственный архив Хабаровского края" направлено письмо N64/07 из которого следует, что 23.07.2021 общество передало на утверждение сигнальный образец Памятного знака Правительства Хабаровского края. Просят направить письменный ответ об утверждении образцов.
В соответствии с Актом от 27.07.2021 N1, утвержденного и.о. генерального директора КГБУ "Государственный архив Хабаровского края" по итогам проведенной экспертизы поставленного сигнального образца Памятного знака комиссия пришла к заключению: сигнальный образец Памятного знака соответствует требованиям контракта.
18.08.2021 заказчиком в адрес общества направлено письмо N01-33-592 из которого следует, что в установленный контрактом срок товар не поставлен. Об обстоятельствах непреодолимой силы, препятствующим надлежащему исполнению контракта, не заявлено. Обществом нарушены п. 4.4.1, 5.1 контракта.
19.08.2021 ООО "Центр инновационного консалтинга и логистики" в адрес заказчика направлено гарантийное письмо N81/08 из которого следует, что общество обязуется выполнить свои обязательства по изготовлению и поставке Памятного знака Правительства Хабаровского края в срок до 18.09.2021 и оплатить неустойку (пени) и штрафы согласно контракта.
Как следует из представленных документов Заказчика с момента заключения контракта обществом услуги по изготовлению Памятного знака Правительства Хабаровского края "За супружеское долголетие" не осуществлены.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 20.09.2021, в связи с тем, что исполнителем контракта допущено существенное нарушение условий контракта, выразившимся в неосуществлении оказания услуг по изготовлению Памятного знака Правительства Хабаровского края "За супружеское долголетие", а также 20.09.2021 направлено в адрес общества посредством Почты России.
08.10.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано КГБУ "Государственный архив Хабаровского края" на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
Поскольку решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято КГБУ "Государственный архив Хабаровского края" 20.09.2021, а опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru лишь 08.10.2021, в действиях заказчика устанавливается нарушение ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик исходил из даты размещения указанного решения в Единой информационной системе в сфере закупок.
Таким образом, дата по истечении тридцати дней с даты размещения в Единой информационной системе в сфере закупок решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта является датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта - 08.11.2021.
Дата по истечению десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика - 18.11.2021.
Следовательно, датой расторжения контракта в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе является 19.11.2021.
Согласно информации, представленной КГБУ "Государственный архив Хабаровского края", заказчиком установлена дата расторжения 08.11.2021.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что заказчиком нарушен порядок расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Поскольку Комиссией Хабаровского УФАС России выявлены нарушения КГБУ "Государственный архив Хабаровского края" установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе, основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Центр инновационного консалтинга и логистики" отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные государственным заказчиком КГБУ "Государственный архив Хабаровского края" в отношении ООО "Центр инновационного консалтинга и логистики" (ИНН 1435246636), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать заказчика КГБУ "Государственный архив Хабаровского края", нарушившим требования ч. 12, 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела N7-3/612 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18 ноября 2021 г. N РНП-27-437
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2021