Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Л.А. Ильченко |
- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок; |
Члены Комиссии: |
Ж.В. Кушнер |
- ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок; |
|
И.Н. Черевко |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
в отсутствие представителей индивидуального предпринимателя Савченко Виктории Борисовны, заказчика - муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад N 37, уполномоченного органа - Управления образования администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N 7-3/621 по обращению заказчика - муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад N 37 (далее - МДОУ детский сад N 37, заказчик) о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Савченко Виктории Борисовне в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение заказчика - МДОУ детский сад N 37 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки - индивидуальном предпринимателе Савченко Виктории Борисовне (ИНН 270341052619) (далее - ИП Савченко В.Б.) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта по результатам осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку яблок в дошкольные образовательные учреждения и общеобразовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования города Комсомольска-на-Амуре (извещение N 0122300003721000058 от 27.10.2021).
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Постановление N1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Извещение N 0122300003721000058 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 27.10.2021.
Дата начала подачи заявок - 27.10.2021.
Дата и время окончания подачи заявок - 08.11.2021 10:00.
Дата проведения аукциона - 10.11.2021.
Объект закупки - поставка яблок в дошкольные образовательные учреждения и общеобразовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования города Комсомольска-на-Амуре (совместная закупка 25 заказчиков).
Начальная (максимальная) цена контракта совместной закупки составляет - 1 981 170,00 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 65 000,00 рублей.
Источник финансирования: иная приносящая доход деятельность.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 09.11.2021 N 0122300003721000058-1, по окончании срока подачи заявок подано 3 заявки (под идентификационными номерами N2, 143, 64), все заявки допущены аукционной комиссией к участию в аукционе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 11.11.2021 N 0122300003721000058-3 победителем признан ИП Савченко В.Б. (заявка N 143) с предложением о цене контракта (совместной закупки) составила 1 515 594,55 рублей (снижение составило - 23,5%).
Цена контракта с МДОУ детский сад N 37 составила 49 724,98 рублей.
Согласно протоколу признания участника уклонившимся от заключения контракта от 18.11.2021 N1, ИП Савченко В.Б. признан уклонившимся от заключения контракта на основании ч. 13 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ (не предоставление заказчику подписанного проекта контракта, необходимых документов об обеспечении исполнения контракта, протокола разногласий в установленный срок).
В ходе проведения проверки ИП Савченко В.Б. письменные пояснения в антимонопольный орган не представлены.
Изучив материалы дела N 7-3/621, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно ч. 3 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 4 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
Согласно ч. 5 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 6 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
Согласно ч. 13 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
12.11.2021 заказчиком направлен на подписание проект контракта. Регламентированная дата подписания контракта (5 дней) - 17.11.2021.
В установленный срок ИП Савченко В.Б. контракт не подписан, в связи с чем 18.11.2021 ИП Савченко В.Б. признан уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий, как признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта и внесения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции, обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является наличие однозначных доказательств, свидетельствующих о недобросовестности победителя закупки, в том числе и не подписавшего в установленный срок проект контракта.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. 28.06.2017), согласно которой нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Комиссией установлено следующее. Представленные материалы не свидетельствуют о невозможности в регламентированные сроки подписания контракта. При принятии решения об участии в электронном аукционе участник должен осознавать последствия уклонения от заключения контракта.
Таким образом, ИП Савченко В.Б. бездействовал во время законного срока заключения контракта, не подписав контракт, письменных объяснений в адрес Хабаровского УФАС России не представил, на заседание комиссии не явился.
В соответствии с п. 14 Правил Постановления N1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 14 Правил Постановления N 1078 не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ИП Савченко В.Б. в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
При вынесении решения Комиссия Хабаровского УФАС России исходит из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, пояснений не представил, мер необходимых по соблюдению норм Закона о контрактной системе не принял, необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельств и условиям гражданского оборота не проявил и принимает решение на основании представленных заказчиком документов.
Таким образом, в соответствии с ч. 2 ст.104 Закона N 44-ФЗ сведения об ИП Савченко В.Б. подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.+
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 104 Закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - МДОУ детский сад N 37 об участнике закупки - индивидуальном предпринимателе Савченко Виктории Борисовне (ИНН 270341052619) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта по результатам осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку яблок в дошкольные образовательные учреждения и общеобразовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования города Комсомольска-на-Амуре (извещение N 0122300003721000058 от 27.10.2021), сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в трехмесячный срок со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
Л.А. Ильченко |
Члены Комиссии: |
Ж.В. Кушнер |
|
И.Н. Черевко |
Исп. Кушнер ЖВ.
Тел. (4212) 30-68-93
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 24 ноября 2021 г. N РНП-27-449
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2021