Резолютивная часть решения оглашена 22.11.2021
В полном объеме решение изготовлено 25.11.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б.
Фадеевой Н.В. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
рассмотрев обращение Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 126 имени Героя России Д.Г.Новосёлова" о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "РЕГИОН-ИНВЕСТ", его учредителях, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО "РЕГИОН-ИНВЕСТ", Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку интерактивных панелей (извещение N 0369300003021000043) (далее - аукцион),
- при участии посредством видеоконференц-связи:
- представителей Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 126 имени Героя России Д.Г.Новосёлова" (далее - Учреждение, Заказчик): Глазырина А.А., действующего на основании доверенности N 01-21/544 от 19.11.2021;
- представителей ООО "РЕГИОН-ИНВЕСТ": Радченкова А.М., действующего на основании доверенности б/н от 07.09.2021; Рябчука А.В., действующего на основании доверенности б/н от 08.11.2021,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) 16.11.2021 поступило обращение Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 126 имени Героя России Д.Г.Новосёлова" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "РЕГИОН-ИНВЕСТ".
Согласно представленным документам, 02.08.2021 заказчик и ООО "РЕГИОН-ИНВЕСТ" заключили контракт N 126/21/А5 по итогам электронного аукциона на поставку интерактивных панелей по цене 3 159 996,84 рублей.
Как следует из заявления заказчика, обязательства по поставке Обществом не исполнено, в связи с чем, 21.09.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 16.11.2021.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 11.2 контракта N 126/21/А5 предусмотрена право Заказчика принять решение об одностороннем отказе в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, заказчиком 21.09.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 21.09.2021 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке "Информация об исполнении (о расторжении) контракта" и 22.09.2021 уведомление о принятом Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено ООО "РЕГИОН-ИНВЕСТ" посредством АО "Почта России".
В связи с тем, что заказчик не получил уведомление о вручении Обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик считает датой надлежащего уведомления ООО "РЕГИОН-ИНВЕСТ" дату по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 23.10.2021.
В связи с продлением Распоряжением N 298 от 03.11.2021 Губернатора Челябинской области периода нерабочих дней по 12.11.2021, контракт следует считать расторгнутым 15.11.2021, информация о расторжении контракта размещена заказчиком в ЕИС в разделе "Информация об исполнении (о расторжении) контракта"..
При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ООО "РЕГИОН-ИНВЕСТ" 02.08.2021 посредством электронного документооборота заключен контракт N 126/21/А5 по итогам электронного аукциона на поставку интерактивных панелей (реестровый номер в ЕИС N 3742301461721000009) (далее - контракт).
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 контракта Поставщик обязуется поставить интерактивные панели для учебных целей (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом. Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (Приложение N 1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью контракта.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно пункту 3.1 контракта "Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 456770, Челябинская область, г. Снежинск, ул. Васильева, д. 54, 3 этаж; Комсомольская д. 6, корпус 2, 2 этаж. Конкретный адрес согласуется с заказчиком заранее. Поставка товара однократная, осуществляется с момента подписания Контракта до 24.08.2021 г. включительно, в рабочие дни (с 9-00 до 15-00 местного времени). Поставщик обязан уведомить Заказчика о дате поставки товара не позднее 1 (одного) дня".
Из пояснений представителя заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 21.09.2021 следует, что, в нарушение условий контракта, обязательства по нему поставщиком не выполнены.
Письмом N 729 от 20.08.2021 Общество уведомило о невозможности выполнения обязательств в установленный контрактом срок по причине задержки поставки комплектующих в его адрес третьим лицом - ООО "Айтеко-Технолоджи", в связи с чем гарантировало поставку товара в срок до 20.09.2021.
Вместе с тем, в указанный срок обязательства по котракту не исполнены.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, поставщиком неоднократно нарушены как сроки поставки товара, так и в полном объеме не исполнены обязательства по поставке. Указанные обстоятельства являются основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта заказчиком.
Из пояснений Общества следует, что поскольку ООО "Регион-Инвест" не является производителем данного оборудования, 05.08.2021 заключён договор поставки с ООО "Айтеко Технолоджи", по условиям которого последнее обязалось поставить требуемый товар в адрес Общества.
ООО "Айтеко Технолоджи" задержал поставку, о чём информировал своего контрагента ООО "Регион-Инвест". Нарушение сроков отгрузки произошло по причине нарушения сроков поставки комплектующих от поставщика, также по прибытию комплектующих, на матрице обнаружены "битые пиксели" (черные точки на экране) в связи с этим вернули матрицу для замены и поставки новой матрицы.
ООО "РЕГИОН-ИНВЕСТ" 20.08.2021 направило в адрес Заказчика гарантийное письмо, информирующее о задержке поставки и скорой отправке оборудования. Нарушение сроков поставки Обществом вызвано нарушением сроков поставки необходимых комплектующих для оборудования третьим лицом.
Уведомление об отправке оборудования в адрес Заказчика направлено Поставщиком 30.09.2021 транспортной компанией "Первая Экспедиционная Компания" (ООО "ПЭК"), с указанием ориентировочной даты прибытия груза 06.10.2021.
Из пояснений Заказчика и документов, представленных сторонами в материалы дела, следует, что Обществом 12.10.2021 направлено Заказчику требование о получении груза, в связи с его прибытием в г. Снежинск.
Письмом N 01-21/481 от 13.10.2021 Заказчик сообщил Обществу о необходимости доставки товара по адресу, предусмотренному пунктом 3.1 контракта.
Кроме того, Заказчик сообщает поставщику о том, что по состоянию на 13.10.2021 информация о поступлении груза в г. Снежинск от транспортной компании не поступала, и на официальном сайте компании ПЭК содержится информация о нахождении груза на терминале в г. Екатеринбурге, впоследтвии подтвержденная оператором транспортной компании.
На вопрос Комиссии о причине неисполнения обязательства по доставке товара по адресу: 456770, Челябинская область, г. Снежинск, ул. Васильева, д. 54, 3 этаж; Комсомольская д. 6, корпус 2, 2 этаж, указанному в пункте 3.1 контракта, Общество пояснило, что доставка до места нахождения Заказчика невозможна ввиду пропускного режима на территорию ЗАТО г. Снежинск, о чем Поставщик не был ивещен своевременно.
Комиссия отмечает, что данный довод Общества не может быть принят во внимание, поскольку соответствующая информация содержится в извещении о проведении закупки, размещена в свободном доступе в ЕИС в следующем виде: "Муниципальное образование "Город Снежинск" является закрытым административно-территориальным образованием, въезд в город ограничен (пропускная система)".
ООО "РЕГИОН-ИНВЕСТ", принимая решение об участии в закупке, согласился со всеми условиями аукционной докуметации, в том числе, и с наличием особого режима пропуска на территорию ЗАТО.
Пунктом 3.3 контракта предусмотрено, что приемка Товара осуществляется путем передачи Поставщиком Товара и документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида Товара, а также иных документов, подтверждающих качество Товара.
Согласно пункту 3.4 контракта Заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого Товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика.
В соответствии с пунктом 3.7 контракта при выявлении несоответствий в поставленном Товаре (наименования, количества, качества, в том числе в случае выявления внешних признаков ненадлежащего качества Товара, препятствующих его дальнейшему использованию (нарушение целостности упаковки, повреждение содержимого и т.д.), препятствующих его приемке, Заказчик в срок, установленный в пункте 3.6 контракта, отказывает в приемке Товара, направляя Поставщику мотивированный отказ от приемки Товара с перечнем выявленных недостатков и указанием сроков их устранения.
Из пояснений Заказчика следует, что доставленный груз не соответствовал условиям заключенного контракта. в связи с чем Заказчиком составлены акты осмотра товара.
Актом N 1 от 15.10.2021 Заказчиком зафиксировано следующее.
Трек-номер отправления ЕКТЛБЗЗ-11/3009. Всего прибыло 11 упаковок общим весом 52 кг, объёмом 0,29м3. До разгрузки товара комиссией Заказчика произведена видеозапись, подтверждающая размер и объём груза, находящегося в автомобиле транспортной компании. После разгрузки произведена фотосъёмка прибывшего отправления. в ходе вскрытия транспортировочной упаковки обнаружено, что в упаковке находятся части от 15-ти дюймового многофункционального информационного терминала: матрица (экран 15"), защитная задняя крышка и винтики для крепления защитной крышки к корпусу экрана. Какие-либо платы, предусмотренные для функционирования данного устройства, отсутствовали. В соответствии со спецификацией муниципального контракта N126/21/А5 от 02.08.2021 г. поставщик обязуется поставить интерактивные панели в количестве 11 шт. с диагональю экрана 75 дюймов, размером 1715 мм* 1025 мм*90 мм, весом 53 кг каждое устройство.
Заказчиком принято решение прервать осмотр, пригласить представителей правоохранительных органов и в их присутствии вскрыть остальные 10 упаковок, доставленных транспортной компанией ПЭК от поставщика ООО "Регион-Инвест" в рамках муниципального контракта N 126/21/А5 от 02.08.2021 г. на поставку интерактивных панелей.
В соответствии с актом N 2 от 18.10.2021 комиссией Заказчика в присутствии сотрудника правоохранительных органов продолжен осмотр товара. После распаковки оставшихся 10 коробок установлено, что содержимое ни одной из 11 упаковок полностью не соответствует требованиям, указанным в спецификации контракта. Приёмочной комиссией вынесено решение об отказе приёмки товара, доставленного транспортной компанией ПЭК 15.10.2021 года от поставщика ООО "Регион-Инвест" в рамках контракта.
На основании указанных актов и в соответствии с пунктом 3.7 контракта Заказчиком 18.10.2021 направлен мотивированный отказ от приемки товара Поставщику (письмо N 01-21/493 от 18.10.2021).
В ответ на мотивированный отказ от приемки товара от 18.10.2021 Общество письмом N 997 от 26.10.2021 сообщает Заказчику, что даное оборудование отправлено Учреждению ошибочно и поставка по контракту до 29.10.2021 не возможна, поскольку в условиях неблагоприятой эпидемиологической обстановки транспортные компании увеличили сроки отгрузки оборудования.
Письмо N 997 от 26.10.2021 представлено Комиссии в составе документов и его получение подтверждается Заказчиком.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются действия общества, предполагающие его недобросовестное поведение, совершение им действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта этим лицом, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Так, заключая контракт по результатам проведения электронного аукциона, направленного на удовлетворение государственных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта. Действуя в рамках исполнения государственного или муниципального контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на социально-значимые, экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
При этом в случае привлечения лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Вместе с тем, принимая во внимания представленные документы в материалы дела и учитывая выявленные обстоятельства на заседании Комиссии, антимонопольный орган отмечает, что Общество не предприняло действий, направленных на исполнение обязательств по контракту как в сроки, предусмотренные контрактом, так и в сроки, предусмотренные законодательством о контрактной системе для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком.
Доказательства поставки товара по контракту, также, как и невозможности осуществить поставку в связи с обстоятельствами, указанным Обществом в письме N 997 от 26.10.2021, не представленны.
Из документов, представленных в материалы дела, не следует доказательств осуществления поставки товара заказчику, что свидетельствует об отсутствии намерения и воли поставщика в части добросовестного исполнения контракта, его безответственном отношении к исполнению муниципального контракта.
Комиссия отмечает, что в связи с неисполнением обязательств по контракту Обществом потребность Заказчика не может быть реализована.
Учитывая изложенное, антимонопольный орган приходит к выводу о необходимости включения сведений об ООО "РЕГИОН-ИНВЕСТ", его учредителе, единоличном исполнительном органе в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Включить сведения, представленные Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа N 126 имени Героя России Д.Г.Новосёлова" об участнике электронного аукциона Общества с ограниченной ответственностью "РЕГИОН-ИНВЕСТ" (445043, Самарская область, г. Тольятти, ул. Коммунальная, влд. 39А, пом. 288Б, 458Б, ИНН/КПП 6321452786/ 632101001) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
2. Включить сведения об участнике, генеральном директоре ООО "РЕГИОН-ИНВЕСТ" - Буракове Владимире Александровиче (ИНН 632110210810) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 ноября 2021 г. N 074/06/104-3341/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2021