Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
_
с участием представителей сторон:
от заявителя: ООО "РБ Трейд" (далее также -заявитель) _ по доверенности от 22.11.2021 г.,
от уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области (далее также-уполномоченный орган) _ по доверенности,
от заказчика: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области "Областная клиническая больница N 1" (далее - заказчик, ГБУЗ ТО "ОКБN1") _ по доверенности N44 от 11.01.2021 г.,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 37 от 05.02.2020 жалобу ООО "РБ Трейд" на действия заказчика ГБУЗ ТО "ОКБN1" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения МНН Этанерцепт (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003421006757),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка лекарственных препаратов для медицинского применения МНН Этанерцепт".
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, заявителя и уполномоченного органа.
Согласно жалобе Заявитель считает, что при описании позиции N 1 "Этанерцепт, лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения, 25 мг" нарушены положения действующего законодательства, а именно: "Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 929 установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) является поставка лекарственного средства с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства. НМЦК данной закупки - 1 105 463 рубля 40 копеек. При описании объекта закупки (позиция N 1) указан лекарственный препарат Этанерцепт, лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения, 25 мг, в отношении которого в Государственном реестре лекарственных средств отсутствует зарегистрированное в установленном порядке аналогичное лекарственное средство, имеющее аналогичные характеристики, отвечающие требованиям технического задания".
Представители заказчика, уполномоченного органа не согласились с доводами жалобы заявителя в письменных пояснениях, считают жалобу не обоснованной.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, заказчика, уполномоченного органа и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 82.1 Закона о контрактной системе, под запросом котировок в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, победителем такого запроса признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно п.6 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждено Постановление Правительства РФ от 17.10.2013 N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" (далее - Постановление N 929).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона "Поставка лекарственных препаратов для медицинского применения МНН Этанерцепт" в интересах ГБУЗ ТО "ОКБ N1", с начальной (максимальной) ценой контракта 1 105 463,40 рублей.
Информация о запросе котировок в электронной форме 02.11.2021 года была размещена в Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003421006757.
Комиссией установлено, что заказчиком в приложении N1 описание объекта закупки определены функциональные, технические и качественные характеристики товара.
N п/п |
Описание объекта закупки Указываются показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребностям заказчика: форма выпуска, дозировка, упаковка и пр. |
||||
Международное непатентованное наименование лекарственных препаратов либо при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования |
Функциональные, технические, качественные характеристики объекта закупки (товара) |
Объем, количество/ единица измерения |
Функциональные, технические, качественные характеристики объекта закупки (товара), эквивалентных лекарственных форм и дозировки |
Объем, количество/ единица измерения, требующиеся заказчику в случае поставки эквивалентных лекарственных форм и дозировок** |
|
1 |
этанерцепт |
лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения 25 мг |
1500 мг |
отсутствует |
отсутствует |
2 |
этанерцепт |
раствор для подкожного введения 50 мг/мл |
60 мл |
отсутствует |
отсутствует |
При описании объекта закупки (позиция N 1) указан лекарственный препарат Этанерцепт, лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения, 25 мг, в отношении которого в Государственном реестре лекарственных средств отсутствует зарегистрированное в установленном порядке аналогичное лекарственное средство, имеющее аналогичные характеристики, отвечающие требованиям технического задания.
Вышеуказанное описание соответствует только лекарственному препарату единственного производителя - лекарственный препарат с торговым наименованием ЭнбрелR, МНН: Этанерцепт, лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения, 25 мг, РУ от 23.07.2009 N ЛСР-006031/09, производства компании Пфайзер.
В связи с вышеизложенным Комиссия приходит к выводу, что по позиции N 1 описании объекта закупки в настоящее время отсутствуют лекарственные препараты, которые могут быть поставлены помимо лекарственного препарата с торговым наименованием "ЭнбрелR".
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 929 предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) - 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка лекарственного средства с МНН (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.
Исходя из вышеизложенного, Постановлением N 929 не предусмотрено объединение в один лот лекарственного средства с МНН, в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства c иными лекарственными средствами.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно объединена в один лот поставка лекарственного препарата, который соответствует только одному производителю с иными лекарственными препаратами.
При таких обстоятельствах, Комиссией в действиях заказчика установлены нарушения ч. 1, 6 ст. 33, 64 Закона о контрактной системе и п.2 Постановления N 929.
По смыслу ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства РФ в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В связи с тем, что Н(М)ЦК в совокупности с описанием объекта закупки рассчитана без учета Постановления N 929, то устранение нарушения путем внесения изменения в извещение к нарушению порядка формирования Н(М)ЦК, то Комиссия Тюменского УФАС России считает необходимым выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем аннулирования закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РБ Трейд" на действия заказчика ГБУЗ ТО "ОКБN1" при проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка лекарственных препаратов для медицинского применения МНН Этанерцепт" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим пункт ч. 1, 6 ст. 33, 64 Закона о контрактной системе и п.2 Постановления Правительства РФ N 929.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем аннулирования запроса котировок в электронной форме "Поставка лекарственных препаратов для медицинского применения МНН Этанерцепт" (реестровый номер закупки 0167200003421006757).
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
-
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N 072/06/44/212/2021 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
23 ноября 2021 года г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:
_
на основании решения от 23.11.2021 г. по делу N 072/06/44/212/2021 о нарушении законодательства о контрактной системе, принятого Комиссией Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы заявителя на действия Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная клиническая больница N 1" при проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка лекарственных препаратов для медицинского применения МНН Этанерцепт" (реестровый номер закупки 0167200003421006757), руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:
1. Заказчику - Государственному бюджетному учреждениу здравоохранения Тюменской области "Областная клиническая больница N 1" устранить нарушения п. 1, 6 ст. 33, 64 Закона о контрактной системе и п.2 Постановления Правительства РФ N 929 путем аннулирования запроса котировок в электронной форме "Поставка лекарственных препаратов для медицинского применения МНН Этанерцепт" (реестровый номер закупки 0167200003421006757).
2. В срок до 10.12.2021 года в адрес Тюменского УФАС России представить доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе, скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение соответствующей информации в ЕИС в сфере закупок.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе. Обжалование предписания в судебном порядке не приостанавливает действия предписания.
В случае неисполнения настоящего предписания, Тюменское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 23 ноября 2020 г. N 072/06/44/212/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2021