На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1261/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение Густовой С.А. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку запоминающих устройств для нужд Минпросвещения России (в сфере ИКТ) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0195400000421000011) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) неправомерно установившего в описании объекта закупки функциональные, технические характеристики товаров, не предусмотренные позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Каталог);
2) не установившего запрет на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 N 1746 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1746).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 20.09.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 094 581,37 рубль;
4) источник финансирования - федеральный бюджет;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 28.09.2021;
6) на участие в Аукционе подано 12 заявки от участников закупки;
7) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 29.09.2021;
8) к участию в Аукционе допущено 12 участников закупки;
9) дата проведения Аукциона - 30.09.2021;
10) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 7 участников закупки, признанные соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
11) победителем Аукциона признано ООО "Моноблок СПБ" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта в размере 734 325,08 рублей;
12) Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 11.10.2021 N 04.S20.11.0007 (номер реестровой записи 1770741808121000020) по цене в размере 734 325,08 рублей.
1. Заказчиком неправомерно установлены в описании объекта закупки функциональные, технические характеристики товаров, не предусмотренные позициями Каталога.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции наименование товара, работы, услуги, единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии), описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 6 Правил установлено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно положениям документации об Аукционе объектом закупки является поставка запоминающих устройств для нужд Минпросвещения России.
В соответствии с разделом 4 "Описание объекта закупки" документации об Аукционе объектом закупки является товар с кодом ОКПД2 26.20.21.120 "Устройства запоминающие внешние".
На заседании Комиссии установлено, что разделом 4 "Описание объекта закупки" документации об Аукционе установлены следующие характеристики товара: "Интерфейс: USB 2.0", "Объем памяти: 4 ГБ", "Скорость чтения: не менее 15 МБ/с", "Скорость записи данных: не менее 8 МБ/с", "Корпус: пластиковый", "Выдвижной разъем: нет", "Защитный колпачок: должен быть".
Вместе с тем Комиссией установлено, что Каталог содержит позицию "Карта флеш памяти" (номер позиции каталога 26.20.21.120-00000001), дата обязательного применения - с 01.07.2020.
При этом описание товара в Каталоге по позиции 26.20.21.120-00000001 не содержит таких характеристик как "Корпус", "Защитный колпачок", указанные в техническом задании документации об Аукционе, при этом значение характеристик "Объем памяти", "Скорость чтения", "Скорость записи данных" отличны от указанных в документации об Аукционе.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе не содержится обоснование установления дополнительных характеристик товара, не предусмотренных Каталогом.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют пункту 5, 6 Правил и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу обращения Заявителя Заказчиком не установлен запрет на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 1746.
Согласно пункту 1 Постановления N 1746 установлен запрет на допуск программно-аппаратных комплексов систем хранения данных, относящихся к коду по ОКПД2 ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных", происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки в том числе является "Внешний жесткий диск" с кодом ОКПД2 26.20.21.120 "Устройства запоминающие внешние".
При этом указанный код ОКПД2 закупаемого товара не включен в перечень товаров с кодом ОКПД2, в отношении которого установлен запрет в соответствии с Постановлением N 1746, при этом Заявителем не представлено доказательств, позволяющих прийти к выводу о принадлежности товара "Внешний жесткий диск" к системам хранения данных, в связи с чем положения Постановления N 1746 не применяются при проведении Аукциона.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия приходит к выводу, что довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Так, в силу пункта 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе участник закупки не может принять участие в закупочной процедуре, в случае включения в реестр недобросовестных поставщиков информации об участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность участника закупки и об учредителях унитарного юридического лица.
Согласно сведениям ЕИС извещение о проведении Аукциона размещено 20.09.2021.
При этом Комиссией установлено, что 02.07.2021 в Законе о контрактной системе внесены изменения, в том числе в части указанного требования к участникам закупки.
Вместе с тем Комиссией установлено, что пунктом 5.1 документации об Аукционе установлены следующие требования к участникам закупки: "отсутствие в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об Участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Участника закупки - юридического лица".
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063" утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила).
Согласно пункту 11 Правил общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
В силу пункта 12 Правил общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
При этом согласно пункту 8.1.6 проекта контракта документации об Аукционе "Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных Государственным контрактом, не может превышать цену Государственного контракта".
Пунктом 8.2.6 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что "Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных Государственным контрактом, не может превышать цену Государственного контракта".
Таким образом, в проекте контракта документации об Аукционе неправомерно содержится условие об ограничении возможной к начислению пени в отношении Заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) ценой государственного контракта, что не соответствует пунктам 11, 12 Правил.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что по результатам проведения Аукциона заключен государственный контракт, в связи с чем предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1261/21, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1.1 статьи 31, части 4 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку заключен государственный контракт.
3. Передать материалы от 25.11.2021 по делу N П-199/21 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 ноября 2021 г. N П-199/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2021