На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1261/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1261/21 в части действий службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Ахтубинского района Астраханской области" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0325200002021000002) (далее - Конкурс)
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила информация, содержащая сведения о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика:
1. Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателю "Качество услуг" (далее - Показатель) критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий);
2. Заказчиком не установлен критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", предусмотренный пунктом 27 (2) постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В ходе проведения внеплановой проверки 22.11.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 24.11.2021.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 28.09.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 197 606 256 рублей;
4) источник финансирования - средства бюджета Астраханской области, КБК - 018040612ZG653010244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе -18.11.2021.
1. Согласно поступившей информации Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по Показателю Критерия.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) критерий "Цена контракта" - значимость критерия 60 %;
2) Критерий - значимость критерия 40 %.
На заседании Комиссии установлено, что в рамках Критерия установлены следующие Показатели:
- календарный план и/или график производства работ по объекту;
- строительный план: схема размещения бытовых помещений, схема привязки основных средств механизации (с экспликацией); указание опасных производственных зон и зон влияния строительных машин;
- технологические карты на выполнение отдельных видов работ;
- схемы размещения геодезических знаков;
- пояснительная записка в полном объеме.
Согласно порядку оценки Конкурсной документации по Показателям Критерия предусмотрен следующий порядок оценки: "Член комиссии рассматривает предложение участника закупки исходя из степени детализации и содержательности предложения по показателю, при этом учитываются:
- полнота учета требований;
- обоснованность сроков;
- технологии оказания услуг;
- обоснованность необходимых для этого ресурсов;
- указание системы контроля качества;
- перечень мероприятий по охране труда и технике безопасности;
- экологические мероприятия.
По итогам рассмотрения каждый член комиссии оценивает предложение участника по Показателю, присваивая количество баллов по следующей шкале:
- низкий уровень - 20 баллов;
- ниже среднего уровня - 40 баллов;
- средний уровень - 60 баллов;
- выше среднего уровня - 80 баллов;
- высокий уровень - 100 баллов".
Учитывая, что Правилами не предусмотрено право заказчика устанавливать показатели Критерия, не предусмотренные пунктом 25 Правил, Комиссия приходит к выводу, что положение порядка оценки Конкурсной документации в части установления показателей Критерия, не предусмотренных пунктом 25 Правил, не соответствует положениям пункта 25 Правил, а также Закона о контрактной системе.
Кроме того, исходя из порядка оценки по Показателям Критерия, не предоставляется возможным определить, какое именно количество баллов будет присвоено Конкурсной комиссией предложению участника закупки, в связи с отсутствием в порядке оценки Конкурсной документации определения "уровней" в соответствии с которыми присваиваются баллы по Показателям Критерия, отсутствием критериев определения "детализированности", а также "содержательности" предложения, в связи с чем указанный порядок оценки не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и может быть применен Конкурсной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки по Показателям Критерия, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что на участие в Конкурсе подана 1 заявка.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку порядок оценки Конкурсной документации не применялся.
2. Согласно поступившей информации Заказчиком не установлен в порядке оценки заявок участников закупки критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", предусмотренный пунктом 27 (2) Правил.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии со сведениями, размещенными в ЕИС, объектом закупки является выполнение работ по объекту: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Ахтубинского района Астраханской области".
На заседании Комиссии представители Заказчика представили сведения и пояснили, что порядок оценки заявок участников закупки, предусмотренный пунктом 27 (2) Правил, устанавливается в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.
Вместе с тем согласно положительному заключению негосударственной экспертизы от 02.06.2021 N 30-2-1-2-00014-2021 работы, выполняемые в рамках закупки, не предусматривают строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта капитального строительства, в связи с чем Заказчиком при установлении порядка оценки заявок участников закупки пункт 27 (2) Правил не применялся.
При этом на заседании Комиссии не представлено материалов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
3. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 24.11.2021 по делу N 28/06/105-1439/2021 в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
- пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащим образом порядка оценки по Показателю Критерия;
- части 8 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в не указании предмета запроса в разъяснениях положений Конкурсной документации.
При этом Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавалось, поскольку на участие в Конкурсе подана единственная заявка, в связи с чем вышеуказанные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1261/21, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 8 части 1 статьи 54.3, части 8 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что вышеуказанные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 24.11.2021 по делу N 28/06/105-1439/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России, материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 ноября 2021 г. N П-190/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2021