На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 23.06.2021 N 629/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1261/21 в части действий Государственного учреждения - Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по развитию модуля "Вычислительная архитектура zEnterprise" компонента "Вычислительное оборудование" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0273100000117000223) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила информация, содержащая сведения о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика в части установления в документации об Аукционе ненадлежащим образом описания объекта закупки, а именно в части объединения Заказчиком в один лот поставки электронно-вычислительных машин и программного обеспечения, которые технологически и функционально не связаны между собой.
В ходе проведения внеплановой проверки 11.11.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 24.11.2021.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 23.11.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 600 000 000 рублей;
4) источник финансирования - средства бюджета Пенсионного фонда РФ;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 11.12.2017;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 11.12.2017;
8) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
9) дата проведения Аукциона - 14.12.2017;
10) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника закупки, которые признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
11) победителем Аукциона признан Филиал ООО "РедСис" - "РедСис Центр" (далее - Победитель) с ценой контракта в размере 573 000 000 рублей;
12) Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 27.12.2017 N 20-591-Д (реестровой номер контракта 1770601611817000263) по цене в размере 573 000 000 рублей.
Согласно поступившей информации Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, а именно в части объединения Заказчиком в один лот поставки электронно-вычислительных машин и программного обеспечения, которые технологически и функционально не связаны между собой.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 12 информационной карты документации об Аукционе объектом закупки является оказание услуг по развитию модуля "Вычислительная архитектура zEnterprise" компонента "Вычислительное оборудование" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение", включающие в себя поставку операционной системы сервера, систему управления базами данных, утилиты и комплект модернизации.
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что объектом закупки является программное обеспечение, в том числе "Комплект модернизации", который предназначен для увеличения мощности имеющегося на балансе Заказчика сервера "IBM System z13" за счет увеличения количества активных процессоров путем модернизации микрокодом.
Кроме того, пунктом 1.12 технического задания документации об Аукционе установлено следующее требование к товару "Комплект модернизации": "Должен быть поставлен комплект модернизации для обеспечения увеличения производительности сервера z13 2964-N30, с 2694 MIPS** до, не менее 5528 MIPS путем увеличение количества активных процессоров СP5*** с 4 до, не менее 6 и с переводом в более производительную группу CP6***, а также путем увеличения количества активных сопроцессоров zIIP**** с 4 до, не менее 8. Модернизация производятся микрокодом, в рамках имеющихся на сервере ресурсов".
На заседании Комиссии установлено, что товар "Комплект модернизации" предназначен для повышения выполнения с 2964 команд "MIPS" до 5528 "MIPS" за счет повышения мощности с 333 по 678 "MSU", а также развития количества активных процессоров "СP5" с 4 до 6 и "СP6" с 4 до 8.
Вместе с тем увеличение производительности вышеуказанного сервера возможно исключительно при установке дополнительных активных процессоров (оборудования, комплектующие), при этом наращивание мощности программным способом невозможно.
С учетом изложенного, указанный в пункте 1.12 технического задания документации об Аукционе товар "Комплект модернизации" подразумевает поставку процессоров (оборудование, комплектующие) и является электронно-вычислительной машиной.
Кроме того, Комиссией установлено, что в составе документации об Аукционе отсутствуют характеристики, предполагаемых к поставке процессоров (оборудование, комплектующие), что не позволяет оценить ресурсы необходимые для выполнения работ, а также сформировать предложение об объекте закупки и цене, что повлекло за собой ограничение количества участников закупки, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки
Также на заседании Комиссии установлено, что согласно техническому заданию документации об Аукционе в рамках объекта закупки поставляются, в том числе следующие товары: "Операционная система сервера в объеме, необходимом для увеличения мощности существующего высокопроизводительного сервера IBM System z13 (p/n 2964-N30, инвентарный номер 041430202060224) как минимум на 345 MSUs*", "Система управления базами данных (СУБД)", "Утилита для переноса данных в целевую базу данных", "Утилита сбора и анализа транзакционных логов для СУБД", "Утилиты для осуществления служебных операций, необходимых для оптимального функционирования СУБД", "Утилита анализа и оптимизации запросов к СУБД", "Утилита администрирования СУБД", "Утилита специализированной сортировки данных СУБД", "Утилита создания резервных копий и восстановления СУБД", "Утилита создания скриптов автоматизации в среде z/OS", "Утилита управления сетевыми компонентами в среде z/OS", а также оборудование "Комплект модернизации".
Вместе с тем закупаемое оборудование "Комплект модернизации" и вышеуказанные программные обеспечения функционально и технологически не связаны друг с другом, поскольку Заказчиком осуществляется закупка комплектующих (сопроцессоров), без которых имеющийся на балансе Заказчика сервер "IBM System z13" может функционировать и использоваться.
Кроме того, Комиссией установлено, что оборудование "Комплект модернизации" неразрывно связанно только с одним программным обеспечением "Утилита создания скриптов автоматизации в среде z/OS".
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно осуществлено объединение в один предмет закупки поставки программного обеспечения и процессоров (оборудование, комплектующие), поскольку указанные товары не обладают какими-либо родовыми, однородными признаками, а также не имеют функциональную и технологическую связь с объектом закупки, и являются предметом различных закупочных процедур, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом в соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что по результатам проведения Аукциона заключен государственный контракт, в связи с чем предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 23.06.2021 N 629/21, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку заключен государственный контракт.
3. В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности материалы от 24.11.2021 по делу N П-198/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 ноября 2021 г. N П-198/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2021