Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Ю.Р. Дедух,
А.А. Михарская,
рассмотрев дело N 061/06/67-1908/2021, по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком, аукционной комиссией Заказчика при проведении электронного аукциона N 0358300236121000093 "Закупка медицинского оборудования (система рентгеновской компьютерной томографии всего тела)" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) с участием представителей Заказчика - Станковской О.В. (доверенность от 01.12.2020 г. N 47), Чеботарева А.П. (главный врач); Заявителя - Юрченко М.О. (доверенность от 08.07.2020 г. б/н); ООО "Торговый дом "Гермес" - Шабановой А.Ю. (доверенность от 30.07.2020 г. б/н),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в применении национального режима при осуществлении спорной закупки.
Заказчик представил в Комиссию Ростовского УФАС письменные пояснения по доводам жалобы, согласно которым доводы жалобы не признал.
В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14 (далее - Регламент), в ходе рассмотрения дела установлено следующее.
09.11.2021 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) опубликованы Извещение о проведении аукциона и Документация, согласно которых: 1) начальная (максимальная) цена контракта - 38 500 000,00 рублей; дата и время окончания подачи заявок - 17.11.2021 10:00.
Согласно протокола рассмотрения заявок от 18.11.2021 г. (в ред. N 1) на участие в закупке поступило 6 заявок; все заявки допущены к участию в процедуре торгов.
Согласно протокола рассмотрения заявок от 18.11.2021 г. (в ред. N 2) на участие в закупке поступило 6 заявок; 5 заявок отклонены от участия в процедуре торгов.
В соответствии с протоколом подведения итогов закупки от 19.11.2021 г. заявка ООО "Торговый дом "Гермес" признана соответствующей требованиям Закона и Документации о закупке.
Контракт по итогам названной закупки на момент рассмотрения дела не заключен.
1. Согласно довода Заявителя, Заказчиком, аукционной комиссией Заказчика неправомерно применен национальный режим при осуществлении закупки, так как в реестре российской радиоэлектронной продукции отсутствуют товары, соответствующие объекту оспариваемой закупки.
В силу ч. 1 ст. 14 Закона, при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) утверждены: Правила формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции (Реестр РЭП); Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Пунктом 3 Постановления N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, произведенной на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.
Подтверждением производства радиоэлектронной продукции является:
на территории Российской Федерации - наличие сведений о такой продукции в реестре;
на территории государства - члена Евразийского экономического союза - наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, формирование и ведение которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).
Пунктом 3(1) Постановления N 878 установлено, что для подтверждения соответствия поставляемой радиоэлектронной продукции требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт;
в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
В случае представления участником закупки в составе заявки информации из реестра или евразийского реестра промышленных товаров без указания совокупного количества баллов или с указанием совокупного количества баллов, установленного для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации", настоящим постановлением или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" соответственно, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств.
Номера реестровых записей из реестра не представляются при поставках вооружения, военной и специальной техники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и (или) при поставках образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже "О1". Информация о таких товарах не подлежит включению в реестр.
При исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) при передаче товара (результатов работы) обязан представить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр или евразийский реестр промышленных товаров.
Подавая заявку, участник закупки соглашается с условием о внесении сведений о таком товаре в реестр или евразийский реестр промышленных товаров, а также о необходимости представить на стадии исполнения контракта сведения и документы, указанные в настоящем пункте.
Согласно п. 4 Постановления N 878, ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Пункт 5 Постановления N 878 определяет, что условием применения исключения, установленного п. 4 настоящего постановления, является получение разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Согласно Аукционной документации и Извещения, по итогам закупки осуществляется поставка товара "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела" код Каталога товаров, работ, услуг для осуществления государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) - 26.60.11.119-00000021.
Позиция КТРУ 26.60.11.119-00000021, в редакции от 14.09.2020 г., действовавшей на момент публикации Извещения об осуществлении закупки, включает коды ОКПД2: 26.60.11.111: Томографы компьютерные; 26.60.11.119: Аппараты рентгеновские прочие, используемые для диагностики, применяемые в медицинских целях.
Указанный товар, с кодами ОКПД2 26.60.11.111, 26.60.11.119 включен в Перечень в соответствии с Постановлением N 878.
Согласно Извещения и Документации о закупке, Заказчик указал ограничения допуска, в соответствии со ст. 14 Закона и Постановлением N 878.
В силу п./п. а п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование страны происхождения товара.
Обозрев заявки, предоставленные Операторам, Комиссия Ростовского УФАС России установила, что в первых частях заявок указана страна происхождения товара:
- N 110881898: Германия;
- N 110871495: Германия;
- N 110888115: Китай;
- N 110888255: Китай;
- N 110878000 (Заявитель): Россия /Нидерланды (без указания номера реестровых записей из Реестра РЭП);
- N 110889090 (ООО "Торговый дом "Гермес"): Россия (с указанием номера реестровой записи: РЭ-2220/20).
Обозрев заявку ООО "Торговый дом "Гермес", Комиссия Ростовского УФАС России установила, что участником закупки предложен к поставке товар: Комплекс томографический рентгеновский КТР по ТУ 26.60.11-032-11150760-2018 Исп. 2 КТ-00-0000-20.
Обозрев Реестр РЭП, размещенный на официальном сайте gisp.gov.ru, Комиссия Ростовского УФАС России установила наличие предложенного участником товара (производитель АО "НИПК "ЭЛЕКТРОН", Россия) в Реестре РЭП с номером реестровой записи РЭ-2220/20.
Учитывая изложенное, положения п. 3 Постановления N 878 подлежат обязательному применению Заказчиком, аукционной комиссией Заказчика.
Следовательно, довод жалобы о нарушении Заказчиком, аукционной комиссией Заказчика, норм Закона, ввиду неправомерного применения национального режима закупки, не нашли своего подтверждения.
2. Согласно довода жалобы применение ограничений в соответствии с Постановлением Правительства N 878 произведено аукционной комиссией Заказчика в ненадлежащий этап закупки.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В силу ч. 5 ст. 67 Закона отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно ч. 9 ст. 67 Закона в течение одного часа с момента поступления оператору электронной площадки указанного в части 6 настоящей статьи протокола оператор электронной площадки обязан направить каждому участнику электронного аукциона, подавшему заявку на участие в нем, или участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в нем, уведомление о решении, принятом в отношении поданных ими заявок, сведения о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров российского происхождения в случае, если документацией об электронном аукционе установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. В случае, если аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе его участника, уведомление об этом решении должно содержать обоснование его принятия, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует данная заявка, предложений, содержащихся в данной заявке, которые не соответствуют требованиям документации о таком аукционе, а также положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нарушение которых послужило основанием для принятия этого решения об отказе.
Согласно ч. 6 ст. 69 Закона заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Учитывая изложенные нормы Закона, процедура, предусмотренная пунктом 3 Постановления N 878 (отклонение всех заявок, содержащих предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств), осуществляется на этапе рассмотрения вторых частей заявок после оценки заявок на их соответствие требованиям извещения и документации о закупке.
Следовательно, процедура, предусмотренная пунктом 3 Постановления N 878, осуществлена аукционной комиссией Заказчика в ненадлежащий этап проведения закупки.
Таким образом, аукционная комиссия Заказчика, отклонив от участия в закупке заявки: N 110881898; N 110871495; N 110888115; N 110888255; N 110878000, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона, соответствующую требованиям Закона и Документации, нарушила ч. 5 ст. 67 Закона.
Вместе с тем, учитывая фактические обстоятельства дела и содержание заявок, Комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания об устранении допущенного нарушения.
В силу п. 3.35 Регламента в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Допущенное аукционной комиссией Заказчика нарушение не повлияло на результаты определения поставщика.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии со ст.ст.99,106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Передовые Медицинские Технологии" частично обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию Заказчика нарушившей ч. 5 ст. 67 Закона.
3. Предписание не выдавать, так допущенное нарушение не повлияло на итоги закупки.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц Заказчика к административной ответственности.
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Ю.Р. Дедух
А.А. Михарская
Исп. Михарская А.А.
Тел.: 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 30 ноября 2021 г. N 061/06/67-1908/2021 (ключевые темы: аукционная комиссия - промышленные товары - иностранные государства - евразийский экономический союз - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2021