Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_";
рассмотрев представленные казенным учреждением Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области" (далее также заказчик) сведения о "_" (далее также поставщик, продавец) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) (далее реестр) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения закупки в форме электронного аукциона "Приобретение жилого помещения (квартиры) в г. Омске Омской области в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Реестровый номер 53.1573.21) (извещение N 0352200019921000392) (далее - электронный аукцион, контракт),
в отсутствие представителей "_", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения сведений,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя заказчика - "_" (доверенность N 96 от 24.11.2021)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078, Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков), частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 11327 от 23.11.2021) материалы электронного аукциона и информация, свидетельствующие, по мнению заказчика, об уклонении "_" от заключения контракта
Из представленных материалов и информации следует, что 22.10.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0352200019921000392 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 2 500 000 руб.
26.10.2021 внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона и в документацию об электронном аукционе.
10.11.2021 размещен протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, согласно которому заявка "_" признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
Информация о процедуре заключения контракта, размещенная на официальном сайте ЕИС в разделе "Сведения процедуры заключения контракта, свидетельствует о следующем:
Дата и время |
Событие |
19.11.2021 12:23 (МСК) |
Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 19.11.2021 |
19.11.2021 12:23 (МСК) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 19.11.2021 |
19.11.2021 15:23 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 03522000199210003920001 переведена на этап "Контракт не заключен" |
19.11.2021 00:02 (МСК) |
От электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 13.11.2021 |
13.11.2021 14:25 (МСК+3) |
Размещен документ "Проект контракта" от 13.11.2021 |
13.11.2021 14:25 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 03522000199210003920001 переведена на этап "Подписание поставщиком" |
13.11.2021 14:25 (МСК+3) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Проект контракта" от 13.11.2021 |
19.11.2021 победитель закупки признан уклонившимся от заключения контракта, заказчиком составлен и в этот же день размещен на электронной площадке и на официальном сайте ЕИС протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта.
2. Рассмотрев представленные материалы и заслушав пояснения, в результате проверки фактов представленных сведений на основании части 7 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия считает, что сведения о "_" не подлежат включению в реестр, исходя из следующего.
В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 12 статьи 82.1, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Согласно части 13 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Частями 4 и 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе императивно установлено, что Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Указанная процедура заключения контракта, а также порядок признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта заказчиком соблюдены в полном объеме.
Комиссией установлено, что в регламентированный срок по 18.11.2021 включительно победителем закупки проект контракта не был подписан, обеспечение исполнения контракта не предоставлено.
На основании части 13 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе 19.11.2021 поставщик признан уклонившимся от заключения контракта, в тот же день заказчиком составлен протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта и размещен на официальном сайте ЕИС.
Частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением N 1078, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением N 1078, не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Омским УФАС России направлено 23.11.2021 и 24.11.2021 по адресу электронной почты и по почтовому адресу предпринимателя направлено письмо (исх. N 03-11310) с предложением о представлении в срок не позднее 29.11.2021 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений о поставщике в реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо содержало также уведомление о рассмотрении 30.11.2021 в 10 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика.
Таким образом, Омским УФАС России были предприняты все действия для надлежащего уведомления лица о рассмотрении настоящего обращения заказчика на заседании Комиссии.
На указанный запрос Омского УФАС России письменные пояснения не представлены, на заседание Комиссии представитель поставщика не явился, ходатайство об участии в рассмотрении обращения о включении сведений в Реестр путем проведения видеоконференцсвязи не направлялось.
Согласно пункту "а" части 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
При проведении внеплановой проверки на основании части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе Комиссией было установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Указанные требования к содержанию первых частей заявок были предусмотрены пунктом 22.2 документации об электронном аукционе.
Согласно части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи (часть 3 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе).
Частью 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе установлено, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Описание объекта закупки в понимании статьи 33 Федерального закона о контрактной системе было сформировано заказчиком в разделе II "Наименование и описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
Так заказчику требовалось жилое помещение (квартира), в том числе с характеристикой "наличие и исправное состояние (не имеет дефектов, повреждений, загрязнений) отделки потолков в жилом помещении" - поверхность потолков выровнена и окрашена либо на нее установлены подвесные потолочные конструкции или натяжные потолки.
Материалами дела установлено и не оспаривается заказчиком, что участник закупки в первой части заявки в качестве значения спорного показателя указал - потолки окрашены водоэмульсионной краской в прихожей и ванной. На потолке в кухне и в комнате - потолочная плитка.
Указанное значение не соответствует вышеприведенному требованию к товару о том, что потолки в случае их покраски должны быть выравнены.
Учитывая, что информация, содержащаяся в первой части заявки участника закупки, не соответствовала требованиям документации, аукционной комиссии заказчика надлежало признать заявку не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе. Вместе с тем в нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе, заявка такого участника была признана соответствующей.
Комиссия Омского УФАС России также отмечает, что положения документации об электронном аукционе не предусматривают возможность предложения товара с иными характеристиками. Потребность заказчика сформирована в рамках статьи 33 Федерального закона о контрактной системе и изложена в разделе II "Наименование и описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, аукционная комиссия не вправе отступать от установленных в документации требований к товару.
При ином подходе аукционной комиссии к рассмотрению заявок, заказчик заведомо не сможет соблюсти императивные требования части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе, согласно которым заключаемый контракт не может противоречить условиям документации об электронном аукционе и заявке участника закупки.
Таким образом, Комиссия усматривает основание для отказа во включении сведений в Реестр.
Таким образом, установленные обстоятельства, по мнению Комиссии, свидетельствуют о наличии основания для отказа во включении сведений об участнике закупки в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года сведения "_".
2. Признать в действиях казенного учреждения Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области" и его аукционной комиссии нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать казенному учреждению Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области", ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
"_" "_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 30 ноября 2021 г. N РНП-55-162/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2021