Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок
Э.З. Гугава,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
РАНХиГС: Т.Л. Тодоровой, А.Р. Гараева,
ООО "ТЕЛЕМАТИКА": А.В. Яремчук, Ю.В. Горелова,
рассмотрев жалобу ООО "ТЕЛЕМАТИКА" (далее - Заявитель) на действия РАНХиГС (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на модернизацию и поставку дополнительного оборудования для систем видеонаблюдения в корпусах федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (Закупка N 0373100037621000099) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее-Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NЕИ/71554/21 от 24.11.2021.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком не исполнено надлежащим образом ранее выданное предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе по делуN077/06/106-19334/2021 от 09.11.2021, поскольку аукционная документация по-прежнему содержит в себе указание на оборудование конкретных производителей без возможности поставки эквивалентного оборудования, а также требования к товарам не предусмотренные каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), также Заказчиком по-прежнему установлен неправомерный код ОКПД2 для требуемых к поставке серверов, что повлекло не установление соответствующего запрета, а также, что в объект закупки по-прежнему объединены товары которые не могут быть предметом одного лота в силу действующего законодательства.
Согласно п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
09.11.2021 по делу N 077/06/106-19334/2021 Комиссией Московского УФАС России рассмотрена жалоба на действия Заказчика, по результатам рассмотрения которой принято решение о признании жалобы обоснованной, в том числе, в части неправомерного описания объекта закупки, в связи с чем Заказчику выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, согласно которому Заказчик обязан, в том числе:
"3. привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 09.11.2021 по делу N077/06/106-19334/2021 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 15.12.2021 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: to77@fas.gov.ru".
В соответствии с мотивировочной частью решения по делу N077/06/106-19334/2021 от 09.11.2021 установлено, что Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам совокупности которых соответствует продукция конкретных производителей, что существенно ограничивает количество участников закупки и не позволяет представить эквивалентную по своим функциональным назначениям продукцию.
В ходе заседания Комиссии Управления установлено, что Заказчиком 15.11.2021 внесены изменения в аукционную документацию, в том числе в описание объекта закупочной процедуры в соответствии с требованиями решения по делу N077/06/106-19334/2021 от 09.11.2021. Так, в Технической части документации указаны следующие необходимые товары и их описание: "1.3.1. Управление существующими системами - на базе специализированных видеосерверов видеонаблюдения SecurOS Enterprise производства российского производителя ISS (Россия) с операционной системой Astra Linux Common Edition. Необходимо поставить видеосерверы SecurOS-IVS-NVR-Astra-V0.RNKRVHG-60/650-42000R6HS-W (без эквивалента) в количестве 9 штук;
1.3.2. В качестве средств видеонаблюдения существующей СВ используются ip-камеры производства компании Axis (далее - видеокамеры). Для администрирования и управления видеокамерами используется программное обеспечение AXIS Device Manager. Необходимо поставить видеокамеры Axis Р3247-LV (без эквивалента) в комплекте с микрофоном AXIS TP3901 Microphone Kit (без эквивалента) в количестве 490 штук; видеокамеры Axis P1375-E (без эквивалента) в количестве 16 штук;
1.3.3. В качестве существующего коммутационного оборудования используются коммутаторы доступа и коммутаторы агрегации российского производителя Eltex (Элтекс). Необходимо поставить коммутаторы доступа Eltex MES2324P (без эквивалента) в количестве 70 штук; коммутаторы агрегации Eltex MES3316F (без эквивалента) в количестве 14 штук;
1.3.4. Неотъемлемой частью СВ является система бесперебойного электроснабжения (далее - СБЭ), которая предназначена для автономного электроснабжения эксплуатируемого оборудования в случаях нарушения электроснабжения от основных источников, а также для автоматического переключения между резервирующими источниками электроснабжения. СБЭ в составе СВ реализована на базе оборудования российского производителя "Связь инжиниринг". Необходимо поставить источники бесперебойного питания СИПБ1КА.10-11 двойного преобразования с встроенными аккумуляторами (без эквивалента) в количестве 70 штук".
В своей жалобе Заявитель так же указывает, что в нарушение требований предписания по делу N077/06/106-19334/2021 от 09.11.2021 Заказчиком неправомерно выбран код ОКПД2 26.40.33.190 "Аппаратура записи и воспроизведения изображения прочая" для закупаемых товаров по п. "Видеосервер", поскольку, по мнению Заявителя, верным кодом является ОКПД2 26.20.14.000 "Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных", что, в свою очередь, повлекло неправомерное неустановление Заказчиком запрета товаров в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федарации от 30.04.2020 г N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N616), поскольку код ОКПД2 26.20.14.000 "Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных" включен в перечень товаров, установленный данным постановлением.
На основании п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссией Управления установлено, что согласно положениям аукционной документации запретов в соответствии с Постановлением N616 не применяются.
Согласно ч.1 ст.14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно п.1 Постановления N616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению к постановлению N616 (далее - Перечень).
Согласно п.6 постановления N616 в целях реализации настоящего постановления:
а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции);
б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийской промышленной продукции).
Ч.10 постановления N616 установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя пояснено, что видеосервер, как вычислительное оборудование, предназначен, в первую очередь для обеспечения и обработки видеозаписей, соответственно по своему функциональному и целевому назначению представляет собой систему обработки данных, а не оборудование для записи и воспроизведения изображения, как указано Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона. Ввиду чего Заказчику надлежало установить запрет в соответствии с положением Постановления N616, поскольку закупаемый заказчиком сервер соответствует коду ОКПД2 26.20.14.000 "Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных".
Кроме того, в составе жалобы Заявитель указывает, что требования к необходимым товарам установлены Заказчиком в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, которым утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ), поскольку в технической части аукционной документации к поставляемым товарам предъявлены дополнительные требования, не описанные КТРУ.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, из п.5 Правил использования КТРУ однозначно следует, что Заказчик не вправе указывать дополнительную информацию о товаре в случае, если Заказчиком установлены ограничения, предусмотренные постановлением N878.
В составе жалобы Заявителем указано, что Заказчиком приобретается в том числе, следующее оборудование:
Видеокамеры - код ОКПД 26.40.33 (Видеокамеры для записи и прочая аппаратура для записи или воспроизведения изображения);
Коммутаторы - код ОКПД 26.30.11.190 (Аппаратура коммуникационная передающая с приемными устройствами прочая, не включенная в другие группировки);
Микрофоны - код ОКПД 26.40.4 (Микрофоны, громкоговорители, приемная аппаратура для радиотелефонной или радиотелеграфной связи);
ИБП - код ОКПД 26.20.40.110 (Устройства и блоки питания вычислительных машин).
Вместе с тем, согласно доводам жалобы к товару "ИБП" КТРУ запрещено установление дополнительных характеристик, в то время как Заказчиком установлено следующее требование к данному товар: "Номинальный входной ток - 6,2 ампер".
При этом вышеуказанные товары входят в Перечень товаров радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N878.
Комиссией Управления также установлено, что п.ИУЗ 4.5. Информационной карты аукционной документации установлены ограничения допуска в соответствии с положениями Постановления N878.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не согласившись с вышеуказанными доводами жалобы пояснил, что предписание исполнено Заказчиком в полном объеме и надлежащим образом, поскольку, при рассмотрении предыдущей жалобы Заявителя, из положений закупочной документации действительно не следовало, что закупаемое оборудование является комплексным, закупается в комплексе и по своей сути является полноценной системой, а не отдельно поставляемыми товарами.
Ввиду чего, Заказчиком при исполнении предписания доработана техническая часть документации, так, технической частью аукционной документации указано, что совокупность поставляемого оборудования, его монтаж и пусконаладка является комплексным и единым решением, интегрированным с существующей СВ Заказчика, служащим для записи изображения с видеокамер, а также воспроизведения изображения как в режиме реального времени (на рабочих местах администраторов СВ), так и из архивов системы. Неотъемлемой частью модернизируемого единого комплекса СВ Заказчика является единый комплекс поставляемого оборудования, объединенного технологической и функциональной взаимосвязью его элементов, описание которой содержится в настоящем разделе документации об аукционе. Закупаемое оборудование является комплексным техническим решением записи и воспроизведения изображения, его использование для модернизации единого комплекса систем видеонаблюдения Заказчика требует совместной поставки, установки и пусконаладки.
Заказчиком определены требования к результатам поставки, монтажа и пусконаладочных работ модернизированных СВ, как единого и целостного комплекса, модернизация которого должна осуществляться одной закупкой в целях совместного монтажа и пусконаладки всех составляющих модернизированной системы видеонаблюдения.
При этом представитель Заказчика также отметил, что Заказчик самостоятельно определяет объект закупки и устанавливает в документации показатели товара, исходя из своих потребностей с целью использования его в своей работе с максимальной эффективностью, при этом объектом закупки является модернизация и поставка дополнительного оборудования для систем видеонаблюдения, при этом данное оборудование образует единый комплекс системы, ввиду чего Заказчиком использован код ОКПД2 26.40.33.190.
Кроме того, представителем Заказчика отмечено, что для вышеуказанного кода ОКПД2 в КТРУ отсутствует описание товара, ввиду чего Заказчик руководствовался ст.33 Закона о контрактной системе.
Также представитель Заказчика отметил, что Заказчиком не предъявлено требование к ИБП указанное в жалобе.
Таким образом, поскольку данная закупка является по своей сути закупкой комплекса, то соответствующие запреты, ограничения и условия допуска, а также правила описания такого объекта закупки рассматриваются именно для комплекса, а не для каждого товара в отдельности.
Вместе с тем, относительно указания оборудования конкретных производителей представитель Заказчика пояснил, что на территории РАНХиГС функционирует 5 подсистем видеонаблюдения, которые работают на видеосерверах ISS и программном обеспечении указанного производителя. Из них 1 подсистема видеонаблюдения полностью работает с видеокамерами Panasonic, а 4 подсистемы видеонаблюдения - работают с видеокамерами Axis. На запрос Заказчика производитель видеосерверов ISS, которые фактически обеспечивают управление работой всех подсистем видеонаблюдения, в письме 11.10.2021 N 111021/4730 указал, что при модернизации системы оборудование компании ISS может корректно работать с используемым Заказчиком программным обеспечением Axis Device Manager только в случае работы с одним типом программного обеспечения (ПО): "В случае модернизации системы видеонаблюдения камерами других производителей, специализированное программное обеспечение камер других производителей вступит в конфликт не только с ПО Axis Device Manager, но и с ПО видеосерверов компании ISS. Корректная работа системы видеонаблюдения возможна только при использовании камер одного производителя, поэтому в случае применения камер иного производителя рекомендуем Вам заменить все имеющиеся у Вас видеокамеры на камеры одного производителя". Требования о совместимости видеосерверов ISS и обоснование недопустимости поставки эквивалентного товара отражены в пункте 2.1 Описания объекта закупки. Кроме того, производитель видеокамер Axis в письме от 08.10.2021 указал, что "в случае использования видеокамер других производителей программное обеспечение Axis Device Manager не может быть использовано". В свою очередь, производитель коммутаторов Eltex в письме от 15.11.2021 N 323 указал, что "в случае администрирования сетей видеонаблюдения посредством системы программного обеспечения "Eltex.EMS" - централизованной системой управления элементами сетей, построенных на оборудовании производства ООО "Предприятие "Элтекс", позволяющей управлять всеми элементами сети одновременно, вплоть до распространения шаблонов конфигурации, коммутационное оборудование других производителей не может быть использовано, так как не поддерживается данным программным обеспечением". Таким образом, при модернизации подсистем видеонаблюдения Заказчик для корректной работы системы вынужден унифицировать используемое оборудование.
Комиссией Управления Установлено, что согласно положениями п.12 Описания объекта закупки в обязанности Исполнителя в том числе входит выполнение пусконаладочных работ с целью сохранения функций СВ Заказчика после модернизации как комплексного и единого решения, служащего для записи изображения с видеокамер, а также воспроизведения изображения как в режиме реального времени (на рабочих местах администраторов СВ), так и из архивов системы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что описание объекта закупки подразумевает закупку готового технического решения для нужд Заказчика (код ОКПД2 26.40.33.190 "Аппаратура записи и воспроизведения изображения прочая"), в составе оборудования, объединенного общем целевым назначением, с набором функциональных характеристик, указанным в документации о закупке, ввиду чего не установление запрета в соответствии с Постановлением N616 и установление ограничений Постановление N878, а также описание объекта закупочной процедуры в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе не противоречит нормам действующего законодательства.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, опровергающих доводы Заказчика и указывающих о неправомерности закупаемого оборудования в виде комплекса товаров с учетом наличия у Заказчика объективной потребности в получении комплекса товаров.
На основании вышеизложенного у Комиссии Управления отсутствуют объективные причины для признания Заказчика нарушившим положения Закона о контрактной системе при описании объекта закупочной процедуры
Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу об исполнении Заказчиком обязательного для исполнения предписания по делу N077/06/106-19334/2021 от 09.11.2021, ввиду чего доводы жалобы не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
2. Заявителем также обжалуется установление неправомерного требования "Поставляемый Товар должен быть не ранее 2021 года производства/изготовления", поскольку технические характеристики товара произведенного, например в 2020 году и не используемый ранее имеет те же эксплуатационные свойства, что и оборудование 2021 года.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с письмом производителя видеокамер от 29.11.2021 модель камеры Axis Р3247-LV анонсирована 13.01.2021 на базе линейки Р32 как модель с более высоким разрешением - 5 Мп при частоте 30 кадров/с. Кроме того, производитель видеосерверов в своем письме от 29.11.2021 N 261121/4913 указал, что дата выпуска видеосерверов SecurOS-IVS-NVR-Astra-V0.RNKRVHG-60/650-42000R6HS-W не может быть ранее 2021 г., т.к. до 2021 г. указанные видеосерверы не производились. Следовательно, таких видеосерверов, а также видеокамер с датой производства ранее 2021 г. не существует.
Представитель Заказчика также указал, что производитель коммутаторов письмом от 29.11.2021 N 324 предоставил сведения о том, что Заказчику рекомендовано приобретать оборудование Eltex 2021 года выпуска, что позволит использовать оборудование с актуальной версией компонентов и комплектующих. Кроме того, производитель коммутаторов Eltex особо отметил в письме, что гарантийный срок на оборудование начинает исчисляться с момента подписания отгрузочных документов, из чего следует, что при закупке у этого производителя указанных коммутаторов поставщиками оборудования, гарантийный срок начинает течь с момента приобретения товара поставщиками, а не конечным получателем.
Таким образом, доводы относительно установления требования к году изготовления вышеуказанных товаров признаются необоснованными.
Вместе с тем, относительно товара ИПБ производителем ИБП "Связь инжиниринг" в письме от 29.11.2021 г. указано, что ИБП "Связь инжиниринг" не гарантирует нормальную работу произведенных предприятием источников бесперебойного питания в случае отсутствия эксплуатации сроком более одного года в связи с частичной потерей емкости свинцово-кислотных батарей из-за несоответствующих условий хранения.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком установлены условия к сроку производства оборудования, а не условиям его хранения, при этом в составе письма ИБП "Связь инжиниринг" отсутствует информация о потере эксплуатационных свойств исключительно по причинам производства товара, например, в 2019-2020 годах.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении требований к сроку производства товара ИБП, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Заявитель в жалобе указывает на то, что при заключении Контракта в минимально допустимые сроки, а именно 02.12.2021 на выполнение работ по Техническому заданию у Исполнителя остается как максимум 5 дней, что не является достаточным для полного и надлежащего выполнения работ в соответствии с Конкурсной документацией и Техническим заданием по закупочной процедуре.
В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Комиссией Управления установлено, что согласно п. 3.1 проекта договора срок поставки товара установлен периодом с даты заключения контракта до 20.12.2021.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что данные сроки установлены в соответствии с потребностью заказчика и с учетом организации и выполнения обязанностей хозяйственной деятельности Заказчика.
Комиссией Управления также отмечено, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 24.11.2021 N0373100037621000099-1-1 на участие в электронном аукционе подано 2 заявки, а также такие заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации по результатам рассмотрения вторых частей заявок, что свидетельствует о возможности оказания услуг в установленные сроки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки.
Также Заявителем не представлено ни одного доказательства того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно того комплекса услуг в установленные аукционной документацией сроки. В свою очередь, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных услуг, вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения закупки не приходится. Доказательств обратного Заявителем Комиссии Управления не представлено.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при формировании документации об электронном аукционе устанавливать такие условия определения поставщика, которые соответствовали бы всем существующим на рынке поставщикам.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
4. Согласно доводам жалобы в аукционной документации неправомерно не установлен запрет в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236).
П.2 Постановления N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В силу п.2(1) Постановления N1236 для целей применения пункта 2 Постановления N1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя указал, что согласно п. 1.3.1 Раздела IV Документации к поставке предполагается, в том числе, видеосерверы SecurOS-IVS-NVR-Astra-V0.RNKRVHG-60/650-42000R6HS-W (без эквивалента) в количестве 9 штук. Как указано на сайте производителя, данные видеосерверы имеют профессионально настроенное программное обеспечение - https://iss.ru/products/specializedsolutions#WorkStation, ввиду чего в составе документации должен быть установлен запрет в соответствии с Постановление N1236.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что программное обеспечение не включено в объект закупки, не требуется к поставке ни отдельно, ни в рамках поставляемого комплекса оборудования, поскольку у Заказчика уже имеется программное обеспечение обеспечивающее работу комплекса и которое будет распространено на модернизированный комплекс (п.2.1 Описания объекта закупки указано, что при модернизации Систем необходимо обеспечить требования полной совместимости с существующим оборудованием и программным обеспечением СВ, при этом программное обеспечение и большая часть оборудования СВ остается неизменной).
Таким образом, в Описании объекта закупки указано существующее у Заказчика программное обеспечение, которое устанавливается и функционирует на закупаемом оборудовании. Ввиду того, что осуществляется модернизация существующих систем видеонаблюдения, на которых уже установлено все необходимое программное обеспечение, у Заказчика отсутствует потребность в закупке такого программного обеспечения.
Кроме того, согласно письмам поставщиков, предоставивших ценовые предложения, от 25.11.2021 N 1/1125, от 25.11.2021, от 26.11.2021 N 2 указано, что стоимость программного обеспечения в расчет коммерческих предложений не включается.
На основании вышеуказанного требований к поставке программного обеспечения как отдельно, так и в составе поставляемого оборудования в документации об аукционе не предусмотрено, ввиду чего запрет в соответствии с положениями Постановления N1236 в составе документации не установлен.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении положений Закона о контрактной системы при не установлении вышеуказанного запрета, а также приобретение заказчиком программного обеспечения.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ТЕЛЕМАТИКА" на действия РАНХиГС обоснованной в части установления неправомерного требования к сроку производства товара ИБП.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии Н.А. Узкий
Э.З. Гугава
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 ноября 2021 г. N 077/06/106-20988/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2021