Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
в отсутствие представителей:
от индивидуального предпринимателя Савченко Виктории Борисовны (далее - ИП Савченко В.Б.), заказчика - МДОУ Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей N107, уполномоченного органа - Управления образования администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края - уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения дела, участие в заседании комиссии не обеспечили, в том числе посредством видеоконференцсвязи;
рассмотрев материалы дела N 7-3/651 по обращению заказчика - МДОУ Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей N107 о включении сведений об ИП Савченко В.Б. в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение заказчика - МДОУ Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей N107 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки - Индивидуальном предпринимателе Савченко Виктории Борисовне (ИНН 270341052619) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта по результатам осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку яблок в дошкольные образовательные учреждения и общеобразовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования города Комсомольска-на-Амуре (извещение N 0122300003721000058 от 27.10.2021).
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (Постановление N1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Извещение N0122300003721000058 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 27.10.2021.
Дата начала подачи заявок - 27.10.2021.
Дата и время окончания подачи заявок - 08.11.2021 10:00.
Дата проведения аукциона - 10.11.2021.
Объект закупки - поставка яблок в дошкольные образовательные учреждения и общеобразовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования города Комсомольска-на-Амуре (совместная закупка 25 заказчиков).
Начальная (максимальная) цена контракта совместной закупки составляет - 1 981 170,00 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 29 900,00 рублей.
Источник финансирования: иная приносящая доход деятельность.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 09.11.2021 N0122300003721000058-1, по окончании срока подачи заявок подано 3 заявки (под идентификационными номерами N2, 143, 64), все заявки допущены аукционной комиссией к участию в аукционе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 11.11.2021 N0122300003721000058-3 победителем признан ИП Савченко Виктория Борисовна (заявка N143) с предложением о цене контракта (совместной закупки) составила 1 515 594,55 рублей (снижение составило - 23,5%).
Цена контракта с МДОУ Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей N107 составила 22 873,49 рублей.
Согласно протоколу признания участника уклонившимся от заключения контракта от 23.11.2021 N1, ИП Савченко Виктория Борисовна признан уклонившимся от заключения контракта на основании ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе (не предоставление заказчику подписанного проекта контракта, необходимых документов об обеспечении исполнения контракта, протокола разногласий в установленный срок).
В ходе проведения проверки ИП Савченко Викторией Борисовной письменные пояснения в антимонопольный орган не представлены.
Изучив материалы дела N 7-3/651, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
Согласно ч. 5 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 6 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
Согласно ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
15.11.2021 Заказчиком направлен на подписание проект контракта, регламентированная дата подписания контракта (5 дней) - 22.11.2021. В установленный срок ИП Савченко В.Б. контракт не подписан, в связи с чем 23.11.2021 ИП Савченко В.Б. признан уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий, как признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта и внесения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции, обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является наличие однозначных доказательств, свидетельствующих о недобросовестности победителя закупки, в том числе и не подписавшего в установленный срок проект контракта.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. 28.06.2017), согласно которой нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Комиссией установлено следующее. Представленные материалы не свидетельствуют о невозможности в регламентированные сроки подписания контракта. При принятии решения об участии в электронном аукционе участник должен осознавать последствия уклонения от заключения контракта.
Таким образом, ИП Савченко Виктория Борисовна бездействовал во время законного срока заключения контракта, не подписав контракт, письменных объяснений в адрес Хабаровского УФАС России не представил, на заседание комиссии не явился.
В соответствии с п. 14 Правил Постановления N1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 14 Правил Постановления N1078 не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ИП Савченко Виктории Борисовны в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
При вынесении решения Комиссия Хабаровского УФАС России исходит из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, пояснений не представил, мер необходимых по соблюдению норм Закона о контрактной системе не принял, необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельств и условиям гражданского оборота не проявил и принимает решение на основании представленных заказчиком документов.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения об ИП Савченко Виктории Борисовне подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - МДОУ Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей N107, в реестр недобросовестных поставщиков об участнике закупки - Индивидуальном предпринимателе Савченко Виктории Борисовне (ИНН 270341052619) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку яблок в дошкольные образовательные учреждения и общеобразовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования города Комсомольска-на-Амуре (извещение N 0122300003721000058 от 27.10.2021), сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в трехмесячный срок со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 29 ноября 2021 г. N РНП-27-477
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2021