Резолютивная часть решения оглашена 29 ноября 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 02 декабря 2021 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В.
Фадеевой Н.В. |
-
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" о включении сведений об Индивидуального предпринимателе Зеленко Алексее Эдуардовиче (далее - ИП Зеленко А.Э., индивидуальный предприниматель) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку мешков для мусора (извещение N 0369200001621000084) (далее - аукцион, закупка), в присутствии (посредством видеоконференцсвязи):
- представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" (далее - Учреждение, Заказчик): Назарова А.С., действующего на основании доверенности N 45 от 25.11.2021;
- представителя Индивидуального предпринимателя: Наседкина А.В., действующего на основании доверенности б/н от 26.11.2021;
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, Антимонопольный орган) поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП Зеленко А.Э. в связи с уклонением от заключения контракта по результатам аукциона в электронной форме на поставку мешков для мусора (извещение N 0369200001621000084).
Согласно представленным документам извещение о проведении аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 20.10.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 78 200,00 рублей.
Протоколом подведения итогов аукциона в электронной форме от 08.11.2021 N 0369200001621000084 победителем признан ИП Зеленко А.Э. с предложением о цене контракта 38 500,00 рублей.
Контракт направлен на подпись победителю закупки 11.11.2021.
Победитель аукциона 16.11.2021 до 23:59 в срок, установленный Законом о контрактной системе, не подписал на электронной площадке, с помощью электронной цифровой подписи, проект контракта и не представил документ, подтверждающий предоставление обеспечение исполнения контракта.
В связи с неисполнением победителем требований части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, протоколом от 17.11.2021 ИП Зеленко А.Э. признан уклонившимся от заключения контракта, данный протокол размещен в единой информационной системе 17.11.2021.
Представитель Индивидуального предпринимателя на заседании Комиссии пояснил следующее.
Победитель аукциона не имел намерений и умысла уклоняться от заключения контракта, неисполнение обязанности по подписанию контракта, а также направлению документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта.
Ввиду технической ошибки специалистом Индивидуального предпринимателя неправильно был исчислен срок подписания контракта.
После обнаружения допущенной ошибки Индивидуальным предпринимателем 17.11.2021 (на следующий день после окончания регламентированного срока подписания контракта) осуществлены следующие действия:
- подписан контракт и представлено обеспечение исполнения контракта в размере 5 860,04 руб., что подтверждается платежным поручением N403 от 17.11.2021;
- подписан договор поставки N 17112021Ф от 17.11.2021 с ООО "КИНГ ПАК" на поставку пакетов для мусора и полипропиленовых мешков. Согласно универсальному передаточному документу от 17.11.2021 ИП Зеленко А.Э. принял указанные товары от ООО "КИНГ ПАК".
Доказательством отсутствия намерения уклониться от заключения контракта, по мнению Общества, также является тот факт, что при подписании контракта сторонами согласовано увеличение количества поставляемого товара в соответствии с частью 18 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком, уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Исходя из требований части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 83.2 Закона о контрактной системе, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Из документов, представленных в материалы дела, и пояснений сторон следует, что ИП Зеленко А.Э. не имел намерения и умысла уклоняться от заключения контракта, нарушение обязательств по заключению контракта победителем возникло вследствие ошибки при расчете сроков подписания, допущенной техническим специалистом Индивидуального предпринимателя.
При этом, обеспечение исполнения контракта, в сумме, предусмотренной аукционной документацией, с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе, перечислено победителем Заказчику 17.11.2021.
Кроме того, из документов, представленных ИП Зеленко А.Э. и Заказчиком в материалы дела, следует, что ИП Зеленко А.Э. предприняты как действия по заключению контракта, так и по его исполнению. Доказательством указанных действий является договор поставки N 17112021Ф от 17.11.2021 на поставку пакетов для мусора и полипропиленовых мешков, заключенный между ООО "КИНГ ПАК", факт получения товаров по которому Индивидуальным предпринимателем подтверждается УПД N 1557 от 17.11.2021.
Принимая во внимание, что намерения по подписанию проекта контракта и исполнению контракта подтверждаются материалами дела, Комиссия Челябинского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения ИП Зеленко А.Э. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Зеленко Алексее Эдуардовиче, в связи уклонением от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона на поставку мешков для мусора (извещение N 0369200001621000084), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
В.А. Ливончик |
Члены Комиссии |
Е.В. Кулезнева |
|
Н.В. Фадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 2 декабря 2021 г. N 074/06/104-1932/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2021