Резолютивная часть решения оглашена 29.11.2021
В полном объеме решение изготовлено 02.12.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
|
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
|
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
|
|
Кокшаровой И.О. |
|
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
рассмотрев обращение Администрации Миньярского городского поселения (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ТЭК "МИКС" в связи с уклонением последнего от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на содержание дорог общего пользования местного значения Миньярского городского поселения в зимний период времени (извещение N 0169300040021000012) (далее - аукцион), при участии в дистанционном режиме:
- представителя Администрации Миньярского городского поселения Горбуновой Е.О., действующего на основании доверенности от 24.11.2021,
- представителя ООО "ТЭК "МИКС" Шалашова С.В., действующего на основании Приказа
N К270 от 04.12.2020,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ТЭК "МИКС".
Согласно представленным документам 01.11.2021 Администрация Миньярского городского поселения объявила о проведении электронного аукциона.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 09.11.2021 единственным участником аукциона признано ООО "ТЭК "МИКС".
В пояснениях заказчика указано, что в регламентированный законом срок ООО "ТЭК "МИКС" не предоставил проект контракта, обеспечение исполнения контракта, что является основанием для признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта, а также для направления сведений о таком участнике в антимонопольный орган.
Представитель ООО "ТЭК "МИКС" на заседании Комиссии предоставил письменные пояснения, документы и указал, что непредставление проекта контракта и обеспечения исполнения контракта обусловлено выходом из строя компьютерного оборудования, при этом обеспечение исполнения контракта перечислена на счет заказчика на основании платежного поручения в регламентированные для подписания контракта сроки, что свидетельствует об отсутствии признаков недобросовестного поведения в действиях участника закупки.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность участника закупки в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта подписать проект контракта и предоставить обеспечение исполнения контракта посредством размещения указанных документов на электронной площадке.
Кроме того, частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено право участника закупки в части направления заказчику протокола разногласий. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
Таким образом, участник закупки на стадии подписания проекта контракта должен разместить на электронной площадке подписанный проект контракта, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, а также информацию предусмотренную частями 1, 2 статьи 37 Закона о контрактной системе (в случае, если участником закупки предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта) либо разместить протокол разногласий, отвечающий требованиям части 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Как следует из документов, представленных заказчиком, проект контракта размещен в единой информационной системе 12.11.2021, то есть на 3 день после опубликования протокола подведения итогов от 09.11.2021, что подтверждается информацией, размещенной в единой информационной системе. Таким образом, обязанность по направлению проекта контракта заказчик исполнил в полном объеме.
Так, до 17.11.2021 до 23.59 обществом не размещен на электронной площадке со своей стороны проект контракта, а также документы об обеспечении исполнения контракта, что свидетельствует о нарушение обществом порядка заключения контракта.
При этом, обеспечение исполнения контракта в виде денежных средств в сумме 10 000, 00 рублей оплачено 17.11.2021 на основании платежного поручения N 2771.
Указанные действия участника закупки противоречат части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, согласно которой регламентированный срок для подписания контракта и предоставления обеспечения исполнения контракта составляет 5 дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта, то есть с учетом обстоятельств дела проект контракта и обеспечение исполнения контракта должны быть представлены не позднее 17.11.2021.
При этом, факт неподписания проекта контракта, непредставления обеспечения исполнения контракта в регламентированные законом сроки зафиксирован заказчиком путем принятия и опубликования в единой информационной системе протокола признания участника электронного аукциона уклонившимся от 18.11.2021.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, законодательство о контрактной системе содержит императивное правило, в соответствии с которым уклонение выражается в непредставлении как подписанного проекта контракта, так и обеспечения исполнения контракта, что в свою очередь является основанием для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Таким образом, в регламентированный законом срок ООО "ТЭК "МИКС" не выполнил установленную Законом обязанность по представлению проекта контракта, а также обеспечения исполнения контракта, что свидетельствует о нарушении хозяйствующим субъектом порядка заключения контракта, предусмотренного законодательством о контрактной системе.
На заседании Комиссии представитель общества пояснил, что проект контракта не подписан со стороны общества ввиду выхода из строя компьютерного оборудования в период с 13.11.2021 по 18.11.2021, на котором установлена электронная подпись, что подтверждается договором N 01/11-21 от 13.11.2021 и актом приемки-передачи выполненных работ от 18.11.2021.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Из документов, представленных ООО "ТЭК "МИКС", следует, что правовое поведение хозяйствующего субъекта направлено на заключение контракта, выражающееся в совершении реальных действий по оплате обеспечения исполнения контракта в регламентированный законом срок.
В силу подпункта "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил в случае, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Принимая во внимание, что намерения по подписанию проекта контракта подтверждаются материалами дела, Комиссия Челябинского УФАС России не имеет оснований для включения ООО "ТЭК "МИКС", лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участника общества в реестр недобросовестных поставщиков.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Администрация Миньярского городского поселения в отношении ООО "ТЭК "МИКС" (ИНН 7457010530), лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участника общества, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 2 декабря 2021 г. N 074/06/104-3416/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2021