Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление зданиями, сооружениями и объектами внешнего благоустройства" Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области:
в отсутствие представителей Уполномоченного органа - Администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, Заявителя - ООО "МИР МТЗ", извещенные о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 14061 от 23.11.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку прицепа тракторного самосвального.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 08.11.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 563 000,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает результаты рассмотрения аукционной комиссией вторых частей заявок участников электронного аукциона.
Представитель Заказчика возражал против доводов жалобы, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В доводах жалобы Заявитель оспаривает признание его заявки не соответствующей требованиям аукционной документации.
В соответствии c протоколом подведения итогов электронного аукциона от 22.11.2021 N0145300006321000243-3 заявка Заявителя признана несоответствующей по следующим основаниям:
"На основании п. 10 Постановления правительства от 30 апреля 2020 г. N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", а именно: в предоставленной выписке из реестра российской промышленной продукции отсутствует информация о совокупном количестве баллов, что не соответствует требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719, соответственно такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами".
Комиссия установила, что Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (ред. от 28.08.2021) "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства РФ N 616).
Постановлением Правительства РФ N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ N 616 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции либо в случае закупки товаров, указанных в пунктах 25(1) - 25(7) перечня, представляет декларацию о включении поставляемой продукции в единый реестр российской радиоэлектронной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 719) (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
В абзаце 2 пункта 10 Постановления Правительства РФ N 616 установлено, что в случае представления участником закупки в составе заявки выписки из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции либо декларации о включении продукции в единый реестр российской радиоэлектронной продукции с указанием совокупного количества баллов, не соответствующего требованиям, установленным для целей осуществления закупок Постановлением Правительства РФ N 719, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в пункте 5.2 аукционной документации установлено, в том числе следующее требование к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе:
"Вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:
документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ:
документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником аукциона товара запретам, установленным в соответствии требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", или копии таких документов:
-- выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719. Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
Указанное дополнительное требование не действует в случае, если на территории Российской Федерации и (или) территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует производство таких товаров, материалов или полуфабрикатов.
Документы, подтверждающие страну происхождения в отношении промышленных товаров, указанных в дополнительном требовании, представляются поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на этапе исполнения контракта.
При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами".
Комиссией установлено, что Заявителем в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе представлена, в том числе выписка из реестра российской промышленной продукции. Реестровая запись N 5238\37\2020. Дата внесения в реестр: 02.03.2021.
Наименование производимой промышленной продукции |
Код промышленной продукции по ОК 034 2014 (ОКПД2) |
Код промышленной продукции по ТН ВЭД ЕАЭС |
Информация о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации таких операций (условий) |
Информация о соответствии количества баллов достаточного для целей закупок промышленной продукции |
Прицеп тракторный самосвальный 2ПТС-4,5, перевозимый груз 4,5 тонны, с осями 887К-3000005-51 |
29.20.23.130 |
8716 20 000 0 |
- |
- |
При этом, в вышеуказанной выписке отсутствуют сведения о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации таких операций (условий) в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 719.
Пунктом 13 Постановления Правительства РФ N 719 для целей осуществления закупок продукции (прицепы и полуприцепы самозагружающиеся или саморазгружающиеся для сельского хозяйства; прицепы и полуприцепы прочие; осевые агрегаты прицепов, полуприцепов и прицепной сельскохозяйственной техники) для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и получения мер государственной поддержки, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в отношении производства и реализации соответствующей продукции, предусматривающих в качестве требования наличие заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданного в соответствии с настоящим постановлением, при производстве соответствующей продукции должны выполняться технологические операции (условия), предусмотренные разделом III настоящего приложения в отношении соответствующей продукции, обеспечивающие достижение следующих процентных показателей совокупного количества баллов от максимально возможного количества баллов для соответствующей продукции, с которыми дополнительно суммируются полученные баллы за осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на территории Российской Федерации:
до 31 декабря 2021 г. - 30 процентов;
с 1 января 2022 г. - 50 процентов;
с 1 января 2024 г. - 70 процентов;
с 1 января 2026 г. - 80 процентов.
В требованиях к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории российской федерации, установленных Постановлением Правительства РФ N 719 для товара "29.20.23.130 Прицепы и полуприцепы тракторные" установлено следующее:
"Наличие у субъекта деятельности в сфере промышленности - налогового резидента стран - членов Евразийского экономического союза прав на конструкторскую и технологическую документацию на продукцию (прицепы и полуприцепы самозагружающиеся или саморазгружающиеся для сельского хозяйства; прицепы и полуприцепы прочие) с возможностью внесения в конструкторскую и технологическую документацию изменений или прав на использование конструкторской документации, разработанной в результате выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществленных производителем по государственному контракту;
наличие у субъекта деятельности в сфере промышленности на территории одной из стран - членов Евразийского экономического союза сервисного центра, уполномоченного осуществлять ремонт, послепродажное и гарантийное обслуживание соответствующей продукции;
при производстве осуществляется комплекс производственных и технологических операций по изготовлению компонентов соответствующей продукции на территории Российской Федерации или используются компоненты, произведенные на территории Российской Федерации;
при производстве соответствующей продукции в случае использования компонентов с целью подтверждения их производства на территории Российской Федерации должно выполняться одно из условий <18>;
осуществление на территории Российской Федерации следующих операций (условий) (при неприменении компонента баллы за него не начисляются и не учитываются при расчете максимально возможного количества баллов; при отсутствии технологической операции в технологии производства компонента требование по ее выполнению не предъявляется, баллы не начисляются и не учитываются при расчете максимально возможного количества баллов):
несущая рама:
использование металлопроката, произведенного на территории Российской Федерации, для производства несущей рамы, в том числе лонжеронов (4 балла);
раскрой, гибка, механическая обработка, сварка несущей рамы, в том числе лонжеронов (9 баллов);
для несущей рамы контейнеровоза или тяжеловоза, предназначенного для перевозки неделимых крупногабаритных, негабаритных и тяжеловесных грузов (17 баллов);
оцинкование, нанесение катафорезного покрытия (5 баллов);
сцепная петля, шкворень:
литье, ковка, раскрой, гибка, термическая обработка, механическая обработка (2 балла);
производство опорного устройства (2 балла);
ходовая система:
производство осевых агрегатов (25 баллов);
производство шин (4 балла);
производство колесных дисков (2 балла);
надстройка - самосвальный кузов, бункер:
литье, раскрой, гибка, механическая обработка заготовок, деталей кузова, бункера (10 баллов);
сварка, клепка, нанесение защитных покрытий кузова, бункера (2 балла);
надстройка - цистерна:
литье, раскрой, гибка, механическая обработка деталей, заготовок для конструкции рамной цистерны (12 баллов), для конструкции безрамной (несущей) цистерны (21 балл);
сварка, клепка, нанесение защитных покрытий, сборка цистерны (2 балла);
надстройка - изотермический фургон:
склейка, заливка, механическая обработка изотермических панелей (12 баллов);
сварка, клепка, нанесение защитных покрытий, сборка фургона (2 балла);
надстройка - платформа:
литье, раскрой, гибка, механическая обработка, сварка, клепка, нанесение защитных покрытий платформы (5 баллов);
раскрой, гибка, сварка, механическая обработка, нанесение защитных покрытий переднего портала (устройства, защищающего кабину водителя тягового автомобиля) (2 балла);
раскрой, гибка, сварка, механическая обработка, нанесение защитных покрытий заднего портала с воротами (2 балла);
раскрой, гибка, сварка, механическая обработка, нанесение защитных покрытий боковых стоек, бортов (2 балла);
раскрой, гибка, сварка, механическая обработка, нанесение защитных покрытий коников (2 балла);
производство шторного механизма (8 баллов);
прочие надстройки:
литье, раскрой, гибка, сварка, клепка, механическая обработка, нанесение защитных покрытий надстройки (5 баллов);
дополнительное оборудование:
производство холодильной установки (10 баллов);
производство насоса (6 баллов);
производство компрессора (6 баллов);
производство металлоконструкций системы саморазгрузки, запорной арматуры для цистерн (4 балла);
раскрой, гибка, механическая обработка, сварка, нанесение защитных покрытий трапов (5 баллов);
раскрой, гибка, механическая обработка, сварка, нанесение защитных покрытий разбрасывателя удобрений (4 балла);
раскрой, гибка, механическая обработка, сварка, нанесение защитных покрытий шнекового оборудования (4 балла);
производство устройств привода: редуктора разбрасывателя удобрений, редуктора шнекового оборудования (4 балла);
карданные передачи (производство допускается на территории стран - членов Евразийского экономического союза) (6 баллов);
гидравлическая система:
производство насоса гидравлической системы (2 балла);
производство гидрораспределителя гидравлической системы (2 балла);
производство гидроцилиндров (4 балла);
производство телескопических гидроцилиндров (5 баллов);
оборудование для управления тормозной системой и подвеской (производство допускается на территории стран - членов Евразийского экономического союза):
производство модулятора (12 баллов);
производство воздухораспределителя (2 балла);
производство регулятора тормозных сил (2 балла);
производство ресивера (1 балл);
производство пневмогидроусилителя (2 балла);
производство крана уровня пола (1 балл);
производство крана управления подъемной осью, электромагнитного клапана подъема оси (2 балла);
производство блока электромагнитных клапанов управления подвеской (3 балла);
элементы экстерьера, безопасности:
раскрой, гибка, штамповка, сварка, формование, механическая обработка, нанесение защитных покрытий крыльев (1 балл);
раскрой, гибка, штамповка, сварка, формование, механическая обработка, нанесение защитных покрытий боковой защиты (1 балл);
раскрой, гибка, штамповка, сварка, формование, механическая обработка, нанесение защитных покрытий защитного устройства (1 балл);
производство приборов светотехники (1 балл);
научно-исследовательские и (или) опытно-конструкторские работы, реализуемые российскими юридическими лицами на территории Российской Федерации:
объем затрат на научно-исследовательские и (или) опытно-конструкторские работы <19> составляет 0,5 балла за каждые 0,1 процента годового объема затрат субъекта деятельности в сфере промышленности на научно-исследовательские и (или) опытно-конструкторские работы, понесенных на территории Российской Федерации в предыдущем календарном году, от общего объема выручки субъекта деятельности в сфере промышленности за предыдущий календарный год, но не более 10 процентов баллов от максимально возможного количества баллов (без учета баллов за научно-исследовательские и (или) опытно-конструкторские работы) для конкретной модели соответствующей продукции".
Таким образом, заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ N 616, в связи с тем, что в выписке из реестра российской промышленной продукции отсутствуют сведения о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации таких операций (условий) в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 719.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что аукционная комиссия правомерно признала заявку Заявителя несоответствующей требованиям аукционной документации. Доводы Заявителя относительно неправомерности признания его заявки несоответствующей требованиям аукционной документации не находят своего подтверждения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МИР МТЗ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 30 ноября 2021 г. N 047/06/69-2549/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2021