На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1261/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника управления - начальника правового отдела N 3 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Адигюзелова К.А.,
членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц N 2 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Бабоян К.М.,
главного государственного инспектора отдела рассмотрения жалоб N 3 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Янтуриной Л.К.,
при участии посредством системы видео-конференц-связи представителей ФГБ ВОУ ВО "Академия гражданской защиты МЧС РФ" Рожмина В.С., Кочелаева Ю.В., представители ООО "Теинстройпроект", АО "Сбербанк-АСТ" на заседание Комиссии не явились, о дате и времени рассмотрения обращения посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение
ООО "Теинстройпроект" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях конкурсной комиссии ФГБ ВОУ ВО "Академия гражданской защиты МЧС РФ" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении ФГБ ВОУ ВО "Академия гражданской защиты МЧС РФ" (далее - Заказчик), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по осуществлению строительного контроля при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства: "Реконструкция здания многофункционального спортивного комплекса Академии гражданской защиты МЧС России по адресу: Московская область, г.о. Химки, мкр. Новогорск" в рамках государственного оборонного заказа (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0348100039421000038) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, неправомерно принявшей решение о признании заявок участников закупки с идентификационными номерами "10", "179", "203" (далее - Участники) соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом обращения Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 01.10.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 862 791, 79 рублей;
4) источник финансирования - средства федерального бюджета в рамках государственного оборонного заказа;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 27.10.2021;
6) на участие в Конкурсе подано 6 заявок от участников закупки;
7) к участию в Конкурсе допущено 6 участников закупки;
8) дата подачи окончательных предложений - 09.11.2021;
9) по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе принято решение о признании 6 заявок соответствующими требованиями Конкурсной документации и Закону о контрактной системе;
10) победителем Конкурса признано ООО "Спецстрой-2" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта в размере 1 950 000 рублей;
11) Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 26.11.2021 N 2122177200032000000000003/03481000394210000380001 (номер реестровой записи 1770703495221000003) по цене в размере 1 950 000 рублей.
Согласно доводу обращения Заявителя Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании заявок Участников соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Пунктом 3 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 14, 15 информационной карты Конкурсной документации установлено в том числе следующее: "участник конкурса должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; участник конкурса - член СРО должен иметь право выполнять работы в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов использования атомной энергии); СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации; уровень ответственности участника закупки, в соответствии с которым участником закупки внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ), не должен быть ниже цены контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте, подлежащих строительному контролю (цена гражданско-правового договора на выполнение строительно - монтажных работ по объекту от 31.08.2021 N2122177200022000000000002/03481000394210000340001 составляет 202 137 208 (Двести два миллиона сто тридцать семь тысяч двести восемь) рублей 21 копейка, в том числе НДС); совокупный размер обязательств по договорам подряда, которые заключены участником с использованием конкурентных способов заключения договоров, не должен превышать (с учетом цены контракта, заключаемого по результатам открытого конкурса) предельный размер обязательств исходя из которого участник закупки внес в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ)".
Из обращения Заявителя следует, что Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании заявок Участников закупки соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе, поскольку в соответствии с данными Единого реестра членов СРО Участники имеют первый уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда, а также первый уровень ответственности по фонду обеспечения договорных обязательств членов СРО, то есть совокупный размер обязательств по осуществлению строительного контроля Участниками не должен превышать 60 млн. рублей.
При этом согласно сведениям ЕИС, Конкурсной документации строительный контроль осуществляется на объекте "Выполнение строительно-монтажных работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства "Реконструкция здания многофункционального спортивного комплекса Академии гражданской защиты МЧС России по адресу: Московская область, г.о. Химки, мкр. Новогорск" в рамках государственного оборонного заказа" с начальной (максимальной) ценой контракта 202 137 208, 21 руб., в связи с чем к участникам закупки предъявляется требование ко второму уровню ответственности члена саморегулируемой организации участников Конкурса.
Комиссия, изучив заявки Участников, установила, что Участниками закупки в составе заявок приложены выписки СРО с первым уровнем ответственности.
При этом уровень ответственности членов СРО должен соответствовать объекту, на который осуществляется строительный контроль.
С учетом изложенного, действия Конкурсной комиссии, принявшей по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе решение о соответствии заявок Участников закупок по вышеуказанному требованию, не соответствуют положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии, неправомерно принявшей решение о соответствии заявок Участников закупки требованиям Закона о контрактной системе и Конкурсной документации, нарушают часть 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1261/21, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку заключен государственный контракт.
3. Передать материалы от 02.12.2021 по делу N П-211/21 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 декабря 2021 г. N П-211/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2021