На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1261/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки действий Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку средств защиты информации от несанкционированного доступа для персональной электронно-вычислительной машины (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0163100004021000008) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила информация, содержащая сведения о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона в части ненадлежащего формирования начальной (максимальной) цены контракта.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 24.03.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 380 000 рублей;
4) источник финансирования - средства федерального бюджета в рамках государственного оборонного заказа;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 01.04.2021;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся, поскольку по окончанию срока подачи заявок подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
7) Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 13.04.2021 N 2121320201162001631000040/116 (реестровый номер контракта 1673001687921000028) по цене в размере 380 000 рублей.
Согласно поступившей в ФАС России информации Заказчиком ненадлежащим образом сформирована начальная (максимальная) цена контракта по Аукциону, поскольку Заказчиком не применен порядок формирования начальной (максимальной) цены контракта, установленный постановлением Правительства от 02.12.2017 N 1465 "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1465).
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Частью 2 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров.
Часть 21 статьи 22 Закона о контрактной системе устанавливает, что особенности определения начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе).
Согласно части 4 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 105 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее - Положение), утвержденного Постановлением N 1465 предусмотрено, что государственными заказчиками государственного оборонного заказа при осуществлении закупок конкурентной продукции из числа указанной в подпункте "а" пункта 6 Положения начальная (максимальная) цена государственного контракта формируется в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок с учетом объемов финансирования государственного оборонного заказа, предусмотренных по соответствующим видам расходов и номенклатурным позициям, с учетом особенностей и в порядке, которые установлены пунктами 106 - 112 Положения.
Подпунктом "а" пункта 6 Положения предусмотрено, что государственное регулирование цен осуществляется в отношении продукции, включенной в перечень продукции по государственному оборонному заказу. Указанный перечень продукции утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 N 976-р "Об утверждении перечня продукции по государственному оборонному заказу, на которую распространяется государственное регулирование цен (за исключением ядерного оружейного комплекса)" (далее - Перечень).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона и документацией об Аукционе закупка проводится в рамках государственного оборонного заказа.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является поставка средств защиты информации от несанкционированного доступа для персональной электронно-вычислительной машины (далее - Товар).
Разделом 2 "Обоснование начальной (максимальной) цены государственного контракта" документации об Аукционе установлено, что при расчете начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком применялся метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил сведения и пояснил, что при обосновании начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком применен метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе и Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567.
В целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта Заказчик направил в адрес пяти потенциальных поставщиков запросы (письма от 09.03.2021 NN 69/ТО/20-2561, 69/ТО/20-2562, 69/ТО/20-2563, 69/ТО/20-25624, 69/ТО/20-2565) и получил три ответа: коммерческое предложение от 10.03.2021 б/н от ООО "Славсервис-Связь", коммерческое предложение от 10.03.2021 б/н от ООО "ПИК", коммерческое предложение от 10.03.2021 N 375 от ООО "Русь-Телеком" в связи с чем Положение Постановления N 1465 не применялось.
При этом на заседании Комиссии установлено, что согласно техническому заданию документации об Аукционе Товар предназначен для защиты информации от несанкционированного доступа, входит в Перечень (пункт 31. Системы, комплексы и средства информационной безопасности "кибербезопасность"), в связи с чем начальная (максимальная) цена контракта на него определяться в порядке, предусмотренном пунктом 105 Положения Постановления N 1465.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта Заказчик действовал согласно требованиям, установленным Постановлением N 1465, однако в нарушении подпункта "б" пункта 108 Положения при направлении запроса потенциальным поставщикам не использовал установленную ФАС России служебную форму.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе и нарушают часть 21 статьи 22 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом на момент рассмотрения обращения у Комиссии отсутствуют документы и сведения, позволяющие прийти к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе повлияло на результат определения исполнителя (подрядчика, поставщика).
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что по результатам проведения Аукциона заключен государственный контракт, в связи с чем предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1261/21, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 21 статьи 22 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку заключен государственный контракт.
3. Передать материалы от 06.12.2021 по делу N П-213/21 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 декабря 2021 г. N П-213/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2021