Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 92 в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (далее - ТУ РОСИМУЩЕСТВА в Республике Коми) от 02.12.2021 N 11-ТС/3521 (вх. от 02.12.2021 N 5260) о рассмотрении вопроса о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Компас" (далее - ООО "Компас") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 27.04.2021 N 1-ГКЗ/2021 (реестровый номер 11101486727 21 000006), заключенного по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учёта сведения о земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации расположенных в Республике Коми", извещение N 0107100005621000004 (далее - обращение, государственный контракт),
при участии <_>, генерального директора ООО "Компас" по решению единственного участника ООО "Компас" N 1 от 07.11.2016,
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
ТУ РОСИМУЩЕСТВА в Республике Коми представлено обращение о рассмотрении вопроса о включении сведений об ООО "Компас" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
ТУ РОСИМУЩЕСТВА в Республике Коми, ООО "Компас" о времени и месте рассмотрения обращения и проведении внеплановой проверки извещены.
ТУ РОСИМУЩЕСТВА в Республике Коми в составе письма от 07.12.2021 N 11-ТС/3569 (вх. от 08.12.2021 N 6182-э) в материалы обращения представлены дополнительные письменная информация и копии документов.
ООО "Компас" в письме от 08.12.2021 N 485 (вх. от 08.12.2021 N 5350) представлены пояснения относительно доводов, изложенных в решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, также в составе письма представлены копии документов в обоснование своих доводов.
Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона, явилось ТУ РОСИМУЩЕСТВА в Республике Коми.
Объект закупки - "Выполнение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учёта сведения о земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации расположенных в Республике Коми".
Начальная (максимальная) цена государственного контракта 936 000,00 руб.
Источником финансирования закупки явились средства федерального бюджета.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 02.04.2021.
В соответствии с частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 16.04.2021, ТУ РОСИМУЩЕСТВА в Республике Коми (заказчик) с ООО "Компас" (исполнитель) 27.04.2021 заключен государственный контракт N1-ГКЗ/2021.
По пунктам 1.2-1.6 государственного контракта: "Заказчик поручает Исполнителю провести в отношении земельных участков, указанных в Приложении N 2 к контракту, в соответствии с требованиями, установленными Федеральными законами от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", от 13.07.2015 N 218 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таких земельных участках (далее - кадастровые работы) с целью, проведения государственного кадастрового учета земельных участков, учета изменений земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, расположенных на территории Республики Коми, в соответствии с техническими и другими требованиями к выполняемой работе, указанными в Техническом задании на выполнение работ (далее - Техническое задание) (приложение N 1 к Контракту). Целью кадастровых работ является образование земельных участков, уточнение (установление) местоположения границ исходных земельных участков, исправление кадастровых ошибок.
Исполнитель принимает на себя обязательства по заданию Заказчика выполнить Кадастровые работы в соответствии с условиями Контракта, включая возможные работы, определённо не упомянутые в Контракте, но необходимые для получения результата работ, указанного в разделе 7 Технического задания.
Объём работы: Исполнитель оказывает 1 (одну) услугу - выполнение кадастровых работ. Сведения об объектах, в отношении которых проводятся работы, приведены в приложении N 2 контракта. Единица услуги - условная единица (усл. ед.).
Сроки выполнения работ определяются календарным планом, составляющим неотъемлемую часть данного контракта (Приложение N 3 к контракту).
Источник финансирования работ: федеральный бюджет".
В пунктах 2.1, 2.2 государственного контракта установлено: "Заказчик вправе:
-во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой Исполнителем, не вмешиваясь в его деятельность;
-если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом и в срок, Заказчик вправе назначить Исполнителю разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Исполнителем в назначенный срок этого требования отказаться от контракта либо поручить исправление работ другому лицу за счет Исполнителя, а также потребовать возмещения убытков.
Очевидностью невыполнения работ в срок признаётся, в том числе, непредставление Заказчику по окончанию промежуточных этапов работ выходных материалов, указанных в п. 4.2 Технического задания.
Заказчик обязан:
-уплатить Исполнителю установленную цену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом;
-согласовывать результаты выполненных Исполнителем работ по контракту;
-по запросу Исполнителя выдать доверенность на получение сведений о земельных участках в органе кадастрового учёта, в иных государственных и муниципальных органах и учреждениях;
-по запросу Исполнителя, принять акт (распоряжение) о предоставлении полномочий для подачи документов и заявлений о постановке на кадастровый учёт земельных участков, о внесении изменений по ранее учтённым земельным участкам и получении документов государственного кадастра недвижимости, либо выдать доверенность на предоставление таких полномочий".
В пункте 2.4 государственного контракта определено: "Исполнитель обязан:
-выполнить кадастровые работы в соответствии с Техническим заданием, календарным планом и исходными материалами;
-изготовить документацию, необходимую для получения конечного результата кадастровых работ, указанного в разделе 7 Технического задания;
-согласовать с Заказчиком результаты выполнения работ по контракту;
-передать Заказчику всё исполненное по контракту в соответствии с Техническим заданием;
-сохранять конфиденциальность при проведении работ".
По пунктам 3.1-3.4 государственного контракта: "Настоящий контракт вступает в силу со дня его подписания уполномоченными представителями Сторон.
Финансирование настоящего контракта Заказчиком осуществляется до 01 декабря 2021 года при условии исполнения обязательств по контракту.
01 декабря 2021 года обязательства Сторон по Контракту прекращаются, за исключением обязательств по оплате выполненных и принятых Заказчиком работ, гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки.
Конечный срок сдачи работ - 01 октября 2021 г. (в соответствии с календарным планом). Датой исполнения работ считается дата поступления от Исполнителя полного комплекта выходных материалов, указанных в разделе 7 Технического задания, если они приняты Заказчиком без замечаний, в порядке, предусмотренном контрактом.
Конечный срок сдачи работ, указанный в Календарном плане (приложение N 2 к Контратку), является существенным условием настоящего Контракта.
При невыполнении работ в срок, указанный в п. 3.2 контракта, Заказчик утрачивает интерес к неисполненному обязательству Исполнителя по контракту, может отказаться от невыполненной работы и требовать возмещения убытков.
В пункте 4.1 государственного контракта определена его цена: "цена настоящего контракта составляет 147 560 (сто сорок семь тысяч пятьсот шестьдесят) рублей 77 копеек, налог на добавленную стоимость (НДС) не начисляется (в связи с применением упрощенной системы налогообложения)".
Приложением N 1 к государственному контракту является Техническое задание на выполнение кадастровых работ с целью проведения государственного кадастрового учета земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, расположенных на территории Республики Коми, в 2021 году (далее - Техническое задание).
В подпункте 3.1 пункта 3 "Состав кадастровых работ" Технического задания обозначен состав кадастровых работ при образовании и уточнении границ земельных участков:
"1) Подготовительные работы:
-запрос и получение сведений о земельных участках в Органе регистрации прав, внесенных в ЕГРН, в виде кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке, копий документов, на основании которых сведения об объекте недвижимости внесены в ЕГРН;
-сбор и изучение документов, подтверждающих право на земельный участок, иных документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании;
-сбор и изучение материалов геодезической и картографической изученности территории;
-запрос и получение каталогов (списков) координат пунктов опорной межевой сети (ОМС) и иных исходных геодезических пунктов;
-запрос и получение данных о местоположении красных линий, выяснение функциональной и территориальной зонах в которой находится объект работ, определение нахождения его в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
-получение данных о границах муниципальных образований, населённых пунктов и лесничеств;
-запрос и получение информации и материалов из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, получение материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, необходимых для подготовки исходной картографической основы;
-анализ градостроительной, землеустроительной, лесоустроительной, картографической и иной документации;
-полевое обследование территории объекта работ, в том числе выявление состояния межевых знаков, пунктов опорной межевой сети и иной геодезической основы;
-сбор и получение информации об объектах недвижимости (строениях, сооружениях, объектов незавершённого строительства), расположенных на территории объекта работ;
-подготовка и направление в орган местного самоуправления ходатайства о подготовке проекта межевания территории (при необходимости его разработки);
-сбор и выяснение адресов лиц, права которых могут быть затронуты при проведении кадастровых работ.
2) Топографическая (горизонтальная) съёмка местности объекта работ, либо частичная съёмка объектов местности для проведения корректировки планово-картографического материала (при его наличии).
3) Изготовление топографического плана территории объекта работ.
4) Определение положения границ земельных участков и его частей на местности.
5) Согласование на плане топографической съёмки проектируемого или уточняемого местоположения границ земельного участка с представителем собственника земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы, его постоянным землепользователем или арендатором (или правообладателем объекта недвижимости, расположенного на территории объекта работ) (далее - правообладатели земельного участка).
6) Определение плоских прямоугольных координат узловых и поворотных точек границ земельных участков (далее - характерных точек границ) и границ частей земельных участков, точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке.
7) Определение площади земельных участков и их частей.
8) Составление чертежа земельных участков и их частей.
9) Составление Схемы расположения земельных участков или разработка проекта межевания территории, их согласование и утверждение. При необходимости направление Схемы расположения земельных участков для утверждения в орган власти, уполномоченный на распоряжение земельным участком, с предложением редакции акта об утверждении Схемы расположения земельных участков с предоставлением информации о территориальной зоне, допустимом разрешённом использовании земельного участка и наиболее соответствующем фактическому виду его использования, отвечающим требованиям градостроительной документацией, а также варианта доступа на образуемый земельный участок и т.д.
10) Извещение лиц, обладающими смежными земельными участками.
11) Согласование местоположения границ земельных участков.
12) Формирование Межевого плана, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
13) Передача заказчику оформленного в электронном виде Межевого плана.
14) Оформление заявления о государственном кадастровом учёте либо заявления о кадастровом учете текущих изменений характеристик земельного участка и подача в Орган регистрации прав заявлений и документов, необходимых для кадастрового учета (при возможности самостоятельного обращения подрядчика с таким заявлением либо на основании документа (доверенности, решения), выданного заказчиком).
15) Сопровождение в Органе регистрации прав государственного кадастрового учёта земельных участков. При выявлении ошибок и замечаний, препятствующих в проведении кадастрового учёта, их оперативное устранение.
16) Оформление документов приёма-передачи изготовленной продукции и передача заказчику результата работ в составе, определённом разделом 7 Технического задания".
В подпункте 4.1 пункта 4 "Порядок (этапы) выполнения кадастровых работ" Технического задания установлено:
"Кадастровые работы выполняются в четыре этапа:
-I этап: подготовительные и топографо-геодезические работы - состоят из работ, указанных в подпунктах 1) - 5) пункта 0 Технического задания;
-II этап: изготовление документов, на основании которых осуществляется составление Межевого плана - работы указаны в подпунктах 6) - 9) пункта 0 Технического задания; составление Межевого плана и согласование границ земельного участка, - состав работ, указан в подпунктах 10) - 13) пункта 0 Технического задания;
-III этап: мероприятия по постановке земельных участков на кадастровый учёт и сдача заказчику результата работ - состоят из действий, указанных в подпунктах 14) - 16) пункта 0 Технического задания".
В подпунктах 5.2, 5.3 пункта 5 "Требования к производству работ и выходным материалам" Технического задания определено:
"Запрос исходных геодезических данных, подбор исходных материалов и документов, необходимых для производства работ, осуществляется Подрядчиком самостоятельно в соответствующих органах и организациях.
Правоустанавливающие документы на земельные участки, необходимые для производства кадастровых работ, а также для включения в состав выходных материалов могут быть получены Подрядчиком:
-непосредственно у землепользователя, на земельном участке которого проводятся кадастровые работы;
-из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства
-в территориальных отделах Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми;
-в администрациях поселений, городских округов и муниципальных районов, а также в архивах и иных организациях".
Из приложений N 2, N 3 к государственному контракту следует, что проведение работ, являющихся предметом государственного контракта, необходимо было провести в отношении 36 земельных участков общей площадью 14374 кв.м.
В пункте 9.6 государственного контракта установлено, что "заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств".
2. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В частях 12, 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
3. По результатам анализа материалов обращения установлено следующее.
ТУ РОСИМУЩЕСТВА в Республике Коми 13.08.2021 по запросу ООО "Компас" от 11.08.2021 N 40У о предоставлении доверенности для подачи заявлений на проведение кадастрового учета текущих изменений земельных участков предоставило ООО "Компас" запрашиваемую доверенность N 75-Д.
ООО "Компас" в рамках исполнения государственного контракта в соответствующие органы и организации направлялись запросы, в том числе о предоставлении сведений о территориальной зоне, в которой расположены земельные участки, о предоставлении документов об образовании земельных участков, в том числе графической части, иных документов о местоположении границ земельных участков: от 17.08.2021 N 42У, N 45У, N 46У, от 19.08.2021 N 47У, N 48У, от 08.09.2021 N 53У, N 54У, N 55У, N56У, N 57У, N 59У, от 09.09.2021 N 60У, от 20.09.2021 N 64У, N 65У, от 21.09.2021 N 66У, N 67У, N 68У, N 69У, от 22.09.2021 N 70У, N 71У, N 72У, N 73У, N 75У, от 27.09.2021 N 83У, от 23.10.2021 N 87У, N 88У, N 89У, N 90У, N 91У, N 92У, N 94У, от 26.10.2021 N 98У, N 100У, N 101У, от 08.11.2021 N 106У, от 12.11.2021 N 110У, N 111У, от 19.11.2021 N 115У.
ООО "Компас" в адрес ТУ РОСИМУЩЕСТВА в Республике Коми письмом от 20.10.2021 N 86У направлены документы по поставленным на кадастровый учет земельным участкам с КН 11:07:4201011:38,11:07:4201007:7, 11:07:4201011:40, с приложением акта выполненных работ и счета на оплату.
ТУ РОСИМУЩЕСТВА в Республике Коми, рассмотрев представленные ООО "Компас" материалы кадастровых работ, вернуло их письмом от 08.11.2021 N 11-ТС/3281 по причине несоответствия представленных материалов требованиям Технического задания.
ООО "Компас" в письме в адрес ТУ РОСИМУЩЕСТВА в Республике Коми от 12.11.2021 N 112У сообщило о выполнении работ по уточнению границ земельных участков, а также просило предоставить государственный акт на право пожизненного наследуемого и постоянного владения землей N 50, в котором отображены границы уточняемого земельного участка.
Заказчиком - ТУ РОСИМУЩЕСТВА в Республике Коми 12.11.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта по причине ненадлежащего исполнения ООО "Компас" обязательств по государственному контракту, с обоснованием принятого решения и выводом, что на дату - 12.11.2021 ни одно дело из предусмотренных контрактом 36 дел, удовлетворяющим требованиям Технического задания, в отношении земельных участков, включенных в Перечень, указанный в приложении N 2 к контракту, не представлено.
Как следует из материалов обращения, решение заказчика от 12.11.2021 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта размещено 16.11.2021 на официальном сайте, направлено 17.11.2021 по почте заказным письмом от 16.11.2021 N 11-ТС/3345 с уведомлением по адресу ООО "Компас", указанному в государственном контракте (получено представителем ООО "Компас" 18.11.2021), а также 16.11.2021 посредством электронной почты.
Датой надлежащего уведомления ООО "Компас" о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта заказчик признал дату получения подтверждения о вручении исполнителю решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направленного посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении - 18.11.2021.
Согласно статьям 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С учетом требований части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации дата вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта и дата расторжения государственного контракта - 30.11.2021.
Таким образом, в ходе проведения внеплановой проверки при рассмотрении обращения нарушений заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его исполнителю и размещения в единой информационной системе, не установлено.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Дата расторжения контракта - 30.11.2021. Обращение направлено в Коми УФАС России 02.12.2021 (с соблюдением законодательно установленного срока).
ООО "Компас" в письме от 22.11.2021N 467 сообщило заказчику о выполнении работ по контракту, а также направило документы по поставленным на кадастровый учет земельным участкам с КН 11:07:4201011:38, 11:07:4201007:7, 11:07:4201011:40.
ООО "Компас" в письме от 22.11.2021N 468 сообщило информацию о произведенных работах по государственному контракту, указало о согласии уплаты штрафов, пени за нарушение сроков выполнения обязательств по контракту, просило отменить решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта и дать возможность завершить работы по государственному контракту.
ТУ РОСИМУЩЕСТВА в Республике Коми в письме от 24.11.2021 N 11-ТС/3423 указало ООО "Компас" об отсутствии оснований для отмены решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, в письме от 24.11.2021 N 11-ТС/3416 возвратило направленные ООО "Компас" в составе письма от 22.11.2021N 467 документы по поставленным на кадастровый учет земельным участкам с КН 11:07:4201011:38, 11:07:4201007:7, 11:07:4201011:40 по причине их несоответствия требованиям Технического задания.
ТУ РОСИМУЩЕСТВА в Республике Коми в письме от 26.11.2021 N 11-ТС/3511 в ответ на письма ООО "Компас" от 12.11.2021 N110У, N 111У, N 112У о предоставлении исходных данных в целях исполнения государственного контракта сообщило исполнителю, что условиями государственного контракта предоставление исходных данных заказчиком не предусмотрено.
4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
ООО "Компас" в письме в адрес Коми УФАС России от 08.12.2021 N 485 (вх. от 08.12.2021 N 5350), представителем ООО "Компас" в ходе заседания по рассмотрению обращения факт неисполнения обязательств по контракту в полном объеме не оспорен, указано, что ООО "Компас" не уклоняется от взятых на себя обязательств по государственному контракту и прикладывает все усилия для завершения работ, а также сообщено о готовности общества за нарушение сроков выполнения работ по государственному контракту уплатить все предусмотренные контрактом штрафы (пени).
Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
ООО "Компас", подавая заявку на участие в электронном аукционе, выразило согласие на оказание услуг на условиях закупки, более того, при участии в электронном аукционе ООО "Компас" снизило начальную (максимальную) цену контракта более чем на 50 % (с 936 000,00 руб. до 147 560,77 руб.).
ООО "Компас", как субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность на свой риск, надлежало до подачи заявки на участие в закупке оценить свои возможности по исполнению обязательств по государственному контракту в соответствии с требованиями закупки.
В материалах обращения отсутствуют, ООО "Компас" не представлено доказательств принятия всех возможных мер по надлежащему исполнению государственного контракта, как и не представлены информация и документы, подтверждающие, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При рассмотрении обращения установлено, что основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта послужило неисполнение (ненадлежащее исполнение) ООО "Компас" условий государственного контракта, при этом факт неисполнения (ненадлежащего исполнения) условий государственного контракта установлен на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и подтверждается материалами дела; доказательства, свидетельствующих об обратном, в Коми УФАС России отсутствуют.
Безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что ненадлежащее исполнение ООО "Компас" условий государственного контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий государственного контракта, либо по вине третьих лиц, в материалах обращения отсутствуют, ООО "Компас" не предоставлено.
На заседании комиссии Коми УФАС России по рассмотрению обращения не установлено объективных причин, препятствующих ООО "Компас" исполнению условий государственного контракта.
При участии в электронном аукционе ООО "Компас" должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при отказе от исполнения взятых на себя обязательств при заключении государственного контракта.
В разделе III Правил регламентирован порядок рассмотрения обращения органом контроля и основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении.
ТУ РОСИМУЩЕСТВА в Республике Коми в письме от 07.12.2021 N 11-ТС/3569 (вх. от 08.122021 N 6182-э) указало, что проведение работ, являющихся объектом закупки, организовано по поручению Росимущества от 04.02.2021 N АШ-10/3216 в рамках государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" подпрограммы 6 "Управление федеральным имуществом", основного мероприятия "Вовлечение земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в гражданско-правовые отношения". При этом неисполнение ООО "Компас" обязательств по государственному контракту в установленный контрактом срок привело к недостижению плановых показателей Госпрограммы, неисполнению поручения Росимущества, неосвоению выделенных лимитов бюджетных обязательств и, соответственно, неисполнению расходной части федерального бюджета на 2021 год, а также привело к невозможности исполнения мероприятий по управлению федеральным имуществом, запланированных на последующие годы в целях вовлечения федерального имущества в гражданско-правовые отношения.
В пункте 15 раздела III Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Основания для отказа во включении сведений об ООО "Компас" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные в пункте 15 раздела III Правил, отсутствуют.
По мнению Комиссии Коми УФАС России, ООО "Компас" допущено виновное недобросовестное поведение, за которое предусмотрена ответственность в виде включения информации об ООО "Компас" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, подп. б) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить представленную ТУ РОСИМУЩЕСТВА в Республике Коми информацию в отношении общества с ограниченной ответственностью "Компас" (место нахождения: 167000, Республика Коми, город Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 22; ИНН: 1101079785; директор: <_>, ИНН: <_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно приложению к решению в связи односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 27.04.2021 N 1-ГКЗ/2021 (реестровый номер 11101486727 21 000006), заключенного по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учёта сведения о земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации расположенных в Республике Коми", извещение N 0107100005621000004, сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Компас" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ТУ РОСИМУЩЕСТВА в Республике Коми нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 9 декабря 2021 г. N РНП-11-205
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2021