Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение муниципального казенного предприятия "Ухтаспецавтодор" муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - МКП "Ухтаспецавтодор") от 06.12.2021 N2390 (вх. от 07.12.2021 N6159-э, от 10.12.2021 N5398) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "СТК" (далее - ООО "СТК") в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 08.09.2021 N 075-ЭА (реестровый номер контракта 3110204828221000079) на выполнение работ по ремонту лестниц, извещение N 0507300000521000075 (далее - контракт, закупка, обращение),
при участии:
- <_> - представителя ООО "СТК" по доверенности от 06.12.2021,
УСТАНОВИЛА:
1. ООО "СТК", МКП "Ухтаспецавтодор" надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения извещены.
МКП "Ухтаспецавтодор" в письме от 10.12.2021 N2483 (вх. от 13.12.2021 N6272-э) просило рассмотреть обращение в отсутствие своего представителя.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения обращения отсутствие представителя МКП "Ухтаспецавтодор" не препятствует рассмотрению обращения по существу.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
2. Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев материалы обращения, пришла к нижеследующим выводам.
2.1. Согласно частям 1 - 2 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частями 4, 8 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
2.2. 08.09.2021 на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 25.08.2021 N0507300000521000075-1 между заказчиком - МКП "Ухтаспецавтодор" и подрядчиком - ООО "СТК" был заключен контракт N075-ЭА на выполнение работ по ремонту лестниц (далее - контракт).
В пунктах 1.1-1.3 контракта установлено следующее:
"Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по ремонту лестниц (далее по тексту - "Объект") в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к настоящему контракту) и сметной документацией (Приложения N2 и N3 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить установленную настоящим контрактом цену.
Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы, указанные в п.1.1 настоящего контракта, своими силами, в соответствии с условиями настоящего контракта, в сроки, установленные настоящим контрактом, и в пределах цены настоящего контракта. Привлечение соисполнителей (субподрядчиков) к исполнению контракта не допускается.
Виды и объемы работ устанавливаются сметной документацией (Приложение N2 и N3 к настоящему контракту)".
В Приложении N1 к контракту установлено, что подрядчику необходимо выполнить работы на следующих объектах:
N п/п |
Наименование объекта |
Ед. изм. |
Кол-во |
||||
1 |
Ремонт лестницы к дому N17 по пр.Космонавтов |
усл. ед. |
1 |
||||
2 |
Ремонт лестницы по ул.Советская, 1 |
усл. ед. |
1 |
||||
3 |
Ремонт лестницы по пр.Ленина между домами N34 и N36 |
усл. ед. |
1 |
В силу пункта 2.1 контракта цена настоящего контракта составляет 4 079 456,47 рублей (четыре миллиона семьдесят девять тысяч четыреста пятьдесят шесть рублей 47 копеек), НДС не облагается.
В пункте 2.5 контракта установлено, что документом о приемке результата выполненный работы являются Акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), утвержденные Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N100.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 контракта настоящий контракт вступает в силу со дня признания его заключенным в порядке, установленном частью 8 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Срок выполнения работ: с даты подписания контракта по 31 октября 2021 г. включительно, в соответствии с графиком производства работ.
В силу пунктов 4.2.1-4.2.4 пункта 4.2 контракта заказчик обязуется:
- предоставить Подрядчику Объект для выполнения работ;
- назначить и уполномочить своего представителя на период проведения работ по настоящему контракту для оперативного решения вопросов, связанных с выполнением работ по настоящему контракту;
- осуществлять контроль и надзор за соответствием объема и стоимости выполненных работ по настоящему контракту, не вмешиваясь при этом в деятельность Подрядчика;
- принять и оплатить выполненные Подрядчиком работы в размере, в порядке и в сроки, предусмотренные условиями настоящего контракта.
Обязанности подрядчика предусмотрены пунктом 4.3 контракта.
Так, в силу пп. 4.3.1, 4.3.6-4.3.8, 4.3.11, 4.3.15-4.3.17 контракта подрядчик обязуется:
Выполнить все работы в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим контрактом и Приложениями к нему, и сдать готовый к эксплуатации объект в срок, установленный п.3.2 настоящего контракта;
Обеспечить качественное выполнение всех работ, предусмотренных сметной документацией (Приложение N2 к настоящему контракту);
Обеспечить все предусмотренные сметной документацией необходимые материалы для выполнения работ по настоящему контракту, а также оборудование, конструкции, изделия, инвентарь, осуществить их приемку, разгрузку, складирование, хранение и охрану материалов;
Поставить для выполнения работ по настоящему контракту необходимые материалы, оборудование, изделия, строительную технику, а также организовать контроль качества поступающих для выполнения работ материалов, конструкций, проверку наличия сертификатов соответствия, технических паспортов и других документов, удостоверяющих их происхождение, номенклатуру и качественные характеристики;
Согласовать с органами государственного надзора порядок ведения работ на объекте и обеспечить его соблюдение. В течение 5 (пяти) календарных дней установить при въезде на объект информационный щит с указанием контактных данных Подрядчика и контролирующих организаций;
Немедленно письменно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- непригодности или недоброкачественности материалов, оборудования, технической документации;
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных, независящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок;
Сдать выполненные работы Заказчику в срок, установленный настоящим контрактом;
Осуществлять уборку и содержание объекта по настоящему контракту.
Согласно пп. 4.4.1, 4.4.8 пункта 4.4 контракта заказчик в том числе вправе в любое время проверять ход и качество выполняемых Подрядчиком работ, не вмешиваясь в его деятельность, а также давать указания по текущему выполнению работ и корректировать их первоочередность.
При необходимости организовывать и проводить выездную комиссионную проверку качества выполненных работ с уполномоченным представителем Подрядчика и привлечением сторонней организации (Роспотребнадзор, УЖКХ и др.). По результатам проведенной проверки составляется акт (протокол) оценки качества выполненных работ, решающим мнением в котором является мнение сторонней привлеченной организации. При выявлении комиссией соответствующих недостатков составляемый акт является основанием для уменьшения стоимости и/или объема выполненных работ. Неявка уведомленного надлежащим образом представителя Подрядчика либо его отказ от подписи указанного акта не является основанием для его недействительности.
Согласно п. 6.1-6.3 контракта все обусловленные настоящим контрактом работы должны быть выполнены и сданы Заказчику в эксплуатацию в срок, установленный п.3.2 настоящего контракта.
Перечень работ и сроки их выполнения определяются календарным графиком выполнения работ на объекте.
Объем фактически выполненных работ фиксируется Подрядчиком ежедневно в журнале производства работ, в актах о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, представляемых на утверждение Заказчику.
В пункте 8.1 контракта установлено, что с момента начала работ и до их завершения Подрядчик ведет журнал производства работ. Каждая запись в журнале подписывается Подрядчиком и представителем Заказчика с проставлением даты записи.
Согласно пунктам 12.1, 12.2, 12.6, 12.7 контракта расторжение настоящего контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Решение стороны контракта об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления другой стороны контракта об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В случае если Подрядчик своевременно не приступил к выполнению работ, либо в процессе выполнения работ станет очевидным, что они не будут выполнены в установленный срок, Заказчик вправе отказаться от исполнения настоящего контракта, направив письменное уведомление Подрядчику об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта.
В случае если во время выполнения работ станет очевидным, что они не будут выполнены надлежащим образом, с надлежащим качеством, либо работы уже выполняются ненадлежащим образом, с ненадлежащим качеством, Заказчик вправе отказаться от исполнения настоящего контракта, направив письменное уведомление Подрядчику об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта.
3. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В частях 12 - 14, 16 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
3.1. 16.11.2021 заказчиком - МКП "Ухтаспецавтодор" принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).
16.11.2021 указанное решение было направлено заказчиком по юридическому адресу ООО "СТК" и по электронной почте, указанной в контракте.
17.11.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Согласно уведомлению о вручении почтового отправления решение получено ООО "СТК" 22.11.2021.
24.11.2021 уведомление о вручении почтового отправления вернулось в адрес заказчика, следовательно, 24.11.2021 - дата надлежащего уведомления подрядчика о принятии МКП "Ухтаспецавтодор" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение от 16.11.2021 об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 07.12.2021.
По результатам внеплановой проверки в действиях заказчика при расторжении контракта нарушений требований Закона о контрактной системе не выявлено.
4. В решении от 16.11.2021 об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком указано следующее.
В силу пункта 1.1 контракта подрядчику необходимо было выполнить работы по ремонту лестниц в соответствии с Техническим заданием (приложение N1 к контракту) и сметной документацией (приложения N2 и N3 к контракту).
Согласно пункту 3.2 контракта срок выполнения работ с 08.09.2021 по 31.10.2021 включительно.
29.10.2021 заказчиком в адрес ООО "СТК" было направлено уведомление N2161 об окончании срока выполнения работ по контракту, в котором МКП "Ухтаспецавтодор" сообщает подрядчику, что приемка объекта будет осуществляться комиссией и к сроку, определенному контрактом, подрядчику необходимо завершить работы.
11.11.2021 комиссией в составе <_> был составлен акт обследования состояния лестниц, согласно контракту от 08.09.2021 N075-ЭА (далее - акт от 11.11.2021).
В указанном акте указано на следующие недостатки работ, выполненных ООО "СТК":
- лестница по ул. Советская, 1: не выполнены работы по армированию пандуса и опорного борта лестницы, при заливке бетонным раствором нарушена технология, имеются наплывы, залиты бетоном металлические конструкции ступени лестницы, имеются впадины на монолите бетона, бетонным раствором нарушен лестничный марш, не убрана деревянная опалубка, в деревянной опалубке торчат саморезы, демонтированные перильные ограждения не покрашены и не восстановлены, а также разбросаны на всем протяжении газона вдоль лестницы, имеется большое скопление мусора после проведения ремонта;
- лестница по пр. Ленина между домами N34 и N36: не выполнены работы по армированию ступеней и пандуса лестницы, не выполнены работы по заливке бетонным раствором конструкции лестницы, не установлены опорные бортовые камни, не выполнены работы по покраске и замене металлических частей конструкции перильного ограждения;
- лестница, ведущая к д. 17 по пр-ту Космонавтов: выполнены работы только по демонтажу металлических конструкций лестницы и 50% разбора верхнего бетонного слоя толщиной не более 5 см.
В акте от 11.11.2021 комиссией сделан вывод о том, что работы по контракту не выполнены, приемка работ и ввод лестниц в эксплуатацию не представляется возможным.
Дополнительно заказчиком в письме от 10.12.2021 N2484 (вх. от 13.12.2021 N6275-э) указано, что во избежание травматизма на объектах и свободному перемещению граждан в районах нахождения объектов МКП "Ухтаспецавтодор" было принято решение закрыть для эксплуатации два объекта и на одном объекте обустроить временную лестницу-дублер.
Как указывает заказчик, фактического ущерба для МКП "Ухтаспецавтодор" со стороны ООО "СТК" принесено не было, однако негативные последствия для заказчика выразились в виде неоднократных жалоб граждан МО ГО "Ухта" на отсутствие лестниц и затруднительное передвижение, а также негативных публикаций в СМИ о данных объектах и проведении ремонтных работ на них.
Также МКП "Ухтаспецавтодор" указало, что по состоянию на 10.12.2021 документы о приемки-сдаче выполненных работ от ООО "СТК" в адрес заказчика не поступали.
4.1. ООО "СТК" представлена информация (вх. от 10.12.2021 N6243-э, от 13.12.2021 N5453) относительно исполнения контракта.
Как указывает подрядчик, в ходе производства работ возникла необходимость в выполнении дополнительных работ, не предусмотренных контрактом (технической документацией, сметами), а именно:
1. После заключения контракта заказчиком дано указание о фактическом изменении условий контракта: замене металлического пандуса на бетонный, в связи с чем ООО "СТК" потребовалось полностью заменить материалы и разработать новое проектное решение.
Комиссия Коми УФАС России указывает, что какие-либо изменения в данной части в контракт не вносились, доказательства об обратном в Коми УФАС России отсутствуют.
2. Также изначально в смете не предусмотрена укладка сетки размером 100x100 мм 4Вр для ступеней в количестве 516 м2, на все лестницы, вместе с тем, как указывает ООО "СТК", заливка бетона без сетки противоречит требованиям ГОСТа и строительным правилам и соответственно технической части контракта. С целью исполнения контракта в соответствии с требованиями ГОСТа ООО "СТК" дополнительно закуплены материалы, вместе с тем это потребовало изыскания дополнительных денежных средств и время на закупку материалов.
3. В смете N 01:01360 указана марка бетона (В 15) М 200, вместе с тем использование данной марки недопустимо, в связи с чем требуется замена на марку (В 22,5) М 300. С целью исполнения контракта в соответствии с требованиями строительных правил ООО "СТК" закуплен бетон марки (В 22,5) М 300.
В ходе рассмотрения обращения установлено, что 26.10.2021 - сразу же после направления ООО "СТК" письма от 26.10.2021 в адрес заказчика о необходимости замены данного материла, между подрядчиком и МКП "Ухтаспецавтодор" было заключено дополнительное соглашение N1 о внесении изменений в контракт в части замены представленного в сметах материала на бетон марки (В 22,5) М 300.
4. На лестнице по проспекту Космонавтов 17 заказчиком изменена конфигурация пандуса и фактическое изменение условий контракта, в результате чего потребовался не ремонт лестницы, а ее реконструкция, что повлекло за собой необходимость приобретение дополнительных материалов и дополнительных трудозатрат.
В материалы обращения не представлено каких-либо письменных доказательств изменения конфигурации пандуса и внесения изменений в контракт в данной части.
В пункте 13.8 контракта установлено, что все изменения по настоящему контракту оформляются в письменном виде, подписываются обеими сторонами и являются неотъемлемой частью настоящего контракта. Никакие устные договоренности сторон не имеют силы, если в настоящий контракт не включены изменения, подписанные обеими сторонами.
Также в материалы дела ООО "СТК" представлено письмо от 09.09.2021, направленное в адрес заказчика, в котором подрядчиком было указано на недостатки при составлении сметной документации, а именно:
1. отсутствие в сметной документации сварной сетки размером 100x100 мм 4Вр для ступеней в количестве 516 м2, на все лестницы.
2. общее количество демонтируемого бетона составляет 88,96 м3 (37,79 +26,95+ 24,22), а монтаж 72,74 м3, разница 16,22 м3, что свидетельствует о возможной нехватке бетона для приведения лестниц в первоначальное состояние.
3. в сметной документации предусмотрена укладка арматурной сетки размером ячейки 140x140 мм, вместе с тем объем сетки рассчитан неверно, в связи с чем для выполнения работ не хватает 2055,8 п.м. (1,82 тонн арматуры).
Вместе с тем, ООО "СТК" указывает, что ответ на письмо от 09.09.2021 заказчиком направлен не был.
Дополнительно ООО "СТК" указывает, что при выполнении работ, в начале октября 2021 года представителем Ухтинской городской организации Коми Республиканской организации "Всероссийское общество инвалидов" при проверке хода исполнения работ совместно с МКП "Ухтаспецавтодор" дано указание о полном изменении конфигурации лестничных маршей, а именно глубина ступенек 400 см., высота 120 см., что привело дополнительным работам.
Однако, Комиссия Коми УФАС России указывает, что Коми Республиканская организация "Всероссийское общество инвалидов" не является стороной контракта и не может вмешиваться в гражданско-правовые отношения сторон в ходе исполнения договора подряда, следовательно, ООО "СТК" при исполнении контракта необходимо было руководствоваться теми положениями, которые закреплены в контракте (в том числе в смете).
ООО "СТК" считает, что нарушение сроков исполнения контракта также возникло в связи с тем, что сметной документацией не была предусмотрена укладка прогревающего провода при заливке бетона, а также специальные добавки в бетон. Вместе с тем, учитывая сроки исполнения контракта с 08.09.2021 по 31.10.2021 и погодные условия в г. Ухте (температура в октябре ниже +5 градусов) заливка бетона без использования специальных добавок и прогрева противоречит требованиям ГОСТа и строительным правилам.
Так, в соответствии с 11.1 СП 435.1325800.2018. Свод правил. Конструкции бетонные и железобетонные монолитные. Правила производства и приемки работ" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 26.11.2018 N 746/пр) (далее - СП 435.1325800.2018) правила настоящего раздела (особенности ухода за бетоном в зимнее время) следует выполнять в период производства бетонных работ при ожидаемой среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 °С и минимальной суточной температуре ниже 0 °С, а также при бетонировании конструкций, расположенных в вечномерзлых грунтах
В соответствии с п. 11.7.1 СП 435.1325800.2018 при выборе способа выдерживания бетона следует в первую очередь рассмотреть возможность использования способа термоса, для расширения области применения которого надлежит использовать добавки - ускорители твердения и цементы с повышенным тепловыделением (быстротвердеющие и высокомарочные).
Несмотря на отсутствие данных материалов в сметной документации, ООО "СТК" приобретен необходимый материал для выполнения работ надлежащего качества (в Коми УФАС России представлены товарные-транспортные накладные от 20.10.21, от 22.10.21, от 11.11.21), однако, как указывает подрядчик, это повлекло увеличение сроков исполнения контракта и дополнительные расходы.
По мнению ООО "СТК", вышеуказанные факты свидетельствуют о недобросовестности заказчика при составлении сметной документации и исполнении контракта, и подрядчиком предприняты все возможные меры по исполнению контракта.
Также в материалы обращения представлен общий журнал работ ООО "СТК".
Порядок ведения данного журнала урегулирован разделом 8 контракта.
В пункте 8.1 контракта установлено, что с момента начала работ и до их завершения Подрядчик ведет журнал производства работ. Каждая запись в журнале подписывается Подрядчиком и представителем Заказчика с проставлением даты записи.
Однако в представленном журнале подписи представителя заказчика отсутствуют, что противоречит пункту 8.1 контракта, следовательно, данный документ не может быть принят Комиссией Коми УФАС России при решении вопроса о включении/невключении сведений об ООО "СТК" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
5. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Документация об электронном аукционе в полном объеме, в том числе сметы по всем объектам, Техническое задание были размещены в ЕИС 13.08.2021. До подачи заявки на участие в электронном аукционе подрядчик имел возможность ознакомиться со всеми документами и оценить свои возможности по исполнению контракта, в случае несогласия с положениями сметной документации ООО "СТК" могло обратиться с жалобой в Коми УФАС России, однако ООО "СТК" этого сделано не было.
Напротив, приняв на себя обязательства выполнить работы в указанные в контракте сроки и на предложенных условиях путем участия в торгах и заключения контракта, ООО "СТК" приняло на себя меры и сопутствующие риски, связанные с выполнением работ при том объеме и на тех условиях, которые были установлены в документации об электронном аукционе. От заключения контракта подрядчик не отказывался, что свидетельствует о действительной его воле на заключение контракта на предложенных заказчиком условиях.
Следовательно, положения, на которые ссылается ООО "СТК" в письмах от 09.09.2021 и от 26.10.2021 N39, касающиеся недостатков документации, не могут быть приняты во внимание, так как данные условия контракта заранее были известны подрядчику.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, ООО "СТК" работы, предусмотренные контрактом, выполнены не в полном объеме.
На заседании Комиссии Коми УФАС России ООО "СТК" не представлены какие-либо документы, подтверждающие фактический объем выполненных работ.
ООО "СТК" было указано на то, что подрядчиком была установлена необходимость выполнения дополнительных работ, закупки дополнительных материалов, не предусмотренных сметой, однако каких-либо доказательств о несоответствии заявленных в смете работ в Коми УФАС России не представлено.
26.10.2021 ООО "СТК" было направлено письмо в адрес заказчика о заключении дополнительного соглашения к контракту в связи с необходимостью продления сроков исполнения контракта и увеличением сметной стоимости работ и фактически затраченных материалов.
26.10.21 между подрядчиком и МКП "Ухтаспецавтодор" было заключено дополнительное соглашение N1 о замене материала "Бетон тяжелый, крупность заполнителя 20 мм, класс В15 (М200)" на "Бетон тяжелый, крупность заполнителя 20 мм, класс В22,5 (М 300)" с улучшенными характеристиками (пункт 13.4 контракта), по остальным пунктам заказчиком было отказано во внесении изменений в контракт.
В данном случае заказчиком своевременно после обращения подрядчика (26.10.2021) были внесены изменения в части замены используемого материала (бетона) на материал с улучшенными характеристиками.
В пункте 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В рассматриваемом случае основания для отказа во включении сведений об ООО "СТК" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют.
В ходе внеплановой проверки в действиях заказчика - МКП "Ухтаспецавтодор" в части порядка принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
При рассмотрении обращения установлено, что основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора послужил факт того, что подрядчик - ООО "СТК" не выполнило работы по ремонты лестниц в сроки и в объёме, предусмотренные контрактом, приемка выполненных работ не представлялась возможной.
В материалах отсутствуют, ООО "СТК" не представлено доказательств принятия всех необходимых мер по устранению допущенных нарушений, выполнению работ в соответствии со сметой, являющейся приложением к контракту, подтверждения намерения исполнить контракт в соответствии с его условиями в полном объеме.
На основании вышеизложенного, с учетом существенности допущенных ООО "СТК" нарушений, непринятием мер, направленных на надлежащее исполнение обязательств по контракту в соответствии с его условиями и в установленные сроки, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что в действиях ООО "СТК" усматривается недобросовестное виновное поведение, за которое подлежит ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить представленную МКП "Ухтаспецавтодор" г. Ухты информацию в отношении общества с ограниченной ответственностью "СТК" (юридический/почтовый адрес: 169305, Республика Коми, г. Ухта, ул. Интернациональная, д. 47; ИНН: 1102066926; <_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно приложению в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 08.09.2021 N 075-ЭА (реестровый номер контракта 3110204828221000079) на выполнение работ по ремонту лестниц, сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "СТК" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
3. В ходе проведения внеплановой проверки действий заказчика при расторжении договора в действиях МКП "Ухтаспецавтодор" г. Ухты нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_.>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 13 декабря 2021 г. N РНП-11-207
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2021