Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Управления) в составе:
- <_> - заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
при участии:
со стороны заказчика - государственного бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения Пензенской области "Губернский лицей":
- <_>;
- <_>,
со стороны уполномоченного органа - Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области - <_>,
со стороны подателя жалобы - индивидуальный предприниматель <_> (лично);
рассмотрев жалобу ИП <_> на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении уполномоченным органом - Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика - государственного бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения Пензенской области "Губернский лицей" аукциона в электронной форме "Шифр: 56-2021-нр5189 Поставка учебной роботизированной ячейки для образовательной организации в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (извещение N 0155200000921000033 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 19.11.2021), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
03.12.2021 в Пензенское УФАС России поступила жалоба ИП <_> на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении уполномоченным органом - Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика - государственного бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения Пензенской области "Губернский лицей" аукциона в электронной форме "Шифр: 56-2021-нр5189 Поставка учебной роботизированной ячейки для образовательной организации в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (извещение N 0155200000921000033 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 19.11.2021).
Согласно доводу жалобы, комиссия по осуществлению закупок неправомерно отказала ИП <_> в допуске к участию в электронном аукционе по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что заявителем в первой части заявки указана недостоверная информация о стране происхождения предлагаемого товара (страна происхождения - Российская Федерация (Россия). Как указано заявителем, отказ в допуске основан на субъективном мнении заказчика о том, что на территории Российской Федерации не производятся товары с техническими характеристиками, приведенными в первой части заявки ИП <_>, данное мнение заказчик подтверждает номерами писем неизвестных дилеров (представителей иностранных производителей) с неизвестным содержанием. При этом заявка ИП <_> соответствовала требованиям Закона о контрактной системе, документального подтверждения страны производства товара в первой части заявок не требуется.
В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба ИП <_> принята и назначена к рассмотрению на 09.12.2021 в 14 часов 30 минут.
Представители подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа участвуют в рассмотрении жалобы дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20.
На заседании Комиссии ИП <_> поддержал доводы, изложенные в жалобе в полном объёме.
На рассмотрении жалобы представители заказчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 07.12.2021 (исх. N 778), считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Заказчиком дополнительно заявлен довод о том, что жалоба ИП <_> не подлежит рассмотрению и подлежит возвращению без рассмотрения на том основании, что не содержит информации о месте жительства, почтовом адресе физического лица.
На рассмотрении жалобы представитель уполномоченного органа поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 08.12.2021 (исх. N 18/4/2744), считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы у сторон возникла необходимость ознакомиться с имеющимися в материалах по жалобе документами и информацией:
- у заказчика, уполномоченного органа - с декларацией о соответствии, представленной подателем жалобы; запросами и ответами на данные запросы, полученными Комиссией Управления от лиц, которым могут быть известны сведения, относящиеся к рассмотрению жалобы;
- у подателя жалобы - с документами (запросами и ответами на запрос), на основании которых заявка ИП <_> не допущена к участию в электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, в рассмотрении жалобы объявлен перерыв до 15 часов 30 минут 10.12.2021.
Во время перерыва Комиссией Управления в адрес сторон направлены соответствующие документы для ознакомления.
Во время перерыва подателем жалобы дополнительно представлена переписка с ООО "ФОРТЕГРУПП" по вопросу соответствия его продукции требованиям аукционной документации с приложением ответа ООО "ФОРТЕГРУПП" и спецификации на роботизированную ячейку.
Во время перерыва заказчиком представлены дополнительные пояснения (исх. N 938 от 10.12.2021) с приложениями, уполномоченным органом представлено дополнение к отзыву на жалобу ИП <_> (исх. N 18/4/2808 от 10.12.2021) с приложениями.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжено с момента, на котором заседание было прервано.
В ходе рассмотрения жалобы после перерыва заявитель указал, что представленным письмом ООО "ФОРТЕГРУПП" подтвердило соответствие роботизированной ячейки модели ER-4iA требованиям заказчика. Заявитель не отрицает, что составляющие данной роботизированной ячейки могут ввозиться из-за границы (использоваться комплектующие FANUK (Япония), однако это не будет означать, что страна ее происхождения как товара в целом - не Российская Федерация.
На рассмотрении жалобы после перерыва представители заказчика поддержали доводы, изложенные в дополнительных пояснениях, дополнительно указав, что под Техническое задание заказчика подходит оборудование нескольких производителей, ни один из которых не является российским производителем и не осуществляет производство роботизированных ячеек на территории Российской Федерации (FANUC (Япония), KUKA (Германия), Yaskawa, ABB). При этом, если роботизированная ячейка будет собираться на территории Российской Федерации у нее не будет комплектующих российского происхождения. Ячейка будет представлять собой станину с роботизированным оборудованием иностранного производителя (FANUC, KUKA или др.). В таком случае в соответствии с методикой Торгово-промышленной палаты РФ страной происхождения оборудования не будет считаться Российская Федерация.
На рассмотрении жалобы после перерыва представитель уполномоченного органа поддержала доводы, изложенные в дополнении к отзыву. Указала, что комиссия не обнаружила в открытом доступе в сети "Интернет" никакой информации о существовании закупаемого оборудования российского производства. В документах, представленных подателем жалобы, не указана страна происхождения товара, данные документы страну происхождения не подтверждают. Документом, которым возможно подтвердить страну происхождения товара, является декларация о стране происхождения товара. Также российское происхождение товара возможно было бы подтвердить наличием данного товара в реестре российской промышленной продукции.
Относительно довода заказчика о том, что жалоба ИП <_> не подлежит рассмотрению контрольным органом в сфере закупок и подлежит возвращению без рассмотрения на том основании, что не содержит информации о месте жительства и почтовом адресе физического лица, Комиссия Управления сообщает следующее.
Из пункта 2 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки (далее также - жалоба) должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии).
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если жалоба не соответствует требованиям, установленным настоящей статьей.
В соответствии с позицией ФАС России, выраженной в частности в письме от 13.10.2014 N ИА/41224/14, указание подателем жалобы сведений, предусмотренных в пункте 2 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе, необходимо в целях уведомления контрольным органом в сфере закупок заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы, обеспечения присутствия заявителя на заседании Комиссии.
Информацию об адресе места жительства индивидуального предпринимателя при необходимости контрольный орган в сфере закупок может получить через систему межведомственного электронного взаимодействия в рамках предоставленных территориальному органу ФАС России полномочий.
В настоящем случае отсутствие адреса места жительства, почтового адреса заявителя не явилось препятствием для своевременного уведомления его о времени и месте рассмотрения жалобы с учетом указания адреса электронной почты, номера контактного телефона.
Возврат жалобы по рассматриваемому формальному основанию мог привести к нарушению прав ИП <_>, в связи с чем жалоба принята к рассмотрению по существу.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
19.11.2021 уполномоченным органом - Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика - государственного бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения Пензенской области "Губернский лицей" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0155200000921000033 о проведении электронного аукциона "Шифр: 56-2021-нр5189 Поставка учебной роботизированной ячейки для образовательной организации в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 600 000,00 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 29.11.2021 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 30.11.2021.
Дата и время проведения электронного аукциона - 01.12.2021 09:00.
ИКЗ 212583700806858370100100400013299244.
КБК (Целевая статья) 181E251890.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о закупке), под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Из части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе следует, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с протоколом N 0155200000921000033-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.11.2021, на участие в настоящей закупке подано 2 заявки (N 9 и N 116). В отношении первой части заявки N 116 (ИП <_>) аукционной комиссией установлен факт предоставления недостоверной информации, в связи с чем единогласно принято решение отказать участнику закупки в допуске к участию в электронном аукционе. Основанием для отказа в допуске указано следующее:
На основании пункта 1 части 4 Статьи 67 "Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе" Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с последующими изменениями):
1) предоставление недостоверной информации, а именно:
Участник указал, что страной происхождения товара является Российская Федерация (Россия). Данная информация является недостоверной, т.к. в ответ на запросы Губернского лицея дилерам высокотехнологичной продукции с опытом поставок роботизированных ячеек (исх. 945 от 29.11.2021 г, исх. 946 от 29.11.2021 г, исх. 947 от 29.11.2021 г, исх. 954/1 от 29.11.2021 г, исх. 953/1 от 29.11.2021 г, исх. 952/1 от 29.11.2021 г) были получены письма (N18/CL-06.20 от 30.11.2021 г, Nб/н от 30.11.2021 г, N30/11-01 от 30.11.2021 г) о том, что продукция с заявленными в Техническом задании характеристиками на данный момент не производится на территории России, в нарушение требований пункта 4 Раздела 2. Вторая часть информационной карты закупки путем проведения аукциона в электронной форме (на основании письма государственного заказчика от 30.11.2021 г. N957).
Требования к техническим характеристикам объекта закупки установлены заказчиком в Приложении N 1 к информационной карте электронного аукциона "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Шифр: 56-2021-нр5189 Поставка учебной роботизированной ячейки для образовательной организации в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (далее - Техническое задание).
Из анализа первой части заявки ИП <_> установлено, что участником закупки указаны конкретные показатели товара, соответствующие характеристикам и их значениям, установленным в Техническом задании заказчика. Наименование и страна происхождения товара указаны: "Учебная роботизированная ячейка, Россия".
Заявка второго участника закупки (N 9) содержала наименование и страну происхождения товара: "Учебная роботизированная ячейка FANUС Academic Package на базе Промышленного робота Fanuc LRM 200iD/4S Страна происхождения - Япония".
Как следует из пояснений заказчика, уполномоченного органа, в период рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе заказчиком направлены запросы производителям (представителям, дилерам) оборудования, которое является предметом настоящей закупки: запросы в адрес ООО "РОБОТИЗАРД" (исх. N 945 от 29.11.2021), ООО "Олниса+" (исх. N 946 от 29.11.2021), FANUC Russia (исх. N 947 от 29.11.2021), ООО "Пром РТК" (исх. N 952/1 от 29.11.2021), ООО "Машин Ритэйл Груп" (исх. N 953/1 от 29.11.2021), ООО "Умные технологии" (исх. N 954/1 от 29.11.2021). В данных запросах сообщалось о проведении закупки и участии в ней участников с предложениями о поставке товаров со странами происхождения товара Япония и Россия, а также содержалась просьба о даче разъяснения о наличии на рынке потребительских товаров и услуг учебных роботизированных ячеек, соответствующих Техническому заданию заказчика, российского и японского производства (страна происхождения: Россия, Япония).
На запросы заказчика до даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе получены 3 ответа:
- ответ ООО "Машин Ритэйл Груп" от 30.11.2021, согласно которому общество имеет возможность поставить оборудование с запрашиваемыми характеристиками только иностранного происхождения, так как товаров на рынке РФ с похожими характеристиками не зарегистрировано. Общество предложило заказчику рассмотреть производителей FANUC, KUKA, ABB, YASKAWA, UNIVERSAL ROBOTS;
- ответ ООО "Умные Технологии" от 30.11.2021, из которого следует, что общество готово осуществить поставку заявленных роботизированных ячеек от производителей США, Японии, Китая. При этом, исходя из проведенного конъюнктурного анализа рынка аналогичной продукции, на территории РФ не существует предложений по поставкам зарегистрированной продукции по характеристикам заказчика.
- ответ ООО "Пром РТК" от 30.11.2021, в соответствии с которым по характеристикам, представленным заказчиком, существует узкий спектр оборудования нескольких иностранных производителей, из чего обществом сделан вывод, что в технологическом секторе РФ на данный момент не существует производителя роботизированных образовательных ячеек, который мог бы изготовить и поставить оборудование с заявленными характеристиками;
После окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и размещения в ЕИС протокола N 0155200000921000033-1 от 30.11.2021, заказчиком получен ответ от ООО "ФАНУК" (FANUK) (исх. N 10 от 06.12.2021), содержание которого аналогично содержанию письма ООО "Пром РТК".
Из изложенного следует, что аукционная комиссия сделала вывод о том, что продукция с заявленными участником N 166 характеристиками на настоящий момент не производится на территории России, основываясь только на ответах трех хозяйствующих субъектов.
При этом, согласно имеющимся в материалах по жалобе документам, все три хозяйствующих субъекта являются представителями иностранных производителей: ООО "Машин Ритэйл Груп", ООО "Пром РТК" - официальные партнеры японского производителя - компании FANUK (Япония); ООО "Умные Технологии" - официальный партнер производителя KUKA (Германия).
Данные хозяйствующие субъекты в любом случае будут являться субъектами-конкурентами для продукции российского происхождения, в том числе с учетом наличия и применения на территории РФ национального режима. Два ответа (ООО "Машин Ритэйл Груп", ООО "Умные Технологии") содержат указание на возможность и готовность поставить продукцию, требуемую заказчику, свидетельствуют о заинтересованности в поставке продукции производителя, партнером которого они являются.
В то же время ООО "Пром РТК" является вторым участником рассматриваемой закупки (заявка N 9), в связи с чем прямо заинтересован в том, чтобы стать победителем закупки с предложением о поставке товара иностранного производства.
Таким образом, аукционной комиссией приняты в расчет названные письма представителей иностранных производителей, при этом не представлена информация о том, что на этапе отклонения заявки ИП <_> у аукционной комиссии имелись какие-либо иные доказательства кроме названных писем дилеров двух иностранных поставщиков. То есть аукционной комиссией в полной мере не анализировался рынок продукции, которая могла быть поставлена в рамках настоящего аукциона.
При этом, в ходе рассмотрения жалобы Комиссией Управления произведен выборочный анализ сведений, размещенных в открытом доступе в единой информационной системе, ранее заключенных государственных контрактов на поставку аналогичного оборудования (аналогичного по назначению и наменованию), в ходе которого выявлено наличие исполненных контрактов на поставку товара, страной происхождения которого указана Россия/Российская Федерация, например:
- контракт от 18.11.2019 реестровый номер 2781471296219000037, заключенный с ООО "Учтех-Профи", наименование товара "Роботизированная сборочная ячейка на базе промышленного манипулятора. Технология Паллетирование"; модель товара РК КУКА КР3-П; товарный знак, страна происхождения товара: зарегистрированный товарный знак: Учтех (N 443113) 643, Российская Федерация (РОССИЯ), RU, RUS и другие;
- контракт от 03.06.2019 реестровый номер 2780602683219000064, заключенный с ООО "Лабстенд", наименование товара: "Роботизированная сборочная ячейка на базе промышленного робота, РК КУКА КР3-C" Страна происхождения: 643, Российская Федерация (РОССИЯ), RU, RUS и другие;
- контракт от 14.10.20219 реестровый номер 1165501880419000567, заключенный с ООО "ВР-Мастер", наименование товара: "Роботизированная учебно-производственная ячейка на базе промышленного робота", Товарный знак отсутствует, Страна происхождения - РОССИЯ (Российская Федерация) N643; согласно ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ).
Податель жалобы со своей стороны представил Комиссии Управления информацию о возможном оборудовании, которое могло быть поставлено им в рамках контракта. В материалы по жалобе представлена декларация от 14.09.2021 ЕАЭС N RU Д-RU.PA01.B.55877/21 Евразийского экономического союза о соответствии Универсальных роботов манипуляторов, торговая марка: FNC Russian KIT, моделей: CR-4iA, CR-7iA/L, CRX-10iA, CRX-10iA/L, CR-15iA, CR-35iA, CR-14iA/L, M-10, M-20, M-410, M-710, M-900, ER-4iA ТР ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования", ТР ТС 020/2011 "Электромагнитная совместимость технических средств". Заявитель, изготовитель: ООО "ФОРТЕГРУПП" (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация). Документ, в соответствии с которым изготовлена продукция: ТУ 26.10.16-001-36480990-2021.
Подателем жалобы также представлена спецификация ООО "ФОРТЕГРУПП" на универсальный робот манипулятор FNC Russian KIT ER-4iA.
Комиссия Управления в ходе рассмотрения жалобы дополнительно направила в адрес ООО "ФОРТЕГРУПП" запрос о соответствии какого-либо оборудования производства ООО "ФОРТЕГРУПП" значениям, указанным в Техническом задании заказчика. В соответствии с ответом ООО "ФОРТЕГРУПП" (вход. N 6090э от 09.12.2021), техническим характеристикам соответствует универсальный робот манипулятор ER-4iA торговой марки FNC Russian KIT.
Согласно возражениям заказчика, по ранее заключенным контрактам с реестровыми номерами 2781471296219000037, 2780602683219000064 товары, заявленные как товары российского производства, не могли быть поставлены в рамках настоящей закупки, поскольку их характеристики в худшую сторону отличаются от требуемых заказчиком характеристик. При этом в ходе приемки товара по контракту N 2780602683219000064 составлялось заключение Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, в котором содержатся сведения, что оборудование производства Германия, при этом указано, что оно полностью соответствует условиям контракта.
Относительно оборудования ООО "ФОРТЕГРУПП" заказчиком, уполномоченным органом указано, что податель жалобы и ООО "ФОРТЕГРУПП" не могут доказать, что страной происхождения предлагаемого оборудования будет являться Россия. Если роботизированная ячейка будет собираться на территории Российской Федерации, у нее не будет комплектующих российского происхождения. Ячейка будет представлять собой станину с роботизированным оборудованием иностранного производителя (FANUC, KUKA или др.). В соответствии с методикой Торгово-промышленной палаты РФ страной происхождения оборудования не будет считаться Российская Федерация. В документах, представленных подателем жалобы, не указана страна происхождения товара, данные документы (в частности декларация о соответствии) страну происхождения не подтверждают. Документом, которым возможно подтвердить страну происхождения товара, является декларация о стране происхождения товара. Также российское происхождение товара возможно было бы подтвердить наличием данного товара в реестре российской промышленной продукции.
Таким образом, основные возражения заказчика, уполномоченного органа сводятся к тому, что что аналогичный товар, который ранее поставлялся по иным исполненным контрактам из реестра контрактов, не мог быть поставлен в рамках рассматриваемой закупки из-за ухудшенных характеристик, при этом оборудование ООО "ФОРТЕГРУПП" также не может быть предложено, поскольку не имеет подтверждения, что страной его происхождения является Россия.
При этом Комиссия Управления обращает внимание на то, что аукционная комиссия при рассмотрении заявок не делала вывод о том, что та или иная продукция российского производителя не соответствует Техническому заданию заказчика. Аукционная комиссия при рассмотрении первых частей заявок не знала, оборудование какого производителя участник с заявкой N 116 предлагает заказчику; комиссия не установила, что предлагаемое оборудование по тем или иным характеристикам не удовлетворяет потребности заказчика, при этом участником закупки предоставлены недостоверные сведения относительно таких характеристик.
Аукционная комиссия сделала вывод о том, что такой товар на территории Российской Федерации не производится в принципе.
Исполненные контракты из реестра контрактов представлены Комиссией Управления сторонам в качестве примера, т.е. указания на то, что данная информация не изучалась аукционной комиссией в ходе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе. Поставщики, декларирующие поставку продукции российского происхождения, не принимались аукционной комиссией в расчет при оценке достоверности представленной ИП <_> информации и принятии решения об отказе в допуске к участию в электронном аукционе.
Доказательств обратного заказчиком, уполномоченным органом не представлено.
Комиссия Управления полагает, что письма трех дилеров иностранного оборудования не могут являться достаточными для утверждения о том, что на всей территории России не может в принципе производится требуемое заказчику оборудование, а также не могут являться основанием для отказа участнику в допуске к участию в электронном аукционе.
В связи с изложенным, довод подателя жалобы признается Комиссией обоснованным, а аукционная комиссия нарушившей требования пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Относительно возражений заказчика, уполномоченного органа по вопросу определения страны происхождения товара ООО "ФОРТЕГРУПП" (либо другого оборудования "собранного" на территории РФ), Комиссия Управления отмечает следующее.
Подтверждением страны происхождения товара ООО "ФОРТЕГРУПП" (Россия), как указано заказчиком, уполномоченным органом, могут являться:
- декларация о стране происхождения товара;
- наличие продукции ООО "ФОРТЕГРУПП" в реестре промышленной продукции в связи с действием на данный вид продукции постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- документы, которые предусмотрены приказом Торгово-промышленной палаты РФ от 30.05.2018 N 52 "Об утверждении Положения о порядке выдачи документов для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
При этом, декларация о стране происхождения товара (о происхождении товара) является заявительным документом таможенного декларирования (см. Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (Заключено в г. Ялте 20.11.2009). Включение товара в реестр промышленной продукции, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617, не является императивной обязанностью российских производителей и имеет целью возможность применения в отношении данного товара национального режима при осуществлении государственных и муниципальных закупок, т.е. носит побудительный характер для российских производителей. Приказ Торгово-промышленной палаты РФ от 30.05.2018 N 52 "Об утверждении Положения о порядке выдачи документов для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" принят, как указано в его тексте, в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 719). Доказательства того, что на продукцию, закупаемую в рамках настоящей закупки (ОКПД 2 32.99.53.110 Оборудование для обучения трудовым процессам), распространяются положения Постановление N 719, у Комиссии отсутствуют.
Таким образом, Комиссия полагает, что отсутствие названных документов или сведений на данном этапе не может позволить заказчику, уполномоченному органу сделать однозначный вывод о том, что оборудование ООО "ФОРТЕГРУПП" не удовлетворяет информации, указанной в заявке ИП <_> в части страны происхождения товара.
Иных документов или сведений заказчиком, уполномоченным органом не приведено.
По поводу утверждения о том, что оборудование ООО "ФОРТЕГРУПП", будучи собранным на территории Российской Федерации с использованием роботизированного оборудования иностранного производства, не будет иметь страну происхождения Российская Федерация, Комиссия обращает внимание на то, что ни заказчику, ни уполномоченному органу достоверно не известно, как именно и в каком объеме производителем будут использоваться иностранные комплектующие, какие операции будут с ними производиться в случае его использования и пр.
Информация о стране происхождения, как и иные характеристики оборудования, заявляемые участником закупки в заявке и включаемые впоследствии в проект контракта, может быть проверена и оценена на этапе исполнения контракта: осмотр, приемка и экспертиза товара.
Относительно информации заказчика, уполномоченного органа о том, что ими не выявлено наличие зарегистрированного товарного знака FNC Russian KIT, а также обнаружено совпадение наименования модели товара ООО "ФОРТЕГРУПП" и товара FANUC (Япония) - ER-4iA, Комиссия сообщает, что данные обстоятельства не имеют отношения к достоверности либо недостоверности представленной ИП <_> в первой части заявки информации и не могут каким-либо образом подтвердить или опровергнуть российское или иностранное происхождение товара ООО "ФОРТЕГРУПП".
Дополнительно в рамках рассмотрения жалобы заказчиком указано, что ранее в рамках аналогичной закупки (номер извещения 0155200002221000371) поставщик, который так же как и ИП <_> предлагал к поставке товар со страной происхождения Россия (Российская Федерация), свои обязательства не исполнил, товар по контракту поставлен не был, в результате участник закупки был включен в реестр недобросовестных поставщиков (решение Пензенского УФАС России N 058/06/104-942/2021). В ходе исполнения расторгнутого контракта участник закупки намеревался закупить комплектующие производства FANUK. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что возможность поставить отечественный товар отсутствует.
Вместе с тем, Комиссия Управления полагает, что прошлый неудачный опыт взаимодействия заказчика с единственным конкретным хозяйствующим субъектом не может подтверждать невозможность производства аналогичного оборудования на всей территории Российской Федерации, в связи с чем не может свидетельствовать о том, что любой участник закупки, который заявляет страной происхождения Россию, автоматически считается предоставившим в составе заявки недостоверные сведения. Указанные заказчиком обстоятельства означают, что единственный хозяйствующий субъект в силу своей недобросовестности не смог исполнить условия контракта и поставить товар, предложенный в заявке участника закупки и предусмотренный контрактом, в связи с чем к нему и были применены соответствующие санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Иные заявленные заказчиком, уполномоченным органом доводы, а именно доводы о том, что у участника ИП <_>, согласно реестру контрактов в ЕИС, нет ни одного исполненного контракта, виды деятельности заявителя, согласно ЕГРИП, не включают сходные объекту закупки виды деятельности, не имеют отношения к достоверности либо недостоверности представленной им в заявке информации, не могут свидетельствовать о невозможности поставки им того или иного товара в рамках государственных и муниципальных закупок (в том числе с учетом возможности внесения в ЕГРИП изменений в части видов деятельности, кодов по ОКВЭД).
С учетом выявленных Комиссией Управления нарушений Закона о контрактной системе, в целях соблюдения прав и законных интересов участников закупки, Комиссией принято решение о выдаче обязательного для исполнения предписания.
Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП <_> на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении уполномоченным органом - Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика - государственного бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения Пензенской области "Губернский лицей" аукциона в электронной форме "Шифр: 56-2021-нр5189 Поставка учебной роботизированной ячейки для образовательной организации в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (извещение N 0155200000921000033 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 19.11.2021) обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей требования пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Управления для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<_>
Заказчик:
Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение Пензенской области "Губернский лицей"
440046, г. Пенза, ул. Попова, д. 66
licpnz@yandex.ru
ivan-tanasov@list.ru
licbuhzak@yandex.ru
Уполномоченный орган:
Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области
440000, г. Пенза, ул. Московская, д. 75
pgz.pnz@obl.penza.net
Заявитель:
Индивидуальный предприниматель <_>
Оператор электронной площадки:
АО "Сбербанк-АСТ"
ko@sberbank-ast.ru
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
по жалобе N 058/06/106-1141/2021
"10" декабря 2021 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Управления) в составе:
- <_> - заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
на основании решения от 10.12.2021 N 058/06/106-1141/2021 по результатам рассмотрения жалобы ИП <_> на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении уполномоченным органом - Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика - государственного бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения Пензенской области "Губернский лицей" аукциона в электронной форме "Шифр: 56-2021-нр5189 Поставка учебной роботизированной ячейки для образовательной организации в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (извещение N 0155200000921000033 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 19.11.2021), на основании части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Аукционной комиссии в срок до 27.12.2021 устранить нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", для чего необходимо:
- отменить процедуру заключения контракта;
- отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки;
- повторно рассмотреть первые части заявок участников с учетом выявленных нарушений Закона о контрактной системе;
- осуществить дальнейшее проведение процедуры в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок и решением Комиссии Управления от 10.12.2021 N 058/06/106-1141/2021.
2. Оператору электронной площадки в срок до 27.12.2021 обеспечить возможность исполнения указанных в пункте 1 настоящего предписания действий.
3. Аукционной комиссии, оператору электронной площадки в срок до 30.12.2021 представить в Пензенское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания по электронной почте по адресу электронной почты: to58@fas.gov.ru.
За невыполнение в установленный срок предписания Пензенского УФАС России предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 10 декабря 2021 г. N 058/06/106-1141/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2021