рассмотрев жалобу ООО "Юлмис" (далее - Заявитель) на действия администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района при проведении электронного аукциона: "Санитарное содержание территории Апшеронского городского поселения Апшеронского района в 2022 году" (извещение N 0818300022721000350) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе.
На рассмотрение уполномоченным учреждением представлены письменные пояснения по существу жалобы. Документация разработана в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - МКУ МО Апшеронский район "Управление по Муниципальным закупкам" проводился электронный аукцион: "Санитарное содержание территории Апшеронского городского поселения Апшеронского района в 2022 году" (извещение N 0818300022721000350). Заказчик - администрация Апшеронского городского поселения Апшеронского района.
Начальная (максимальная) цена контракта - 33 412 717,00 руб.
Заявитель указывает, что Заказчиком при формировании начальной (максимальной) цены контракта допущены нарушения Закона о контрактной системы.
Согласно ч. 1 ст. 99 Закона о контрактной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона; определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги; соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта; соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Таким образом, контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям Краснодарского УФАС России.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Пунктом 1) части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
При этом, в силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Документация электронного аукциона содержит Раздел "Информационная карта", где в п. 26 Заказчиком требования в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, установленные в соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 31 44-ФЗ: "Не установлены".
Условие предоставления документа |
Наименование документа |
|
4 |
Если позиция 26 "Информационной карты" содержит требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющимся объектом закупки |
Требования отсутствуют |
На основании п. 6) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В Извещении электронного аукциона в графе "Преимущества и требования к участникам" установлено:
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Установлено в соответствии с пунктами 3-5,7, 7.1, 9-11 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ 2 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Установлено |
Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
В соответствии с п. 30) ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии с Законом об отходах производства и потребления:
1) утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
2) под сбором отходов понимается прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
3) транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах;
Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Статья 4.1 Закона об отходах производства и потребления устанавливает следующие классы опасности отходов: отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Вместе с тем, объектом рассматриваемой закупки выступает "Право заключения муниципального контракта (далее - контракт) на выполнение комплекса работ (услуг) по санитарному содержанию территории Апшеронского городского поселения Апшеронского района в 2022 году".
Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" установлено, что отходы I - IV классов опасности подлежат паспортизации. Согласно указанному постановлению паспорт отходов I - IV классов опасности (далее - паспорт) составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
В аукционной документации, Техническом задании отсутствует указание на объекты, на которых располагаются отходы I-IV классов опасности; не установлено к какому именно виду относится конкретный мусор. Данные сведения необходимы потенциальному участнику закупки, который собирается оказывать услуги, в особенности требующих лицензию.
Документация электронного аукциона содержит Приложение N1 "Описание объекта закупки", где Заказчиком установлены следующие требования:
"Исполнитель, осуществляет уборку территории своими силами, имея при этом действующую лицензию на осуществление деятельности по транспортированию отходов IV класса опасности, выданную Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, а также санитарно-эпидемиологическое заключение, удостоверяющее, что оборудование и иное имущество, используемое для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов IV класса опасности (транспортирование отходов), соответствует требованиям СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", ИЛИ имеет договорные отношения с организацией (индивидуальным предпринимателем), имеющей(им) действующую лицензию на осуществление деятельности по транспортированию отходов IV класса опасности.
В случае оказания услуг, подлежащих в соответствии с требованиями законодательства лицензированию, Исполнитель вправе самостоятельно оказать такие услуги, либо при отсутствии соответствующей лицензии, обязан привлечь к оказанию таких услуг организацию, имеющую соответствующую лицензию.
На дату заключения контракта Исполнитель обязан иметь договорные отношения (предварительное согласие) с организацией, эксплуатирующей объект размещения отходов, имеющей соответствующую лицензию, а также лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (либо договорные отношения с организацией имеющей соответствующую лицензию) - предоставляется Заказчику на день заключения контракта".
Требование, предусмотренное п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Заказчиками в тех случаях, когда лицо, осуществляющее поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки должно иметь в соответствии с законодательством Российской Федерации определенный разрешительный документ. Более того, сам документ либо его копия должна быть представлена участником закупке в составе заявки.
Следовательно, требования Заказчика, указанные в Приложении N 1 к аукционной документации о наличии на дату заключения контракта действующей лицензии, либо договорные отношения с организацией, имеющей соответствующую лицензию, в рассматриваемой ситуации являются нарушением ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, требования Заказчика о предоставлении участником аукциона на дату заключения контракта лицензии на осуществление деятельности по транспортированию отходов IV класса опасности, выданную Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, а также санитарно-эпидемиологическое заключение, удостоверяющее, что оборудование и иное имущество, используемое для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов IV класса опасности, договора либо предварительного согласия с организацией, эксплуатирующей объект размещения отходов, имеющей соответствующую лицензию является нарушением требований ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация электронного аукциона содержит Раздел "Описание объекта закупки", где в Приложении Заказчиком установлен объем работ и затрат, составляющих предмет контракта.
В соответствии с аукционной документацией Исполнителю работ (услуг) необходимо обеспечить выполнение комплекса работ (услуг) по санитарному содержанию территории Апшеронского городского поселения Апшеронского района в 2022 году, который включает в себя:
4.1 Санитарная очистка скверов, мемориального комплекса и площадей;
4.2 Санитарная очистка улиц Апшеронского городского поселения;
4.3 Скашивание травы в скверах, газонах мемориального комплекса и площадей, кладбищ, на обочинах и откосах дорог вручную с использованием средств малой механизации;
4.4 Механизированная очистка покрытий от пыли и грязи с увлажнением автомобильных дорог;
4.5 Измельчение и переработка веток;
4.6 Транспортирование отходов, не относящихся к ТКО на территории мест общего пользования Апшеронского городского поселения;
4.7 Текущее содержание мест захоронения на кладбищах;
4.8 Содержание мест (площадок) накопления ТКО;
4.9 Содержание городского туалета;
4.10 Зимнее содержание дорог - работы и мероприятия по защите дорог в зимний период от снежных отложений и заносов, очистки от снега, предупреждению образования и ликвидации зимней скользкости и борьбе с наледями, в том числе путем распределения противогололедных материалов;
Вид работ по санитарному содержание территории указан в Постановлении от 28 января 2021 года N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". К ним таким работам относятся, например организация уборки территории поселения от мусора, отходов, организацию их своевременной вывозки, уборку территории поселения: подметание, сбор мусора, надлежащее санитарное обустройство поселения: обустройство площадок для сбора негабаритных отходов (тара, упаковка, элементы строительных конструкций и т.д.).
Таким образом, указанные в аукционной документации виды работ указаны в соответствии с потребностями.
Заявитель в жалобе указывает, что в документации отсутствуют обоснование требования о транспортировке отходов I-IV классов опасности, так как информация об объеме, тарифе на размещение и место размещение отходов (полигон) в документации отсутствует.
Из требований Заказчика указанных в расчете затрат на размещение отходов на полигоне, транспортировке на полигон подлежат крупногабаритные и строительных отходы. Данный вид отходов относится к V классу опасности и не подлежит лицензированию. Иные расчеты и расценки по утилизацию отходов I-IV классов опасности в документации отсутствуют. В связи с чем установление требования о наличии лицензии необоснованно.
В соответствии с Приложением 1 к аукционной документации Заказчиком установлены требования к выполнению работ.
Скашивание производить при высоте от 10 до 15 см, высота оставляемого травостоя: луговые (обыкновенные) газоны от 4 до 5 см, партерные газоны от 3 до 5 см. Получается, если высота травостоя более 15 см, а на газонах более 5 см данную растительность скашивать запрещено.
Обосновывая законность установленных требований, Заказчик указывает, что подрядчик не должен допустить перерастание травы выше допустимого, согласно п. 3.2 Содержание газонов Приказа Госстроя РФ от 15.12.1999 N 153 Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации. В ином случае при высоте травы выше 15 см, произойдет ее полегание и невозможность равномерного скашивания.
Вместе с тем п. 3.2 Содержание газонов Приказа Госстроя РФ от 15.12.1999 N 153 Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации содержит иные требования:
3.2.10. Партерные газоны стригут (скашивают) не менее одного раза в 10 дней при высоте травостоя 6 - 10 см. Высота оставляемого травостоя 3 - 5 см. Каждое последующее скашивание ведут в направлении, перпендикулярном к направлению предыдущего скашивания.
3.2.11. Обыкновенные газоны скашивают при высоте травостоя 10 - 15 см через каждые 10 - 15 дней. Высота оставляемого травостоя 3 - 5 см.
3.2.12. Луговые газоны в парках и лесопарках, созданные на базе естественной луговой растительности, в зависимости от назначения оставляют в виде цветущего разнотравья или содержат как обыкновенные газоны. Первое скашивание здесь проводят при высоте травостоя 15 - 20 см, остальные - два раза в месяц, оставляя травостой высотой 4 - 5 см.
Таким образом, установленные Заказчиком требования не позволяют сформировать ценовое предложение.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В целях участия в электронном аукционе ООО "ЮМС" подал запрос на разъяснения положений аукционной документации.
В своих разъяснениях Заказчик указал: "Единые требования к участникам в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ - УСТАНОВЛЕНЫ НЕ БЫЛИ.
Так как комплекс работ (услуг) включает в себя содержание городского туалета, а данный вид работ должен предусматривать наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности".
Из требований, указанных в Приложении 1 к аукционной документации установлены следующие требования к видам работ, выполняемым в составе лицензируемого вида деятельности:
Перечень отходов:
- мусор и смет производственных помещений малоопасный (код отхода 7 33 210 01 72 4);
- мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный (код отхода 7 33 220 01 72 4);
Согласно ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Таким образом, Заказчиком в ЕИС размещены разъяснения положений документации об аукционе, изменяющие ее суть, а также суть Закона о контрактной системе, что нарушает часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Таким образом, документация электронного аукциона составлена с нарушениями ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 31, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Таким образом, аукционная документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юлмис" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 31, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному органу - МКУ МО Апшеронский район "Управление по Муниципальным закупкам" (единой комиссии), Заказчику - администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 9 декабря 2021 г. N 023/06/64-5736/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2021