Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ООО "Кадет" (далее - Заявитель) на действия Следственного комитета Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Следственного комитета Российской Федерации, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку вещевого имущества личного пользования для обучающихся общеобразовательных организаций, находящихся в ведении Следственного комитета Российской Федерации (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100014721000158) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014
N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, объединившим в документации об Аукционе в один лот товары, производящиеся из разных материалов, что ограничивает количество участников Аукциона.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 06.12.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 4 744 583,77 рубля;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) источник финансирования - федеральный бюджет Российской Федерации, КБК - 41707028890090059244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 14.12.2021;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, в связи тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно объединены в один лот товары, производящиеся из разных материалов, что ограничивает количество участников Аукциона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинами оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно документации об Аукционе объектом закупки является поставка предметов форменной одежды.
В разделе 4 технической части документации об Аукционе (далее - Техническая часть) указан перечень предметов вещевого имущества, подлежащего к поставке, (далее - Товары), а также установлены требования к техническим характеристикам (требуемым параметрам) Товаров.
Так, например, в Технической части установлены, в том числе следующие характеристики к материалам Товаров: по позиции "фуражка шерстяная" установлена характеристика "ткань полушерстяная костюмная", по позиции "рубашка синего цвета с длинным рукавом" установлена характеристика "ткань сорочечная", по позиции "галстук" установлена характеристика "галстучная ткань" и т.д.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком неправомерно в документации об Аукционе объединены в один лот Товары, производящиеся из разных материалов (галстучная, полушерстяная и сорочечная ткань), поскольку, по мнению Заявителя, указанные требования к материалам ограничивают количество участников Аукциона, являющихся производителями определенных материалов.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что объединение в один лот Товаров обусловлено тем, что Товары, относятся к одному коду ОКП 14.1 "одежда, кроме одежды из меха", в связи с чем действия Заказчика не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Пунктом 1 Постановления N 616 утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Согласно пункту 10 Постановления N 616 (редакция от 20.11.2021) для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным Постановлением N 616, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке: в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 Перечня), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт; в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 N 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что предметом закупки являются Товары, включенные в Перечень.
Согласно информационной карте документации об Аукционе Заказчиком установлен запрет на допуск поставляемых товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств,в соответствии с Постановлением N 616.
В соответствии с информационной картой документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе следующее: "Для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616, участник закупки представляет Заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров. Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что требование к участникам закупки о предоставлении в составе второй части заявки выписки из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции не соответствует требованиям пункта 10 Постановления N 616 и Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем у Комиссии отсутствуют документы и сведения, позволяющие прийти к выводу о том, что указанное нарушение
Закона о контрактной системе повлияло на результаты определения поставщика,
в связи с чем Комиссия приходит к выводу предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
3. Комиссией установлено, что в информационной карте документации об Аукционе содержится инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция).
В соответствии с Инструкцией первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе следующее: "конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным разделом 4 настоящей документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии)".
Комиссией установлено, что Техническая часть состоит из текстовой (описательной) части и из табличной части.
Так, например, в табличной части Технической части к товару "фуражка шерстяная" установлена, в том числе следующая характеристика: "Цвет ткани - синий (черный), оттенок согласовывается с заказчиком" (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
На заседании Комиссии установлено, что в Инструкции отсутствует порядок заполнения заявки на участие в Аукционе конкретных показателей, значения которых сопровождаются символами "(", ")" (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
Кроме того, в Инструкции отсутствуют указания на конкретный раздел Технической части, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках, в связи с чем участники закупки могут сделать вывод, что все характеристики товара, которые имеют значение для Заказчика и подлежат указанию в заявке участниками, содержатся именно в табличной части Технической части, что вводит участников закупки заблуждение.
Комиссия приходит к выводу о том, что требования Технической части документации об Аукционе к характеристикам Товара и положения Инструкции не позволяют однозначным образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем у Комиссии отсутствуют документы и сведения, позволяющие прийти к выводу о том, что указанное нарушение
Закона о контрактной системе повлияло на результаты определения поставщика,
в связи с чем Комиссия приходит к выводу предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с Технической частью к Товару "фуражка шерстяная" установлено, в том числе следующее требование: "Цвет ткани - синий (черный), оттенок согласовывается с заказчиком" (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
Вместе с тем, по мнению Комиссии, положение Технической части о том, что оттенок цвета должен быть согласован с Заказчиком влечет неопределенность при исполнении государственного контракта и не позволяет определить соответствие закупаемого Товара требованиям Заказчика.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем у Комиссии отсутствуют документы и сведения, позволяющие прийти к выводу о том, что указанное нарушение
Закона о контрактной системе повлияло на результаты определения поставщика,
в связи с чем Комиссия приходит к выводу предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
5. В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включаются фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации), в реестр недобросовестных поставщиков также включаются фамилия, имя, отчество (при наличии) управляющего, наименование управляющей организации и идентификационный номер налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица).
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включаются наименования, фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица): а) участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя); б) учредителей унитарного юридического лица.
Комиссией установлено, что в информационной карте документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к участникам закупки: "отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки".
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе вышеуказанное требование в соответствии с недействующей редакцией Закона о контрактной системе к участникам закупки, нарушают часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем у Комиссии отсутствуют документы и сведения, позволяющие прийти к выводу о том, что указанное нарушение
Закона о контрактной системе повлияло на результаты определения поставщика,
в связи с чем Комиссия приходит к выводу предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Кадет" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1.1, 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 15.12.2021 N 28/06/105-1764/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 декабря 2021 г. N 28/06/105-1764/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2021