Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
Балтийской таможни (далее - Заказчик):;
ООО "Ангелы Чистоты" (далее - Заявитель):;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 38455-ЭП/21 от 08.12.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на комплексную уборку зданий, помещений и прилегающих территорий объектов Балтийской таможни (извещение N 0372100010921000066) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 30.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100010921000066. Начальная (максимальная) цена контракта - 9 880 837,38 рублей.
Заявитель указывает в жалобе неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся неправомерном установлении единых требований к участникам закупки.
Представители Заказчика на заседании Комиссии УФАС просили признать жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей Заказчика, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В силу ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в документации о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г., в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям аукционной документации и возможность его участия в аукционе, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
Деятельность, связанная с допуском к сведениям, составляющим государственную тайну, регламентируется Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" и является лицензируемым видом деятельности (далее - Закон).
Статьей 27 Закона установлены особенности допуска предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну:
Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.
Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих условий:
выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;
наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;
наличие у них сертифицированных средств защиты информации.
Правоотношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регламентируются Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне). При этом устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".
Согласно абзацу 1 статьи 17 Закона о государственной тайне, передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
Следовательно, обязанность проверки наличия у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности лежит на стороне, которая передает такие сведения, и на должностном лице, санкционирующем их передачу
В соответствии с абзацем 1 статьи 27 Закона о государственной тайне, допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
В силу положений ст. 2 Закона о государственной тайне, доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, предоставляет собой санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.
Таким образом, лицензия на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности требуется, если при выполнении работ такие сведения передаются заказчиком в объеме, необходимом для исполнения обязательств.
Абзацем 4 пункта 2 статьи 4 Закона о государственной тайне установлено, что перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждает Президент Российской Федерации.
Такой перечень утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года N 1203 (далее-Перечень).
Согласно пункту 22 Перечня сведениями, отнесенными к государственной тайне, являются сведения об объектах инженерной инфраструктуры, о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности, обеспечении безопасности или эксплуатации режимных объектов, не подпадающие под обязательства Российской Федерации по международным договорам, о выборе, предоставлении земельных участков, недр, акваторий или воздушного пространства для строительства или эксплуатации режимных объектов, о планируемых или проводимых изыскательских, проектных, строительно-монтажных и иных работах по созданию режимных объектов.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что Балтийская таможня относится к организациям, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а значит сведения об объектах инженерной инфраструктуры, назначении и эксплуатации объектов таможни являются информацией, содержащей государственную тайну.
Требование о наличии у участника электронного аукциона лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, установлено Заказчиком в связи с тем, что для выполнения работ по комплексной уборке Подрядчику необходимо будет ознакомиться с информацией, которая подпадает под пункт 22 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента РФ N 1203, а именно с информацией об объектах инженерной инфраструктуры, планах и размещении объектов инженерной инфраструктуры, назначении данных объектов, сведений об организации охраны указанных объектов, местах расположения помещений, которые в соответствии с разделом IX постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 N3-1 "Об утверждении инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации", требуют особых условий нахождения рабочего персонала.
Для осуществления мер безопасности при проведении технического обслуживания конструктивных элементов сооружений и комплексной уборки Балтийской таможни заказчик передаёт Подрядчику следующие документы:
- выписки из технического паспорта (плана) зданий и сооружений, содержащие сведения, характеризующие объекты, и выписки из поэтажного плана объектов и их дислокацию в системе координат на местности;
- рабочие документации и проекты всех систем снабжения зданий
и сооружений;
- параметры зданий и сооружений, а также поэтажные планы с местами расположения помещений.
Подрядчику, в соответствии с государственным контрактом, необходимо организовать уборку и содержание объектов Заказчика, организовать их эксплуатацию. Без ознакомления с планами инженерной инфраструктуры, без ознакомления с информацией об объектах инженерной инфраструктуры, планах их размещения, выполнить условия контракта невозможно.
Согласно ч. 1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое), в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Таким образом, Заказчик в соответствии с уставными задачами и п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе должен был установить и установил в пп.11 п. 2 раздела 1 Документации об электронном аукционе требование о наличии у Участника закупки лицензии, разрешающей осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной Управлением Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, организаций, не имеющих надлежащей лицензии, квалифицируется и влечет за собой ответственность в соответствии со ст. 283 "Разглашение государственной тайны" Уголовного кодекса Российской Федерации.
При названных обстоятельствах Заказчик, установив требование о предоставлении указанной лицензии, не нарушил положения ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В связи с установлением требования о наличии у Участников закупки названной лицензии Заказчик, руководствуясь п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, в п. 5 раздела 1 Документации об электронном аукционе, установил требование о включении Участниками закупки в состав второй части Заявки копии лицензии, разрешающей осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной Управлением Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
В рассматриваемом случае работа с секретными сведениями не относится к самостоятельному объекту закупки, однако без допуска к таким сведениям участник закупки не сможет выполнить контракт на установленных условиях.
В подобных условиях в действиях Заказчика не усматривается нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, а жалоба признана необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 8, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Ангелы Чистоты" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 декабря 2021 г. N 44-5727/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2021