Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение администрации муниципального образования Дедиловское Киреевского района (далее - Заказчик, Администрация) (вх. N 7164 от 08.12.2021) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Главмонтажстрой" (далее - Общество, ООО "Главмонтажстрой") (ИНН 7130031436; проезд Варваровский, д. Варваровка, Ленинский район, Тульская область, 300911) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 10.08.2021 N 1 на выполнение работ по ремонту дороги в Деревне Олень Киреевского района в рамах реализации проекта "Народный бюджет 2021" (закупка N 0366200035621004138) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- - генерального директора ООО "Главмонтажстрой" на основании приказа;
-- представителя ООО "Главмонтажстрой" на основании доверенности;
- в отсутствие представителей Заказчика, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела посредством видеоконференцсвязи,
УСТАНОВИЛА:
08.12.2021 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО "Главмонтажстрой" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту дороги в Деревне Олень Киреевского района в рамах реализации проекта "Народный бюджет 2021" (закупка N 0366200035621004138) (далее - Закупка, электронный аукцион), в связи с существенным, по мнению Заказчика, нарушением Обществом условий Контракта.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация о Закупке размещены 20.07.2021 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 262 039,80 рублей.
10.08.2021 по итогам электронного аукциона между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на сумму 2 262 039,80 рублей.
Согласно разделу 1 Контракта подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту дороги в Деревне Олень Киреевского района по адресу: Тульская область, Киреевский район, д. Олень, в соответствии со сметной документацией (Приложение N1 к контракту), техническим заданием (Приложение N3 к контракту), в сроки, установленные настоящим контрактом, соблюдая промежуточные сроки и общий срок выполнения работ по объекту, установленные графиком выполнения работ (Приложение N2 к контракту), а заказчик - принять и оплатить работы, выполненные подрядчиком в соответствии с требованиями контракта.
Подрядчик обязуется выполнить на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами весь комплекс работ в соответствии с условиями контракта и передать его заказчику.
Заказчик обязуется обеспечить контроль за осуществлением подрядчиком работ, а также принять и оплатить надлежащим образом выполненные подрядчиком работы в соответствии с условиями контракта.
В соответствии с пунктами 3.1-3.3 раздела 3 "СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ" Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы в сроки, установленные контрактом и графиком выполнения работ (Приложение N2 к настоящему контракту).
Дата начала работ - не позднее 3-х дней с момента заключения контракта.
Дата окончания работ - не позднее 01.11.2021 года.
Сроки отдельных этапов выполнения работ определяются графиком выполнения работ (Приложение N2).
В соответствии с Приложением N 2 к Контракту график выполнения работ по ремонту дороги в Деревне Олень Киреевского района следующий:
Порядковый номер этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ |
Наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ |
Сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ |
Сметная стоимость этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ, руб. |
Сумма к оплате, руб.* |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Ремонт дороги в Деревне Олень Киреевского района |
Начало работ - не позднее 3-х дней с момента подписания контракта. Окончание работ - 60 календарных дней со дня подписания контракта. |
2 262 039,80 |
2 262 039,80 |
Разделом 4 "ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН" Контракта предусмотрено, что Подрядчик, в том числе обязан:
"_
4.3.1. Выполнить работы профессиональным образом, максимально безопасно, экономически эффективно и в соответствии с требованиями положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил, с требованиями, установленными настоящим контрактом.
4.3.2. Выполнить работы и сдать законченный Объект в сроки, предусмотренные в графике выполнения работ (Приложение N 2).
4.3.3. Предоставлять заказчику отчет о любых происшествиях (авариях, травмах, несчастных случаях), возникших при выполнении работ по настоящему контракту, в течение 1 (одного) дня с даты происшествия.
4.3.4. Обеспечить выполнение работ необходимыми материально-техническими ресурсами и техникой.
4.3.5. Все поставляемые подрядчиком для выполнения работ оборудование, материалы, изделия и конструкции должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество. В случае отсутствия вышеуказанных документов, заказчик вправе отказаться от подписания актов о приемке выполненных работ (форма КС-2), акта сдачи-приемки этапа выполненных работ, в которых указаны работы, выполненные с применением таких оборудования, материалов, изделий и конструкций.
4.3.6. Немедленно известить заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе производства работ;
- иных, не зависящих от подрядчика обстоятельств, угрожающих качеству результатов выполняемых работ, либо создающих невозможность их завершения в срок.
4.3.8. Обеспечить своевременное устранение недостатков (дефектов), выявленных при приемке работ и в течение гарантийного срока.
_".
В свою очередь Заказчик согласно Разделу 4 Контракта обязан, в том числе:
"_
4.1.2. Осуществлять контроль за порядком и сроками выполнения работ в соответствии с условиями контракта и требованиями положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил.
4.1.3. Оказывать содействие подрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом контракта, решение которых возможно только при участии заказчика.
4.1.4. Провести экспертизу выполненных работ для проверки их соответствия условиям контракта в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
4.1.5. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что подрядчик не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчика.
_"
Раздел 5 Контракта определяет порядок сдачи-приемки работ.
На заседании Комиссии представители сторон, участвующие в рассмотрении настоящего дела, пояснили и из материалов дела установлено следующее.
01.10.2021 Заказчиком составлен акт обследования фактически выполненных работ по объекту "Ремонт дороги в Деревне Олень Киреевского района", в котором зафиксировано, что на объекте "Ремонт дороги в Деревне Олень Киреевского района" с момента заключения Контракта по 01.10.2021 Подрядчик к работам не приступал.
Как указал представитель Общества, работы на объекте начали производиться в соответствии с условиями Контракта, однако в связи с тем, что в проектно-сметной документации Контракта отсутствовала схема расположения вновь обустраиваемой дороги, возникла конфликтная ситуация с проживающими в д. Олень гражданами.
В своем письме от 05.10.2021 (исх. 79) Общество просило Заказчика в кратчайшие сроки предоставить схему расположения вновь обустраиваемой дороги и ее параметры в д. Олень, так как в самом Контракте такая схема отсутствует.
07.10.2021 Заказчиком Обществу такая схема была предоставлена (исх. 860).
07.10.2021 в своем письме Заказчику (исх. 81) Общество сообщило, что произвело выборку грунта на глубину 15 см, предусмотренные сметой к Контракту, при этом выявилась невозможность продолжения работ, так как разработка поверхностного слоя на глубину 15 см не обеспечит качественного уплотнения основания дороги, вследствие прохождения дороги в зоне залегания черноземных грунтов. Так как глубина залегания данных грунтов в отдельных местах достигает 30 см и более, то добиться уплотнения основания дороги можно только при условии полной выборки чернозема с трассы дороги. Однако такая работа не предусмотрена сметой Контракта и будет являться дополнительной, что повлечет значительное увеличение сметной стоимости Контракта. Общество просило направить полномочных представителей для определения возможности продолжения работ в условиях сметной стоимости Контракта, при отказе от заключения дополнительного соглашения на оплату дополнительных работ, Общество просило Заказчика рассмотреть вопрос об оплате фактически выполненных работ, а также расторжении Контракта.
Поставщик пояснил, что согласно пункту 7.2 СНиП 3.06.03-85 СП 78.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 272) (ред. от 16.12.2016) (далее СНиП 3.06.03-85) плодородный грунт должен быть снят на установленную проектом толщину со всей поверхности, занимаемой земляным полотном, резервами и другими сооружениями, и сложен в валы вдоль границ дорожной полосы или в штабели в специально отведенных местах.
Кроме того пунктом 4 статьи 13 Земельного Кодекса РФ (далее - ЗК РФ) установлено, что при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
Представитель Общества указал, что Заказчиком не были даны разъяснения, касающиеся снятия плодородного грунта и его дальнейшего перемещения.
08.10.2021 Заказчик направил в адрес Общества письмо (исх. N 865) с требованием возобновить работы по Контракту, ответы на поставленные Подрядчиком вопросы в ранее направленном письме Заказчиком даны не были.
20.10.2021 Заказчик вновь направил в адрес Общества письмо (исх. N 894) с требованием возобновить работы по Контракту, ответы на поставленные Подрядчиком вопросы в ранее направленном письме об увеличении объема работ и снятия большего объема плодородного слоя, чем указано в сметной документации, Заказчиком даны не были.
20.10.2021 Заказчиком в адрес Общества также направлено письмо (исх. N 895), в котором Администрация просит Поставщика 26.10.2021 в 10-00 принять участие в комиссионном обследовании объекта "Ремонт дороги в Деревне Олень Киреевского района в рамах программы НБ- 2021", для составления акта обследования фактически выполненных работ по вышеуказанному объекту.
25.10.2021 Подрядчик со ссылкой на СНиП 3.06.03-85 и статью 14 ЗК РФ вновь указал Подрядчику на невозможность надлежащим образом исполнить условия Контракта в связи с обстоятельствами, изложенными в письме от 07.10.2021 (с перечислением таких обстоятельств), просил принять управленческое решение по вопросу необходимости выполнения дополнительного объема работ, не предусмотренного сметой. Ответа от Заказчика Обществом получено не было.
26.10.2021 Администрацией составлен акт обследования фактически выполненных работ по объекту "Ремонт дороги в Деревне Олень Киреевского района", в котором зафиксировано, что на объекте "Ремонт дороги в Деревне Олень Киреевского района" с момента заключения Контракта по 26.10.2021 Подрядчик выполнил на подъезде N 1 разработку грунта и складирование щебня на проезжей части, подъезд N 2 - не приступал к работам.
Данный акт направлен Подрядчику 28.10.2021. Получение данного акта Подрядчиком не оспаривается, вместе с тем представитель Подрядчика отмечает, что на ранее поставленные вопросы об увеличении стоимости сметных работ, удалению большего слоя грунта и его дальнейшему складированию Заказчик так и не ответил.
Обществом на заседание Комиссии представлены протоколы с результатами испытаний ООО НИИ "СтройЭксперт" (N 348.4, 348.6 от 14.12.2021), в заключениях которых установлено, что требуется удаление грунта в соответствии с пунктом 7.8 СП 45.13330.2017 Свод правил. Земляные сооружения, основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87 (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 27.02.2017 N 125/пр) (ред. от 20.11.2019) Подготовка поверхности для отсыпки насыпи обычно включает срезку почвенно-растительного слоя, заторфованного, илистого и другого грунта с содержанием органических веществ более 0,1 по весу.
В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
На основании пунктов 1, 3 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.1 Контракта предусмотрено, что "расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- задержки подрядчиком начала выполнения работ более чем на 30 дней по причинам, не зависящим от заказчика;
- систематического нарушения подрядчиком сроков (два и более раз) выполнения работ, влекущего увеличение срока окончания выполнения работ более чем на 30 дней (несоблюдение подрядчиком установленных графиком выполнения работ сроков выполнения работ);
- несоблюдения подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку выполнения работ более чем на 30 дней;
- отступление подрядчика в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
- существенное нарушение подрядчиком требований к качеству оборудования, материалов, используемых при выполнении работ, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- если в ходе исполнения контракта установлено, что подрядчик не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчика".
В связи с тем, что Подрядчиком работы по Контракту по состоянию на 18.11.2021 так и не были выполнены, Заказчик в соответствии с пунктом 13.1 Контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение направлено Заказчиком Обществу по электронной почте, указанной в Контракте и согласованной сторонами; 19.11.2021 размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
22.11.2021 в адрес Заказчика от Общества поступили возражения на решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в котором Общество указывает, что Решение принято Заказчиком безосновательно, ранее направленные Обществом Обращения с информацией о невозможности исполнения Контракта надлежащим образом не учтены. Общество просило Заказчика отменить Решение.
26.11.2021 Заказчик направил в адрес Общества письмо, в котором сослался на часть 14 статьи 95 Закона, указав, что "Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта".
Обязанности по уведомлению Общества о расторжении Контракта и опубликованию его в единой информационной системе в сфере закупок с целью надлежащего уведомления о принятом решении Заказчиком соблюдены.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Поскольку Обществом работы в полном объеме выполнены не были, Заказчик посчитал Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступившим в силу, а Контракт расторгнутым и обратился в Тульское УФАС России с рассматриваемым обращением.
Из устных и письменных пояснений представителей Общества установлено следующее.
Представители ООО "Главмонтажстрой" сообщили, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено по электронной почте, Обществом направлены Заказчику возражения на принятое им Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с условиями Контракта ООО "Главмонтажстрой" должно было до 1 ноября 2021 обустроить вышеуказанную дорогу, выбрав верхние слои грунта, уплотнив механическим способом основание (с применением катки), а затем уложить и утрамбовать щебеночное покрытие в соответствии с техническим заданием.
Как выяснилось уже после заключения контракта, Заказчик не обеспечил Подрядчику возможности надлежащим образом выполнить условия контракта.
Так как Заказчиком не были проведены изыскательные работы по определению состава грунтов на трассе дороги, то в смету не были внесены работы по полной выборке, вывозу и складированию грунта растительного происхождения (чернозема), наличие которого выявилось только после начала работы Обществом.
При этом законодательство Российской Федерации запрещает обустройство дорог на плодородных почвах, а строительные нормы и правила определяют необходимость выборки грунтов растительного происхождения из основания дороги, так как в противном случае не будет обеспечено надлежащего качества покрытия.
Подрядчик, действуя разумно, добросовестно, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, приостановил работы по выборке грунта в основании дороги и неоднократно уведомлял Заказчика о необходимости выполнения дополнительных работ по вывозу чернозема; со ссылками на нормы действующего законодательства Российской Федерации обосновал невозможность продолжения работ в рамках действующего Контракта.
Однако Заказчик в свих письмах требовал продолжения работ, оставляя без рассмотрения доводы Общества, ответов на поставленные Обществом вопросы не предоставил.
До настоящего времени препятствия для выполнения работ Заказчиком не устранены, письма Подрядчика проигнорированы, что исключает возможность ремонта дороги по условиям Контракта.
Изначально представленная Заказчиком некорректная сметная документация, игнорирование вопросов по согласованию внесений изменений в нее, а также отсутствие содействия в решении вопросов об увеличении объема работ привело к отставанию от графика производства работ и неисполнению условий Контакта.
В связи с данными обстоятельствами, Общество не смогло в срок, установленный Контрактом (до 01.11.2021), выполнить работы по Контракту в полном объеме. Подрядчик также сообщает, что на объект завезен щебень, произведена начальная обработка грунта. Подрядчик готов выполнить работы, предусмотренные Контрактом в кратчайшие сроки, при условии устранения Заказчиком существующих препятствий.
Исходя из вышеизложенного, Общество считает Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта не основанным на Законе, просит информацию об ООО "Главмонтажстрой" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.
Согласно положениям пункта 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
На основании положений пункта 2 статьи 743 ГК РФ договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.
Согласно условиям пункта 1.1 Контракта технической документацией являются проектная документация (Приложение N1 к Контракту), техническое задание (Приложение N 4 к Контракту), смета Контракта (Приложение N 7 к Контракту).
Положениями пункта 3 статьи 743 ГК РФ определено, что подрядчик, обнаруживший в ходе строительства, не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика.
В силу положений пункта 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Согласно положениям пункта 3 статьи 716 ГК РФ, если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Таким образом, исходя из положений статей 716, 743 ГК РФ, работы, предусмотренные контрактом, не могут быть начаты (подлежат приостановке) до замены технической документации (приведения ее в соответствие с фактическим состоянием объекта, объемом работ и затрат), изменения указаний о способе выполнения работы (статья 716 ГК РФ), согласования проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости (статья 743 ГК РФ).
Как усматривается из материалов дела, Подрядчик в письменном виде регулярно сообщал Заказчику о ходе выполнения работ по Контракту; неоднократно ставил в известность Заказчика, что выполнить Контракт в полном соответствии с предоставленным техническим заданием и сметной документацией не предоставляется возможным, ввиду несоответствия фактических объемов работ, объемам работ, предусмотренным в проектно-сметной документации; просил принять соответствующие управленческие решения по возникающим в ходе выполнения работ техническим и организационным вопросам; настаивал на внесении соответствующих изменений в сметную документацию, так как выявленные им недостатки проектно-сметной документации делают невозможным достижение эксплуатационных характеристик и нормального функционирования объекта ввиду необходимости выполнения дополнительных видов и объемов работ.
В то же время материалами дела подтверждается, что Заказчику было известно о наличии вышеприведенных фактов; однако, формально соглашаясь с наличием указанных расхождений, каких-либо действий, направленных на оказание содействия ООО "Главмонтажстрой" в исполнении условий Контракта в соответствии с реальной потребностью Администрации, Заказчик не предпринял (в том числе путем изменения соответствующих условий Контракта).
Комиссия считает, что выполнение Подрядчиком работ, предусмотренных Контрактом, на условиях, определенных техническим заданием и сметной документацией при выявленных обстоятельствах, могло привести к неполучению Заказчиком необходимого результата выполнения таких работ. В свою очередь, выполнение Подрядчиком работ на иных условиях, не согласованных Заказчиком, приводит к нарушению Обществом условий исполнения Контракта.
Установлено, что Подрядчик в полной мере исполнил свою обязанность, предусмотренную пунктом 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации, немедленно известив Заказчика о возникших у него трудностях при исполнении Контракта.
В тоже время, Комиссия считает необходимым обратить внимание на следующее.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия приходит к следующим выводам.
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Проверив факты, изложенные в обращении Заказчика о размещении информации об Обществе в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, а также изучив документы, представленные в материалы дела, Комиссия также отмечает следующее.
Исходя из положений статьи 104 Закона реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта поставщиком, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого поставщика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган обязан достоверно установить не только факт нарушения подрядчиком контракта, но и оценить доказательства его недобросовестного поведения, совершения им умышленных действий (бездействия), противоречащих требованиям Закона и нарушающих права и законные интересы заказчика.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.
Вывод Управления в этой части основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, о том, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
При этом "автоматическое" включение лица, нарушившего условия контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым, без учета степени его вины ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности по поставке продукции для государственных и муниципальных нужд, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.
При этом ни Закон, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного на то органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
В связи с этим, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
Следовательно, размещение информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если Комиссия в результате проведенной проверки установит существенные обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки уклоняться от исполнения контракта, либо направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В то же время Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Подрядчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине ООО "Главмонтажстрой".
Напротив, представленные в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий Общества на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях ООО "Главмонтажстрой" недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения контракта или несоблюдения его условий.
Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.
При вышеизложенных обстоятельствах, вины ООО "Главмонтажстрой", выразившейся в намеренном неисполнении условий Контракта, Управлением не установлено.
Кроме того, Комиссия считает, что возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении Подрядчика, направленном на намеренный срыв исполнения Контракта, а указывают на присутствие разногласий в процессе согласования проектной документации, что свидетельствует о наличии гражданско-правового спора у сторон Контракта, возникшего при его исполнении.
При этом с момента заключения контракта между его сторонами возникают гражданско-правовые отношения, оценку которым антимонопольный орган в рамках рассмотрения одностороннего отказа заказчика либо подрядчика от исполнения контракта в качестве основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков давать не вправе.
При осуществлении проверки одностороннего отказа от исполнения контракта антимонопольный орган оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение сторонами контракта процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренной законом во избежание нарушения прав каждой из сторон контракта, установленных указанным Законом.
Исходя из вышеизложенного, обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон, а их исследование со стороны антимонопольного органа подменяло бы компетенцию суда.
Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого Контракта, может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора, по итогам рассмотрения которого могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.
При таких обстоятельствах, у Тульского УФАС России отсутствуют правовые основания для внесения информации об ООО "Главмонтажстрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную администрацией муниципального образования Дедиловское Киреевского района (вх. N 7164 от 08.12.2021) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Главмонтажстрой" (ИНН 7130031436; проезд Варваровский, д. Варваровка, Ленинский район, Тульская область, 300911), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 11 статьи 104 Закона.
Председатель Комиссии:
Заместитель председателя Комиссии:
Член Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 15 декабря 2021 г. N 071/06/104-1232/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2021