рассмотрев жалобу ООО "МК МЕДИКАЛ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Детская краевая клиническая больница" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка медицинского изделия (Система эндоскопической визуализации ) для государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская краевая клиническая больница" министерства здравоохранения Краснодарского края г. Краснодар" (извещение N 0818500000821007674) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системе.
Уполномоченным учреждением, Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой не согласились, документация составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" проводился электронный аукцион: "Поставка медицинского изделия (Система эндоскопической визуализации) для государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская краевая клиническая больница" министерства здравоохранения Краснодарского края г. Краснодар" (извещение N 0818500000821007674). Заказчик - ГБУЗ "Детская краевая клиническая больница" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 136 827 430,73 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 2) ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В Единой Информационной системе на сайте zakupki.gov.ru в разделе "Информация об объекте закупки" Заказчиком указано КТРУ:
Наименование товара, работы, услуги по КТРУ |
Код позиции |
Характеристики товара, работы, услуги |
Заказчик |
Единица измерения |
Количество |
Цена за ед.изм. |
Стоимость |
||
Наименование |
Значение |
Единица измерения |
|||||||
Система эндоскопической визуализации |
26.60.12.119-00000374 |
|
|
Штука |
1 |
136827430.73 |
136827430.73 |
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Заявитель в жалобе указывает, что при составлении описания объекта закупки допущены нарушения положений ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее, соответственно - Постановление N 145, Правила использования каталога). В Разделе 2 "Описание объекта закупки" Заказчик не обосновал необходимость установленных дополнительных характеристик к товару согласно требованиям Постановления N 145.
Согласно ч. 4 ст. 23 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил использования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии).
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
При этом п. 6 Правил использования каталога установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования каталога, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Документация электронного аукциона содержит Раздел "Техническое задание", где Заказчиком установлены требования в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие). Содержится описание объекта закупки - Система эндоскопической визуализации.
Заявитель в жалобе указывает, что требуется обоснование всех установленных функциональных, технических и качественных характеристик товара.
С указанным доводом представители уполномоченного учреждения не согласился, из пояснений следует, что Заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, только при наличии описания товара в позиции, ГБУЗ ДККБ было подготовлено письмо - обоснование от 02.12.2021 г. N08-24/1219 описание закупаемого товара с учетом специфики - уникальности закупаемой эндоскопической системы визуализации, в котором указано на каком основании Заказчику необходимо именно такое оборудование, а не аналогичное.
"ГБУЗ Детская краевая клиническая больница (ДККБ) является единственным многопрофильным педиатрическим стационаром, а также включает в себя краевой Перинатальный центр. Специалистами ДККБ проводится оказание высокоспециализированной медицинской помощи детям от периода новорожденности до 18 лет,
ДККБ является уникальным детским центром на юге России, сосредоточив оказание высокоспециализированной и высокотехнологичной помощи. Ежегодно в ДККБ получает стационарное лечение более 25 тысяч детей, среди них 1/4 часть дети до 3 лет и рождается более 6 тысяч новорожденных. В настоящее время с улучшением перинатальной диагностики н выхаживания новорожденных и недоношенных с различной патологией возрастают требования и к эндоскопической диагностике, необходимости проведения бронхоскопии, гастроскопии, колоноскопии и дуоденоскопии с учетом роста количества ВПР, повышения качества проценттальной диагностики, большинство операций проводится именно у детей с момента новорожденности, в том числе и недоношенных детей.
В связи с вышеизложенным, специалистами со значительным опытом работы в детской эндоскопической практике, были сделаны следующие выводы.
Во-первых, согласно рекомендациям ESGE/ ESPGHAN-2017 к Профессионального стандарта врача эндоскописта от 14.07.21т, N 471н, выбор типа эндоскопа должен зависеть от веса и возраста ребенка.
Для проведения исследования у детей различной весовой и возрастной категории необходим колоноскоп тонкий, диаметром 9,7 мм, гастроскоп ультратонкий, диаметром 4,9 мм и бронхоскоп тонкий, диаметром 3,1 мм, которые можно использовать для проведения колоноскопии, гастроскопии и бронхоскопии, в том числе у детей до года.
Как учреждение III уровня, мы крайне заинтересованы в использовании аппаратуры экспертного класса, поскольку это значительно сокращается время проведения исследования и уменьшается риск развития осложнений при проведении эндоскопических манипуляций, что благотворно сказывается в лечении. Ежегодно в ДККБ проходят лечение и обследование с взятием биопсии слизистых ЖКТ и ТБД более 1000 новорождённых и младенцев.
Во-вторых, набор технических характеристик эндоскопического оборудования должен содержать сосудистые режимы, оптические спектры, переменную жёсткость колоноскопа, что улучшает процесс современной диагностики сосудистых расстройств у детей и является требованием клинических рекомендаций.
В-третьих, комплектация оборудования, а также его технические характеристики не должны ограничивать возможность дальнейшей обработки и анализа данных как самого пациента, так и проведенного обследования. Необходимо обеспечить совместимость функций видеоэндоскопической стойки с приобретаемыми колоноскоиами. гастроскопами, бронхоскопами и дуодсносконами. Кроме этого важно располагать опциями документирования исследований для проведения расширенных консилиумов, телемедицинских консультаций с федеральными НИМЦ, контурную и структурную детализацию изображения.
В-четвертых, рассмотрев все виды предложенного на российском рынке эндоскопического оборудования, сделан вывод, что для применения в педиатрической практике допустимо использование ультразвуковых эндоскопических датчиков, которые свободно входят в инструментальный канал тонких и ультратонких эндоскопов. Это значительно расширяет возможности работы данного оборудования и улучшает качество исследования.
Принимая во внимание вышесказанное, для организации эндоскопических исследований у детей, начиная с периода новорожденности, в том числе у недоношенных просим приобрести данное оборудование в требуемой комплектации".
Закупаемая "Система эндоскопической визуализации" относится к коду позиции каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) - 26.60.12.119-00000374 "Система эндоскопической визуализации", в котором не содержится описания и каких-либо характеристик товара, следовательно, установленные Заказчиком функциональные, технические и качественные характеристики не могут рассматриваться в качестве дополнительных и в таком случае не требуется обоснования необходимости их использования, что согласуется с требованиями Постановления N 145.
Заявитель в жалобе указывает, что при формировании лота не учтены требования постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 620).
Пунктом 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных товаров, работ, услуг.
При этом, Постановлением N 620 установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
В рамках проводимой закупки не монтируемого оборудования предполагается поставка системы эндоскопической визуализации, которая включает в себя комплект устройств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н утверждена номенклатурная классификация медицинских изделий по видам.
Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи <*>, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.
Объектом данной закупки является поставка одного вида медицинского изделия - системы эндоскопической визуализации в количестве 1 шт. Указанные в описании объекта закупки медицинские изделия являются составными частями данной системы (комплекта).
Постановлением N145 утверждены Правила формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), а также Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
В силу пп. "д" п. 10 Правил формирования каталога в справочную информацию позиций каталога (раздел "Справочная информация" вкладки "Общая информация" позиции каталога в ЕИС по медицинским изделиям) включается информация в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н (далее - номенклатурная классификация).
Так, в позиции каталога указываются вид медицинского изделия в числовом выражении (код), наименование вида медицинского изделия, а также классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.
22.03.2019 в КТРУ включена позиция 26.60.12.119-00000374 "Система эндоскопической визуализации", единица измерения "штука", а также включена информация о коде ОКПД 2 и коде по номенклатурной классификации медицинских изделий по видам.
Таким образом, в отношении медицинского изделия "Система эндоскопической визуализации" установлен один код в соответствии с номенклатурной классификацией (далее - код НКМИ) - 271790.
Классификация медицинских изделий формируется в электронном виде по группам и подгруппам медицинских изделий и размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет".
К поставке требуется система (комплекс) эндоскопической визуализации и в соответствии со ст. 134 ГК РФ указанное оборудование является сложной вещью и различные вещи, входящие в состав комплекса, соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению.
Представители уполномоченного учреждения, Заказчика с доводом Заявителя о том, что в описательной части медицинского изделия, соответствующего коду НКМИ 271790, не указаны такие позиции как эндоскопический ультразвуковой центр, датчик ультразвуковой, привод ультразвуковых датчиков, аппарат электрохирургический и медицинский видеорекордер, и, закупаемое медицинское оборудование, являющееся сложной вещью, не может быть укомплектовано соответсвующими медицинскими изделиями не согласны, в пояснениях указывают.
В соответствии с пп. "г" п. 10 Правил формирования каталога, в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п. 13 Правил формирования каталога.
Указанное описание товара, работы, услуги размещается исключительно во вкладке "Описание товара, работы, услуги" позиции каталога ЕИС и в силу п. 4 Правил использования каталога, подлежит обязательному применению заказчиками при осуществлении закупки с указанной в позиции каталога даты начала обязательного применения.
При этом согласно пп. "д" п. 10 Правил формирования каталога в позицию каталога может включаться справочная информация - коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
Так, в зависимости от вида товара, работы или услуги в справочную информацию позиций каталога может включаться информация согласно номенклатурной классификации медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н.
В частности, в соответствии с указанной номенклатурной классификацией медицинских изделий в справочную информацию включаются вид медицинского изделия в числовом выражении (код), наименование вида медицинского изделия и классификационные признаки вида медицинского изделия.
Такие классификационные признаки вида медицинского изделия размещаются в графе "Описание по классификатору" раздела "Справочная информация" вкладки "Общая информация" позиции каталога в ЕИС.
Вместе с тем справочная информация (в том числе классификационные признаки вида медицинского изделия) не образует описания товара, работы, услуги в понимании ст. 33 Закона о контрактной системе и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с п. 4 Правил использования каталога обязательному использованию Заказчиком (письмо Министерства финансов РФ от 04.09.2020 N 24-06-08/77872).
Соответственно действия Заказчика не противоречат положениям Постановления N 620 и требованиям Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что при описании объекта закупки Заказчик установил параметры и их значения, которые соответствуют только одному производителю - "Олимпас Медикал Системс Корп", установленные параметры являются уникальными.
Из пояснений Заказчика следует, что для достижения поставленных целей и в рамках, возложенных на лечебное учреждение обязанностей, Заказчик установил в Разделе 2 технические, функциональные и качественные характеристики товара, которые наилучшим образом удовлетворят его потребности, учитывая специфику дальнейшего применения закупаемого оборудования и специальный контингент пациентов.
Детская краевая клиническая больница является уникальным детским центром на юге России и единственным многопрофильным педиатрическим стационаром, а также включает в себя Краевой перинатальный центр. Специалистами проводится оказание высокоспециализированной, высокотехнологичной медицинской помощи детям от периода новорожденности до 18 лет.
В соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
В настоящее время с улучшением перинатальной диагностики и выхаживания новорожденных и недоношенных с различной патологией возрастают требования и к эндоскопической диагностике, необходимости проведения бронхоскопии, гастроскопии, колоноскопии и дуоденоскопии с учетом роста количества врожденных пороков развития, повышения качества пренатальной диагностики, большинство операций проводится именно у детей с момента новорожденности, в том числе и недоношенных детей.
Для проведения исследования у детей различной весовой и возрастной категории необходим колоноскоп тонкий (диаметром 9,7 мм), гастроскоп ультратонкий (диаметром 4,9 мм) и бронхоскоп тонкий (диаметром 3,1 мм), которые можно использовать для проведения колоноскопии, гастроскопии и бронхоскопии, в том числе у детей до года. Ежегодно в ДККБ проходят лечение и обследование с взятием биопсии слизистых желудочно-кишечного тракта и трахеобронхиального дерева более 1 ООО новорождённых и младенцев.
Согласно рекомендациям ESGE/ ESPGHAN-2017 и Приказу Минтруда России от 14.07.2021 N 471н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-эндоскопист", выбор типа эндоскопа должен зависеть от веса и возраста ребенка.
Требуемый функционал обеспечит возможность постановки правильного диагноза за счет качественной визуализации. Указание характеристик продиктовано необходимостью обеспечения осмотра по окружности, чтобы не упустить патологию, выявить правильные топографические ориентиры при операциях у маловесных детей.
Количество уровней регулировки красного, синего и насыщенности цвета эндоскопического видеоцентра обеспечивает более точную визуализацию и быструю детализацию патологического процесса у детей. Цифровой видеовыход IEEE 1394 с функцией дистанционного управления записью необходим для реализации возможности записи проведенного исследования и проведения консилиумов. Автоматическая регулировка яркости с помощью серво-диафрагмы позволяет ускорить процесс исследования, так как аппарат "подстраивается" в процессеисследования, а количество уровней ручной регулировки яркости детализирует патологический процесс у детей. Запасной источник света в случае перегорания во время исследования основного источника обеспечивает возможность закончить исследование без повторного вмешательства. Функция отключения источника света при простое является энергосберегающей.
Поскольку ГБУЗ ДККБ является учреждением III уровня, которому крайне необходима в использовании аппаратура экспертного класса, так как это значительно сокращает время проведения исследования и уменьшает риск развития осложнений при проведении эндоскопических манипуляций, что благотворно сказывается в лечении.
Также, набор технических характеристик эндоскопического оборудования должен содержать сосудистые режимы, оптические спектры, переменную жёсткость колоноскопа, что улучшает процесс современной диагностики сосудистых расстройств у детей и является требованием клинических рекомендаций. Электронож необходим для проведения экстренных манипуляций и операций во время выявления различных патологий (полипы, стриктуры, опухоли) у детей в процессе манипуляции. Одна эндоскопическая стойка должна быть укомплектована соответсвующими медицинскими изделиями.
Кроме того, комплектация оборудования, а также его технические характеристики не должны ограничивать возможность дальнейшей обработки и анализа данных как самого пациента, так и проведенного обследования. Необходимо обеспечить совместимость функций видеоэндоскопической стойки с приобретаемыми колоноскопами, гастроскопами, бронхоскопами и дуоденоскопами. Важно располагать опциями документирования исследований для проведения расширенных консилиумов, телемедицинских консультаций с федеральными научно-исследовательскими медицинскими центрами, контурную и структурную детализацию изображения.
Руководствуясь необходимостью оказания высокотехнологичной медицинской помощи Заказчиком сформирована именно указанная в описании объекта хзакупки комплектация оборудования.
Рассмотрев все виды предложенного на российском рынке эндоскопического оборудования, заказчиком сделан вывод, что для применения в педиатрической практике допустимо использование ультразвуковых эндоскопических датчиков, которые свободно входят в инструментальный канал тонких и ультратонких эндоскопов. Это значительно расширяет возможности работы данного оборудования и улучшает качество исследования.
Заказчиком в аукционной документации установлены требования к медицинскому оборудованию с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности, оказания квалифицированной медицинской помощи новорожденным.
Закупка производится с целью оснащения нового лечебно-диагностического корпуса в рамках реализации Федерального и регионального проектов "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям". Закупка современной системы эндоскопической визуализации предусмотрена проектно-сметной документацией на строительство указанного объекта капитального строительства.
Заявитель в жалобе указывает, что терминология и установленные в Разделе 2 характеристики предполагаемого к поставке товара должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 56278-2014 "Видеоэндоскопические комплексы с установками для ультразвуковой и флуоресцентной эндоскопии" и ГОСТ Р 56279-2014 "Стойки эндоскопические".
Из пояснений Заказчика следует, что указанные национальные стандарты разработаны для разных видов медицинских изделий, так как оба документа содержат отличный друг от друга приборный состав медицинских изделий и рекомендуемые требования к приборам. Таким образом, утверждение Заявителя о том, что описание объекта закупки должно полностью соответствовать одновременно двум указанным документам ошибочно.
Согласно разделу 1 ГОСТ Р 56278-2014 настоящий стандарт устанавливает общие требования к подготовке проведения государственных закупок медицинского оборудования (МО): видеоэндоскопические комплексы с установками для ультразвуковой и флуоресцентной эндоскопии (далее - ВЭ комплексы), предназначенные для диагностики различных заболеваний в организме человека. Стандарт не распространяется на требования к подключенным различным устройствам фиксации (фото-, видеокамеры) или вывода изображения (мониторы, принтеры) и эндоскопическим инструментам, применяемым в ходе диагностики. В разделе 4.3 ГОСТ Р 56278-2014 установлены требования к приборному составу ВЭ комплексов, а также в таблице 1 приведен пример состава ВЭ комплекса с набором различных типов видеоэндоскопов и рекомендуемые требования. Согласно пункту 4.3.1 ГОСТ Р 56278-2014 ВЭ комплексы должны иметь приборный состав и технические характеристики для выполнения, предусмотренного поставщиком назначения и применения в нормальных условиях их эксплуатации. Также в примечании "Примера состава ВЭ комплекса" установлено, что допускается включение и/или исключение рекомендуемых требований в тендере на закупку ВЭ комплекса, приведенных в таблице 1, по согласованию с заказчиком в соответствии с предусмотренным применением в медицинском учреждении.
Аналогичное условие содержится в примечании "Примера состава ЭС" в ГОСТ Р 56279-2014 ("ГОСТ Р 56279-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Стойки эндоскопические. Технические требования для государственных закупок")
Также приведенные Заявителем ГОСТы устанавливают, что формируя требования тендерных закупок, заказчик должен руководствоваться задачами предусмотренного применения/назначения закупаемого оборудования в медицинском учреждении.
Поскольку в соответствии с положениями ГОСТ Р 56278-2014 и ГОСТ Р 56278-2014 требования указанных стандартов являются рекомендационными, а также допускают включение и/или исключение рекомендуемых требований в аукционе на закупку в соответствии с потребностями медицинского учреждения, Заказчиком правомерно установлены рассматриваемые характеристики.
Установление определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников электронного аукциона. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребности Заказчика, не свидетельствуют о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничения Заказчиком числа участников закупки. Также следует отметить, что предметом торгов является поставка товара, а не его производство, в связи с чем, Поставщиком товара может быть любое лицо, в том числе и не производитель товара.
В аукционной документации не должны устанавливаться условия, которые удовлетворяют всех возможных участников. Отсутствие возможности поставки товара участником закупки не означает, что его права и законные интересы нарушены. Заявителем в данном случае не подтвержден факт невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям заказчика, с целью дальнейшей поставки.
Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что установленным техническим и функциональным характеристикам предполагаемого к поставке медицинского оборудования соответствует товар исключительного одного производителя. Представленная в тексте жалобы сравнительная таблица технических храктеристик медицинского оборудования 4-х производителей, из которой следует, что под установленные характеристики походит медицинское изделие исключительно одного производителя, не свидетельствует о том, что на свободном рынке не представлено медицинских изделий иных производителей, информация о которых не включена в таблицу.
Отсутствие товара с необходимыми характеристиками у какого-либо из потенциальных участников закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки, в данном случае предметом закупки является поставка товара, а не его производство, в связи с чем любой участник закупки не лишен возможности поставить товар необходимый заказчику, а поставка аналогового товара, это товар, в котором заказчик не нуждается (постановление 13 Арбитражного апелляционного суда от 03.12.2021 NА56-60308/2021, постановление АС Северо-Кавказского округа от 18.11.2021 N А32-43480/2020, постановление АС Северо-Западного округа от 25.10.2021 NА13-1867/2021).
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МК МЕДИКАЛ" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000821007674).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 декабря 2021 г. N 1869/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2021