Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 92 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в составе: <__.> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (далее - МКУ "УКС") от 15.12.2021 N 1322 (вх. от 20.12.2021 N 5580) о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Сити Проект Инжиниринг" (далее - ООО "Сити Проект Инжиниринг") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта от 19.03.2021 N 4 (реестровый номер контракта 3110502293421000007), заключенного по результатам осуществления закупки способом электронного аукциона "Разработка проектно-сметной документации для капитального ремонта 4-х этажной части здания МОУ СОШ N 4", извещение N 0107300009521000034 (далее - муниципальный контракт, электронный аукцион, закупка, обращение),
при участии в заседании посредством веб-видеоконференции:
<__.> - директора МКУ "УКС" по приказу от 15.10.2020 N 71 л/с;
<__.> - представителя ООО "Сити Проект Инжиниринг" по доверенности от 16.12.2021,
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе МКУ "УКС" представлено обращение о рассмотрении вопроса о включении сведений об ООО "Сити Проект Инжиниринг" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
МКУ "УКС", "Сити Проект Инжиниринг" надлежащим образом времени и месте рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.
ООО "Сити Проект Инжиниринг" письмом от 23.12.2021 (вх. от 23.12.2021 N 6511-э.) заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в режиме веб-видеоконференции.
Коми УФАС России указанное ходатайство было удовлетворено, в связи с чем обращение рассмотрено посредством веб-видеоконференции, о чем стороны были извещены посредством электронной почты.
Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, заслушав представителей МКУ "УКС", ООО "Сити Проект Инжиниринг" пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком закупки явилось МКУ "УКС", уполномоченным органом - Управление финансов муниципального района "Печора".
Объект закупки: "Разработка проектно-сметной документации для капитального ремонта 4-х этажной части здания МОУ СОШ N 4".
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 765 032,00 руб.
Источник финансирования закупки: Бюджет МО МР "Печора".
Извещение о проведении аукциона в электронной форме, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 16.02.2021;
Изменения извещения о проведении аукциона в электронной форме, документации об электронном аукционе размещены на официальном сайте 20.02.2021.
По протоколу подведения итогов электронного аукциона от 04.03.2021 N0107300009521000034-3 победителем закупки определено ООО "Сити Проект Инжиниринг".
По результатам осуществления закупки между МКУ "УКС" (заказчик) и ООО "Сити Проект Инжиниринг" (подрядчик) 19.03.2021 заключен муниципальный контракт N 4 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для капитального ремонта 4-х этажной части здания МОУ СОШ N 4.
Пунктами 1.1, 1.2 раздела 1 муниципального контракта определен предмет муниципального контракта: "Подрядчик обязуется выполнить работы по разработке проектно-сметной документации для капитального ремонта 4-х этажной части здания МОУ СОШ N 4 (далее - работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить работы, выполненные в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему.
Перечень работ, место выполнения и сроки, согласно которым Подрядчик обязан выполнить работы в рамках Контракта, определены в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), Сметами (Приложение N2 к Контракту) и графиком производства работ (Приложение N3), которые являются неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется своевременно принять результаты выполненных Работ и оплатить их в соответствии с условиями Контракта".
Согласно пункту 2.1 раздела 2 муниципального контракта: "Цена Контракта составляет 1 672 844 (один миллион шестьсот семьдесят две тысячи восемьсот сорок четыре) рубля 36 копеек, без НДС.
Цена Контракта сформирована с учетом всех расходов Подрядчика, связанных с исполнением Контракта, в том числе расходов на поставку, транспортировку материалов, вывоз строительного мусора, услуги по утилизации, изделий необходимых для выполнения работ, стоимость работ (в т.ч. по устранению недоделок и дефектов выявленных в процессе эксплуатации объекта), транспортных услуг, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи Подрядчика, связанные с выполнением обязательств по Контракту".
По пунктам 3.1, 3.2 раздела 3 муниципального контракта: "Подрядчик обязуется выполнить Работы, предусмотренные п. 1.1. Контракта с момента заключения Контракта по 30 сентября 2021 года.
Срок действия Контракта - с момента подписания Контракта до 31 октября 2021 года (включительно)".
По подпунктам 4.1.1-4.1.8 пункта 4.1 раздела 4 муниципального контракта: "Заказчик обязан: Исключительно по письменному запросу Подрядчика предоставить имеющуюся у Заказчика документацию, необходимую для выполнения Работ (Запрос Подрядчика должен содержать четкое обоснование необходимости предоставления документации Заказчиком (с указанием разделов разрабатываемой проектной документации, для разработки которых запрашивается документация).
Оказывать Подрядчику необходимое содействие в процессе исполнения Контракта.
Направлять Подрядчику ответы на запросы в связи с исполнением Контракта, в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней с момента получения соответствующего запроса.
Требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с условиями Контракта.
В случае обнаружения недостатков результата выполненных Работ сообщать об этом в письменной форме Подрядчику.
Обеспечить приемку результата выполненных по Контракту Работ, в соответствии с условиями Контракта и требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Принять выполненные Работы, соответствующие требованиям, установленные Контрактом.
Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика".
Согласно подпунктам 4.2.1-4.2.3, 4.2.5-4.2.8, 4.2.15 пункта 4.2 раздела 4 муниципального контракта: "Подрядчик обязан: Приступить к работам в течение 2 (двух) календарных дней с момента заключения Контракта.
Выполнить предусмотренные Контрактом Работы, обеспечив их надлежащее качество в соответствии с Техническим заданием и иными исходными данными на проектирование, с требованиями технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.
Работы должны быть выполнены в соответствии с действующими нормами проектирования, техническими условиями в сроки, установленные Контрактом.
В течение 3 (трёх) рабочих дней, со дня заключения Контракта, предоставить Заказчику копию контрактов с субподрядными организациями, привлекаемыми к выполнению Работ, с приложением лицензии (на те виды работ, на которые в соответствии с действующим законодательством РФ требуются наличие лицензий или разрешений).
Все несоответствия, нарушения, недостатки, выявленные в ходе Работ, исправлять за свой счет, в течение 5 (Пяти) дней после их выявления.
Утвердить (предварительно согласовать до прохождения Государственной экспертизы проектной документации) разработанную проектную документацию у Заказчика и эксплуатационной организации.
В соответствии с условиями Контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
К установленному Контрактом сроку обязан предоставить Заказчику результаты выполнения Работы, предусмотренные Контрактом.
Обеспечить устранение за свой счет недостатков и дефектов, выявленных при приемке Работ и в течение гарантийного срока".
Согласно подпункту 4.3.1 пункта 4.3 раздела 4 муниципального контракта: "Заказчик вправе: Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о Контрактной системе в сфере закупок".
Согласно подпункту 4.4.1 пункта 4.4 раздела 4 муниципального контракта: "Подрядчик вправе: Привлекать по согласования с Заказчиком к исполнению Контракта третьих лиц (субподрядчиков)".
В соответствии с пунктами 6.3-6.5, 6.7, 6.9 раздела 6 муниципального контракта: "Подрядчик в течение 3 (трех) дней с момента окончания выполнения Работ в соответствии с Техническим заданием (приложение N1 к Контракту) уведомляет Заказчика о готовности результата Работ к приемке.
Совместно с уведомлением о готовности результата Работ к приемке Подрядчик направляет заказчику:
- акт сдачи-приемки результатов работ в 2 (двух) экземплярах, счет (и счет-фактуру, в случае, если Подрядчик является плательщиком НДС).
- комплект проектно-сметной документации (на бумажном носителе сброшюрованными в 4 экземплярах с оригинальными подписями и печатями, а также на электронном носителе (CD, DVD диск) в электронном виде в количестве одного экземпляра), а также результатов инженерных изысканий, предусмотренных техническим заданием и условиями Контракта;
- накладную на передачу проектно-сметной документации и результатов инженерных изысканий;
- положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий.
Заказчик в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения уведомления от Подрядчика о готовности результата Работ к приемке приступает к приемке результата выполненных Работ.
Документом о приемке результата Работ является Акт сдачи-приемки результата Работ.
В процессе выполнения Работ (до передачи проектной документации на государственную экспертизу, Подрядчик передает Заказчику разработанную проектную документацию для предварительного согласования принципиальных решений проектной документации). Указанное предварительное согласование не является приемкой Заказчиком результата Работ".
В соответствии с пунктами 11.1-11.3 раздела 11 муниципального контракта: "Контракт, может быть, расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда либо в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в случае, если:
Подрядчик выполняет Работы ненадлежащего качества, при этом недостатки не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
Подрядчик нарушил сроки выполнения Работ, предусмотренные Контрактом;
Подрядчик не приступает к исполнению Контракта в срок, установленный Контрактом, или нарушает график производства Работ, предусмотренный Контрактом, либо в ходе выполнения Работ стало очевидно, что она не будет выполнена надлежащим образом в установленный Контрактом срок;
Отступления в выполнении работ от условий Контракта или иные недостатки результата выполнения работ в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми.
Заказчик также вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.".
2. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В частях 12, 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
2.1. По результатам анализа материалов обращения установлено следующее.
Письмом от 03.06.2021 N 580 МКУ "УКС" сообщило ООО "Сити Проект Инжиниринг" о нарушении сроков исполнения инженерных изысканий согласно графику выполнения работ по муниципальному контракту и просило в срок до 21.06.2021 направить в адрес МКУ "УКС" сформированные технические отчеты по результатам инженерных изысканий.
15.06.2021 посредством электронной почты ООО "Сити Проект Инжиниринг" направило в адрес МКУ "УКС" проектную документацию и техническое заключение.
Письмом от 18.06.2021 N 624 МКУ "УКС" сообщило ООО "Сити Проект Инжиниринг", что представленная документация и техническое заключение не соответствуют техническому заданию на проектирование, указало на замечания, которые просило устранить и ускорить разработку проектно-сметной документации на социально-значимый объект.
24.06.2021 и 29.06.2021 посредством электронной почты ООО "Сити Проект Инжиниринг" направило в адрес МКУ "УКС" проектную документацию.
Письмом от 06.07.2021 N 691 МКУ "УКС" просило ООО "Сити Проект Инжиниринг" в разделе 21-23-ИОС1 предусмотреть установку электрических розеток в соответствии с действующими нормативными требованиями.
13.07.2021 посредством электронной почты ООО "Сити Проект Инжиниринг" направило в адрес МКУ "УКС" проектную документацию.
Письмом от 27.07.2021 N 792 МКУ "УКС" просило ООО "Сити Проект Инжиниринг" подписать и скрепить печатью раздел 21-23-ТЗ Технического заключения, а также согласовать возможность эксплуатации 1-го и 2-го этажей 4-этажной части школы с определенными в письме условиями.
Письмом от 02.08.2021 N 74 ООО "Сити Проект Инжиниринг" в ответ на письмо МКУ "УКС" от 27.07.2021 N 792 сообщило о согласовании возможности эксплуатации 1-го и 2-го этажей 4-этажной части школы с указанными в письме МКУ "УКС" от 27.07.2021 N 792 условиями.
Письмом от 26.08.2021 N 921 МКУ "УКС" сообщило ООО "Сити Проект Инжиниринг" о нарушении сроков исполнения инженерных изысканий по муниципальному контракту, об отсутствии по состоянию на 26.08.2021 результатов инженерных изысканий, а также о том, что проектная документация в объеме, необходимом для прохождения государственной экспертизы в адрес МКУ "УКС" не направлялась. МКУ "УКС" просило в срок до 02.09.2021 направить сформированные технические отчеты по результатам инженерных изысканий, а также проектную документацию в объеме, необходимом для прохождения государственной экспертизы.
В связи с невыполнением подрядчиком - ООО "Сити Проект Инжиниринг" работ по муниципальному контракту заказчиком - МКУ "УКС" 21.10.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.
Как следует из материалов обращения, решение заказчика от 21.10.2021 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта направлено в адрес ООО "Сити Проект Инжиниринг" 22.10.2021 по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, 21.10.2021 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Решение заказчика от 21.10.2021 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта в адрес ООО "Сити Проект Инжиниринг" телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении подрядчику не направлялось, что было подтверждено представителем МКУ "УКС" в ходе рассмотрения обращения. Доказательств обратного в Коми УФАС России не представлено.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 16960758414904 (решение заказчика от 21.10.2021 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта) почтовое отправление возвращено в адрес отправителя по иным обстоятельствам и получено им 09.12.2021.
Согласно устным пояснениям представителя ООО "Сити Проект Инжиниринг", озвученным на заседании комиссии по рассмотрению обращения, решение заказчика от 21.10.2021 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта общество не получало, о принятом заказчиком решении обществу стало известно лишь после получения от Коми УФАС России уведомления о месте и времени рассмотрения обращения МКУ "УКС" о включении ООО "Сити Проект Инжиниринг" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, заказчик не обеспечил доставку до ООО "Сити Проект Инжиниринг" решения от 21.10.2021 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.
Бездействие заказчика - МКУ "УКС" в части ненаправления решения от 21.10.2021 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении подрядчику, противоречит части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе.
С учетом требования части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе при невозможности получения подтверждения либо информации о вручении исполнителю уведомления об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта датой надлежащего уведомления ООО "Сити Проект Инжиниринг" о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта в единой информационной системе.
В силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, дата вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта и дата расторжения муниципального контракта - 02.12.2021.
3. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
ООО "Сити Проект Инжиниринг" в письме в адрес Коми УФАС России от 27.12.2021 (вх. от 27.12.2021 N 6558-э.) указано, что невыполнение обязательств по муниципальному контракту обусловлено следующими обстоятельствами.
Для выполнения инженерных изысканий по муниципальному контракту от 19.03.2021 N 4 ООО "Сити Проект Инжиниринг" привлекло в качестве субподрядчика общество с ограниченной ответственностью "Град Строй Проект" (далее - ООО "ГСП"), с которым заключен договор от 29.03.2021 N 29/03 (далее - договор).
Согласно пункту 1.1 раздела 1 договора: "Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства на выполнение инженерных изысканий в рамках выполнения работ по разработке проектно-сметной документации для капитального ремонта 4-х этажной части здания МОУ СОШ N 4, в соответствии с приложением N 1 к договору".
В соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 договора: "Сроки выполнения работ: Исполнитель приступает к исполнению своих обязательств после подписания настоящего договора. Срок выполнения - в течение 30 (тридцати) календарных дней".
Согласно платежному поручению от 31.03.2021 N 74 ООО "Сити Проект Инжиниринг" произведена оплата ООО "ГСП" за выполнение инженерных изысканий.
ООО "ГСП" не выполнило свои обязательства по договору, в связи с чем ООО "Сити Проект Инжиниринг" не смогло передать МКУ "УКС" результат инженерных изысканий.
Поскольку денежные средства, оплаченные ООО "ГСП", не возвращены, ООО "Сити Проект Инжиниринг" не могло обратиться в другую организацию по причине отсутствия денежных средств.
Согласно устным пояснениям представителя МКУ "УКС", озвученным на заседании комиссии по рассмотрению обращения, ООО "Сити Проект Инжиниринг" не обращалось к заказчику за согласованием привлечения к исполнению муниципального контракта субподрядчика, копию заключенного договора о привлечении субподрядчика в адрес МКУ "УКС" не направляло, что является нарушением подпункта 4.2.3 пункта 4.2, подпункта 4.4.1 пункта 4.4 раздела 4 муниципального контракта. Доказательств обратного ООО "Сити Проект Инжиниринг" в Коми УФАС России не представлено.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
ООО "Сити Проект Инжиниринг", подавая заявку на участие в электронном аукционе, выразило согласие на выполнение работ на условиях закупки.
ООО "Сити Проект Инжиниринг", как субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность на свой риск, надлежало до подачи заявки на участие в закупке оценить свои возможности по исполнению обязательств по муниципальному контракту в соответствии с требованиями закупки.
3.1. Согласно подпункту "а" пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
Согласно позиции Федеральной антимонопольной службы, изложенной в письме от 29.09.2020 N ИА/84081/20 "По вопросам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, при этом размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок.
В ходе рассмотрения обращения в действиях заказчика - МКУ "УКС" выявлено нарушение требований Закона о контрактной системе при расторжении муниципального контракта в части ненаправления решения от 21.10.2021 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении подрядчику.
Решение от 21.10.2021 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, направленное по адресу ООО "Сити Проект Инжиниринг" по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, обществом не получено.
После принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, МКУ "УКС" от ООО "Сити Проект Инжиниринг" письма не получало.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта не достигло своей цели: подрядчик не был извещен об одностороннем отказе заказчика от исполнения муниципального контракта.
Таким образом, выявленное нарушение требований Закона о контрактной системе в действиях заказчика является основанием для отказа во включении информации об ООО "Сити Проект Инжиниринг" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Отказать МКУ "УКС" во включении информации об ООО "Сити Проект Инжиниринг" (ИНН: 2130162454; адрес места нахождения: 428022, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Ю. Гагарина, д. 31, кв. 24; директор: Семенов Дмитрий Иванович, ИНН: 212884917571) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. По результатам проведения внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - МКУ "УКС" выявлено нарушение части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе в части ненаправления решения от 21.10.2021 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении подрядчику.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <__.>
Члены комиссии <__.>
<__.>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 27 декабря 2021 г. N РНП-11-212
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2021