Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБУ СШОР N1 Московского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "ПРИОРИТЕТ" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 39707-ИП/21 от 16.12.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по дежурству бригад скорой медицинской помощи в период проведения спортивных мероприятий в 2022 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 26.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200274021000062. Начальная (максимальная) цена контракта - 373 826, 70 рублей.
ООО "ПРИОРИТЕТ" в жалобе указало на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащих требований к участникам закупки, которые, в том числе, ограничивают количество участников закупки.
Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
В силу п. 3.32 Административного регламента, по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае, если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
23.12.2021 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение жалобы продолжалось 24.12.2021 тем же составом Комиссии УФАС.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно документации об аукционе, предметом закупки является право заключения контракта на оказание услуг по дежурству бригад скорой медицинской помощи в период проведения спортивных мероприятий в 2022 году.
В соответствии с положением раздела 12 документации об аукционе, Заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки:
-Наличие действующей лицензии:
- на осуществление медицинской деятельности в соответствии с п. 46 части 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852, При оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании скорой медицинской помощи вне медицинской организации по: скорой медицинской помощи; при оказании скорой специализированной медицинской помощи вне медицинской организации, в том числе выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи, по: анестезиологии и реаниматологии, а так же лечебной физической культуре и спортивной медицине.
В соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения РФ от 28 октября 2020 года N 1165н "Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи", наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений включающая следующий перечень работ (услуг), составляющих деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений: хранение, перевозка, приобретение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки II - III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; использование наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки II - III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров подлежащих контролю в Российской Федерации, в медицинских целях".
Также Заказчиком установлено требование о представлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих вышеуказанные требования к участникам закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки должна содержать информацию и документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), утвержден перечень видов деятельности, на который требуется выдача соответствующих лицензий и разрешений.
Перечень лицензируемых видов деятельности определен Законом о лицензировании, в частности, в соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона лицензированию подлежит медицинская деятельность.
Согласно ч. 1 ст. 704 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.
Согласно ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Исходя из положений ст. 31 Закона о контрактной системе, требование о наличии соответствующей лицензии, членства или свидетельства возможно только от участника закупки, то есть юридического или физического лица, принимающего непосредственное участие в закупке.
Как уже было отмечено выше, в соответствии с документацией одним из требований к участникам закупки является наличие действующей Лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений включающая в том числе перевозку наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки II - III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; использование наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки II - III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров подлежащих контролю в Российской Федерации, в медицинских целях.
В свою очередь, Комиссия УФАС отмечает, что при регулировании вопроса о перевозке наркотических средств Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в статье 21 отсылает к Правилам перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов, утв. постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 449 (далее - Правила перевозки наркотических средств).
Правила перевозки наркотических средств предполагает только 2 случая перевозки наркотических средств:
- перевозка осуществляется на основании заключенного в установленном порядке с другим юридическим лицом договора перевозки, договора поставки, договора передачи на уничтожение или иного договора;
- без заключения договора в целях обеспечения наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами своих структурных подразделений (филиал, представительство или иное обособленное подразделение юридического лица, указанное в его учредительных документах), адрес места нахождения которых отличается от адреса места нахождения юридического лица.
Таким образом, Правила перевозки наркотических средств регулируют перевозку наркотических средств с одного адреса (места постоянного хранения) на другой адрес (новое место постоянного хранение). Кроме того, наркотические средства должны быть упакованы в тару и опечатываться (п. п. 7, 10 Правил перевозки наркотических средств), перевозятся в закрытом транспортном средстве вместе с лицом, ответственным за перевозку (п. 6 Правил перевозки наркотических средств). Указанные выше требования подразумевает, что под перевозкой наркотических средств понимается абсолютно самостоятельный вид лицензируемой деятельности.
При этом при работе скорой помощи не происходит перемещение наркотических средств с одного места хранения на другое по смыслу, заложенному в Правилах перевозки, а только лишь осуществляется временное хранения наркотических средств в машине скорой помощи. Это соответствует и п. 4 (1) Правил хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1148, в соответствии с которым к местам временного хранения наркотических средств и психотропных веществ относятся укладки, наборы, комплекты для оказания первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, скорой и паллиативной медицинской помощи, в состав которых входят наркотические средства и психотропные вещества.
В свою очередь, объект рассматриваемой закупки не предусматривает оказания услуг по перевозке наркотических средств и психотропных веществ, в связи с чем требование о наличии у участника закупки лицензии на право осуществления указанной деятельности, не включенной в объект закупки, является не правомерным.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 6 ст. 31 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПРИОРИТЕТ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 31 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 декабря 2021 г. N 44-5947/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2021